'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 4
  4. Научная статья № 74

Просмотры  17 просмотров

Алексиевич К.М.

  


ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЖ. СТЕЙНБЕКА «ПУТЕШЕСТВИЕ С ЧАРЛИ В ПОИСКАХ АМЕРИКИ» *

  


Аннотация:
в работе представлены жанровые особенности травелога как синтетического жанра. Изображены характерные черты травелога и обусловлен выбор повествовательных стратегий автора, которые напрямую связаны с особенностями жанра.   

Ключевые слова:
литература, травелог, жанровые особенности   


Джон Эрнст Стейнбек американский прозаик, автор многих известных романов и повестей: «Гроздья гнева» (1939), «К востоку от рая» (1952), «О мышах и людях» (1937), «Зима тревоги нашей» (1961), лауреат Нобелевской премии по литературе (1962). «Путешествие с Чарли в поисках Америки» — травелог, выпущенный в 1962 году, описывающий автомобильное путешествие по США, предпринятое писателем вместе с его пуделем по кличке Чарли двумя годами ранее. Цель своего путешествия автор озвучивает в начале книги: страстное желание увидеть родную страну своими глазами и заново открыть её для себя. Отправляясь в дорогу, Стейнбек надеялся найти ответ на множество вопросов, главный из которых: «Что представляют собой американцы в наши дни?». Путешествует он на специально сконструированном грузовике, названном им «Росинант» — в честь коня Дон Кихота. Суть аллюзии в том, что роман Сервантеса, это одно из первых произведений, где мотив путешествия играет важную композиционную и смысловую роль. Описания странствий известны в мировой литературе с древности. Однако в современном литературоведении нет единого мнения касательно границ и признаков путешествия, жанровых особенностей произведений про путешествия, поэтому обратимся к ним в травелоге Джона Стейнбека «Путешествие с Чарли в поисках Америки».Травелог является сложным жанром, потому что сочетает в себе несколько жанров литературы. Он характеризуется большим количеством интертекстуальных связей и повторяющимися отступлениями. Основным содержанием травелога является стремление к правдивому отражению другого мира или места через восприятие путешественника. Поэтому важной особенностью травелога является сочетание различных жанров, с помощью которых становится возможным более полный набор впечатлений, получаемых читателем от книги. Отметим жанровые особенности травелога в книге Стейнбека. При анализе важно отметить особый тип “духовного путешествия”, так как именно оно определяет мотив путешествия для Стейнбека. Автор в травелоге активен, он и участник, и наблюдатель, и носитель определённого мировоззрения. Он выбирает маршрут, цель и мотив путешествия. «Путешествие — это всегда “личный” сюжет, диалог авторского “я” или героя с местом, с городом, со своим прошлым, со своим настоящим, со своей историей, культурой...» [Мартынюк Е. Б. 2018 С. 379]. «Моя родина изменилась, а уехав оттуда, я менялся не вместе с ней. В моей памяти она оставалась прежней, и её теперешний облик раздражал и сбивал меня с толку» — отмечает Стейнбек. Поэтому, анализируя травелоги, важно увидеть тонкую грань между описанием и повествованием «Чередование этих принципов можно рассматривать как один из главных признаков этого жанра» [Майга А. А. 2014. С. 257].Стейнбек начинает повествование с того, что его всю жизнь тянет к путешествиям. Неудивительно, что некоторые произведения были написаны после поездки Стейнбека в те или иные края. Его всегда волновало настоящее и будущее Америки, проблемы языка, взаимоотношений, экологии. Но самым большим интересом для писателя являются люди, их взгляд на вышеперечисленные проблемы. Важен образ автора в травелоге, так как он является структурообразующим в жанре путешествия, это один из ключевых элементов жанра. Кайда Л.Г подчёркивает, что «Вездесущее звено в композиционно-синтаксическом строе жанра – это образ автора, который определяет и способ его речевой организации, и отбор языковых средств, и общую стилистическую тональность» [Кайда Л. Г. 2011. С. 41]. Речевые характеристики в травелоге несут определённую нагрузку и выражают авторскую позицию, уточняют отношение автора к событиям, фактам. Позиция автора находится в центре эстетической и лингвистической системы, выделим признаки: «социально-оценочное отношение к фактам, явлениям, событиям, содержательные категории (убежденность, компетентность, гражданская ответственность и др.» [Кайда. Л. Г. 2011. С. 228]. Стейнбек очень часто обращается к Чарли, к читателям, к самому себе. Жанр объединяет объективное и субъективное, реальность и фантазию, статику и динамику путешествия, факты и документальность. Автор и участник, и наблюдатель, и хронист, и аналитик, и философ. «Есть у нас порядки, обычаи, мифы, новшества и перемены, которые входят составными частями в структуру Америки. И я намерен обсуждать их здесь в той последовательности, в какой они попадали в сферу моего внимания» [Стейнбек Дж. 1962 С. 63].Ещё одной жанровой особенностью является синтез публицистического и художественного стиля в травелоге. Акцент делается на синтетичности жанра, на сочетании и смешении документального и беллетристического, вымышленного и реального. Жанровая особенность заключается в собирательной литературной форме, включающей в себя элементы разных жанровых образований. Путешествие представляет собой слепок с действительности, но тем не менее этот слепок сделан автором. В тексте путешествия важны документальные элементы, подчёркивается роль факта, автор убеждает читателя в достоверности описываемого. К числу жанровых особенностей путешествия Н. М. Маслова относит «создание целостной картины отображаемой социальной действительности, многосторонность ее описания и активную роль автора-путешественника, очевидца как действующего лица описываемых событий, субъективность авторского подхода» [Маслова Н. М. 1980 с. 72]. Публицистичность, это способ выражения авторской позиции. В таких текстах позиция автора высказана прямо, очевидно. Мысль автора сформулирована чётко и ясно. «...