'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 4
  4. Научная статья № 76

Просмотры  27 просмотров

Пехтерева А.Д., Литвиненко Н.А.

  


АНТИФАШИСТСКИЙ ДИСКУРС: ОСОБЕННОСТИ СИМВОЛИКИ В РАССКАЗЕ ГЕНРИХА БЁЛЛЯ «ПУТНИК, КОГДА ТЫ ПРИДЁШЬ В СПА…» *

  


Аннотация:
статья посвящена символизации событий в рассказе Генриха Бёлля «Путник, когда ты идешь в Спа…», которая обусловливает его созвучие с жанрами притчи и параболы, в структуре которых обязательны иносказательный план, неантропоморфизированные образы.   

Ключевые слова:
символика, рассказ, антифашистский дискус, Генрих Белль   


Генрих Теодор Бёлль – немецкий писатель, известный во всём мире в основном благодаря своим романам. Но формирование системы основных принципов художественного освоения действительности, а также ценностных ориентиров и проблематики у писателя происходило при создании не только романов, но и в малом жанре повествовательной прозы 1940-60-х гг., который именуется как «Erzahlung». Рассказ Генриха Бёлля соединил признаки смежных жанровых форм: повести, новеллы, притчи и других исчерпавших себя к тому времени жанров. В новом жанровом синтезе кратко, но с художественной полнотой открывает читателю эпизод из жизни того или иного героя, включенного в социально-исторический контекст. И.Б. Роднянская в работе «Мир Генриха Бёлля» [Роднянская 1966, с.104] отмечает, что «символизация событий в коротких рассказах Бёлля обусловливает их созвучие с жанрами притчи и параболы, в структуре которых обязательны иносказательный план, неантропоморфизированные образы».Рассказ «Wanderer, kommst du nach Spa...» (1950) от начала и до конца состоит из вырастающей из подтекста символики. Картины, скульптуры, надпись на школьной доске и сама школа, памятник, числа, цвета, след от креста на стене – всё это зашифрованные подсказки, шаг за шагом, разгадав которые, читатель сможет в полной мере осознать главную мысль автора о губительности беспощадности и разрушительности войны, в которой принял участие герой.Действие рассказа происходят в школе, которая в годы войны, как и многие другие, была оборудована под госпиталь. Школа представлена как символическое пространство зарождения националистических воззрений, ведь именно там юношам и девушкам прививали не основные морально-нравственные нормы, а изо дня в день воспитывали из них солдат и продолжателей арийской расы. Они мечтали, чтобы имя их в будущем красовалось на памятнике и без толики сомнения шли к заданной цели: «Все это так солидно, совсем как в той войне, про которую мы читали в книжках с картинками...» [Бёлль1950, 490] «и вдруг меня пронзила мысль: если я в самом деле нахожусь в своей старой школе, то мое имя тоже будет красоваться на памятнике, высеченное на цоколе, а в школьном календаре против моей фамилии будет сказано: «Ушел на фронт из школы и пал за...» [Бёлль 1950, с. 490]. А за что? Ответа на этот вопрос читатель не находит.Предметы искусства, которые один за другим видит главный герой, играют не менее важную роль. Первое, на что падает его взор – портрет Медеи Фейербаха. Как Медея в греческой мифологии убивает собственных детей, так и Германия, по концепции Белля, становится Родиной-матерью мальчишек, ослепленных идеей, идущих на верную гибель и ведущих на гибель других. Что подтверждает также черный цвет портретной рамы, являющийся символом боли смерти и страдания.Далее герой видит снимок со скульптуры «Мальчик, вытаскивающий занозу» в коричневой раме. Шип в средние века был символом первородного греха, поэтому герой смотрит на картину, как в зеркало, в котором он видит грешника в поисках спасения.Фриз Парфенона описан как «воинственный и страшный, похожий на взъерошенного петуха», что еще раз говорит о том, что война не имеет ничего общего с красотой и величием. После многочисленных портретов курфюрста, Гитлера, старого Фридриха, «породистых арийских физиономий» [Бёлль 1950, с. 486], «уроженки Западного Мозеля» [Бёлль 1950, с. 486], «воина с большим позолоченным железным крестом», Цезаря, Цицерона, Марка Аврелия, Гермеса, маски Зевса, олицетворяющих собой Вавилонское столпотворение, внимание героя – и читателя – переходит на золотую раму, в которой «усы и острый нос Ницше». Все остальные части портрета заклеены табличкой с надписью «Leichte Chirurgie». Ницше, как и его философские учения поделены на две части: идею «переоценки всех ценностей» и идею «сверхчеловека». Неверная трактовка идеи «сверхчеловека» долгое время являлась флагманом идеологии фашизма и оправданием всеобъемлющей ненависти к обычным людям.Удивительным символом является крест, всплывающий в затуманенном разуме юноши. После того, как школа перестала носить имя св. Фомы, а крест сменила свастика, «на стене так и осталось неисчезающее темно-желтое пятно – отпечаток креста» [Бёлль 1950, с. 492]. Оно не просто пребывало на стене, а вызывало ярость: «тогда новые хозяева со злости перекрасили всю стену, но это не помогло… Крест остался на своем месте…» [Бёлль 1950, с. 492]. Крест – символ доброты, подвига, знамение победы над смертью, символ жертвенной любви всеблагого Бога к падшим людям. Одним из самых знаковых моментов является прочтение героем изречения, вынесенного автором в название рассказа: «Wanderer, kommst du nach Spa...» [Boll 1950, с. 318]. В воспоминаниях солдата сразу появляется школьная скамья и урок каллиграфии, на котором именно он выводил эту фразу, а она всё не помещалась на доске. И только полная фраза является ответом на все вопросы, возникающие у читателя: «Путник, весть отнеси всем гражданам Спарты, честно исполнив закон, здесь мы в могиле лежим» [Гаспаров 2001, с. 23]. Отсылка к подвигу трехсот спартанцев чрезвычайно важна: юношей и девушек в Германии учили быть жертвенными, не жалеть собственной жизни и жизни других во имя идей фашизма, во имя единой цели. Шесть раз тогда еще школьником герой не мог написать эту зловещую фразу, как и шесть дней Бог трудился. Седьмой раз она была написана учителем, как и семь лет Германия вела неправедную войну против Европы.Еще одним символом является образ Биргелера – швейцара, которого юноша узнает в самом конце рассказа: «…заходил к швейцару Биргелеру выпить молока, выпить молока в этой полутемной каморке, где можно было рискнуть выкурить сигарету, хоть это и строго воспрещалось…» [Бёлль 1950, с. 492]. В финальном эпизоде, после операции, он держит юношу и сталкивается с ним лицом к лицу. Вот он результат фашистской агитации, навязывания интересов и внушения идей. Результат: Бергелер видит, что стало с юношей, у которого в этом рассказе нет имени, а значит он олицетворяет собой целое поколение таких молодых ребят, как он: «Я дёрнулся… я хотел опереться, но не смог: я посмотрел на себя и увидел это: они меня разбинтовали, и у меня не было больше обеих рук и правой ноги… я закричал…» [Бёлль 1950, с. 494].Рассказ заканчивается словами: «Milch, sagte ich leise...» [Boll1950, с. 320]. Юноша просит молока, как тогда, в детстве, но на самом деле он просит жизни, а дальше лишь многоточие, которое оставляет поле для размышлений.Таким образом, символика рассказа Генриха Бёлля «Путник, когда ты придёшь в Спа…» играет сюжетообразующую и смыслообразующую роль. Разгадывая загадки, зашифрованные в тексте, читатель сам приходит к ответам на главные вопросы, которые задает автор и может сформулировать собственную позицию.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Пехтерева А.Д., Литвиненко Н.А. АНТИФАШИСТСКИЙ ДИСКУРС: ОСОБЕННОСТИ СИМВОЛИКИ В РАССКАЗЕ ГЕНРИХА БЁЛЛЯ «ПУТНИК, КОГДА ТЫ ПРИДЁШЬ В СПА…» // Вестник науки №11 (68) том 4. С. 503 - 508. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11118 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11118



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.