Несмотря на громадность наших географических пространств, несмотря на характерные особенности каждого отдельного района Америки, несмотря на то, что в ней перемешались представители всех этнических групп — мы единая нация, мы новое племя. Каждый американец прежде всего американец» [Стейнбек Дж. 1962 с. 195]. Отметим важный структурный элемент — маршрут повествования. Маршрут заранее построен, его выбор зависит от разных объективных и субъективных причин, авторского мотива и цели, мировоззрения и увлечений. В. А. Шачкова подчёркивает, что «В соответствии с маршрутом произведение наполняется теми или иными фактами, их выбор и акценты на тех или иных аспектах определяют авторские выводы и оценки. Именно маршрут формирует весь сюжет произведения» [Шачкова В. А. 2008 С. 279]. Из Лонг-Айленда, Нью-Йорк, Стейнбек отправляется в Мэн, оттуда до тихоокеанского северо-запада, затем вниз до родного города Салинаса в Калифорнии и через южные штаты Техас и Луизиану обратно в Нью-Йорк. В общей сложности поездка охватила 10 000 миль.Выявим черты других жанровых форм. Сам автор не до конца понимает, что именно он будет писать «... дорогой я буду писать. Очерки? Может быть. Путевые заметки? Наверное. Письма? Безусловно» [Стейнбек Дж. 1962 С. 15]. Поэтому в книге мы находим свойства следующих публицистических жанров: очерк (очерк путешествия, портретный очерк, проблемный очерк), репортажа (событийный, традиционный, проблемный, познавательный), зарисовка (пейзажная, портретная), беседа. Если говорить о конкретных примерах, то Стейнбек очень часто начинает разговоры со встретившимся людьми. Он разговаривает с моряком-подводником о его работе. Во время встречи с фермером, собеседники пришли к заключению, что будущее может быть очень страшным, из-за этого люди стали неуверенными и скрытными. Если раньше перед выборами была полемика, спор, то сейчас затишье. Стейнбека не интересуют пустые разговоры, в каждом диалоге он старается спросить жителей о том, что их волнует, чем им нравится и не нравится Америка. Стейнбек критикует современную политику, поддерживающую холодную войну, по словам автора, это вырабатывает ксенофобию. Он замечает, что при каждой неудачи в любой области, многие обвиняют русских. Также он высказывает предположение, что в СССР ситуация точно такая же, только обвиняют во всём американцев. Автор отмечает, что жители Новой Англии немногословны и ждали первых шагов от незнакомца, а на Среднем Западе наоборот, люди более открыты и сами вступали в беседу. Проезжая мимо промышленных городов, он говорит о технологических переменах, о росте городов и общества, дороги заполнены автомобилями, а количество бытовых отходов в каждом городе огромно. При пересечении территорий штатов Огайо, Мичиган и Иллинойс автор заметил прирост населения и машин на дорогах. Заезжая в зоны отдыха, построенные вдоль магистралей, он дивился прогрессу: ведь здесь всё — от лекарственных препаратов до супа — покупалось в специальных автоматах, а интерьер ресторанов своей стерильностью «напоминал уборные». Открытием для Стейнбека стали передвижные дома «мобили», которые набирались популярность с 1950-х годов. Стейнбек объясняет их популярность таких домов склонностью американцев к путешествиям и переездам. Поговорив с управляющим парка, где останавливаются «мобили», он узнаёт, что такие дома намного дешевле и не привязывают человека к одному месту. Во время встречи с одной семьёй, которая приехала на сборку урожая картофеля, Стейнбек вспомнил положение сезонных рабочих, в числе которых он сам был, а позже изобразил это в романе «Гроздья гнева». Также автора волнуют проблемы языка, культуры и литературы. Он отмечает, что местные говоры вымирают из-за радио и телевидения, массмедиа влияет на увлечения жителей маленьких городов. Автор неоднократно негодует на безвкусие и ненатуральность потоковой продукции, которой пользуются американцы. Это относится к еде и духовной пище. Он говорит о том, что чтение дешёвого чтива: комиксов, книг о сексе и убийствах, негативно скажется на мировоззрении, культурном и умственном развитии. Это лишь маленькая часть поднятых проблем в произведении. Стейнбек постоянно ностальгирует, размышляет о настоящем и думает о будущем. Именно поэтому, читая травелог, мы читаем и путевые заметки, и роман, и репортажи, и очерки.Таким образом, выбор повествовательных стратегий обусловлен разными жанровыми особенностями травелога. При изучении травелога обращаем внимание на авторскую мотивацию и цель. Автор в травелоге присутствует всегда. Среди ключевых черт отметим следующие: 1) жанровая свобода, 2) композиционная и структурная целостность, которая проявляется в маршруте автора-путешественника, 3) образ автора-путешественника, продумывающего маршрут, цель, мотив. К тому же образ отражает субъективную точку зрения, мировоззрение путешественника, 4) правдивое изображение действительности и большая роль документа, факта, достоверности увиденного, 5) публицистичность, 6) использование черт разных типов очерка, репортажей, зарисовок, 7) влияние социальной, политической, экономической ситуации на само путешествие и на описание его в травелоге.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Алексиевич К.М. ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЖ. СТЕЙНБЕКА «ПУТЕШЕСТВИЕ С ЧАРЛИ В ПОИСКАХ АМЕРИКИ» // Вестник науки №11 (68) том 4. С. 490 - 496. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11116 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11116



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.