'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 4
  4. Научная статья № 70

Просмотры  14 просмотров

Солдаткина С.В.

  


ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОВЕТСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1920 - 1930 ГОДЫ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены ключевые факторы, раннего этапа развития советского высшего образования, а также основные задачи и принципы высшего образования того периода.   

Ключевые слова:
образование, вузы СССР, Советский Союз, система высшего образования   


В наши дни требования общества к уровню образования и личностного развития довольно высоки, что повлияло на трансформацию методов и технологии образования. Сегодня инновационные технологии позволяют организовать образовательный процесс с учетом профессиональной направленности обучения, а также ориентации личности студента на его интересы, склонности и способности. Становление высшего образования относится к периоду советского времени.В развитии советского высшего образования можно выделить три основных периода (рисунок 1)./Рис. 1. Этапы развития советского высшего образования.Рассмотрим ключевые факторы, раннего этапа развития советского высшего образования. Прогресс советской системы образования следует в русле истории Советского Союза. Данный период ознаменован трансформацией и реформированием системы образования.Сразу после Октябрьской революции состоялся Второй Всероссийский съезд Советов, на котором была утверждена государственная комиссия по просвещению, в обязанности которой входило руководство системой образования и культуры [1].В октябре 1918 года в РСФСР открываются бесплатные единые трудовые школы, в которых обучались дети школьного возраста. Учитывая низкий уровень грамотности населения, власть обязала всех в возрасте от 8 до 50 лет обучаться грамоте. С приходом к власти большевиков закрылись многие частные учебные заведения, в 1918 г. действовало всего 5 университетов. Было проведено несколько реформ, по которым церковь отделялась от государства, устанавливалось гендерное равенство в образовании, обучения строилось на основе производственного труда. Существовала острая необходимость в расширении системы образования. Благодаря советской идеологии равенства, помимо того, что образование было всеобщим, бесплатным, оно также сопровождалось гарантированным трудоустройством после окончания учебы. Видение коммунистической партии состояло в том, чтобы подготовить национальную рабочую силу для удовлетворения потребностей государства [4]. Декрет СНК РСФСР 1918 года «О правилах приема в высшие учебные заведения» можно считать началом существования советской высшей школы. В соответствие с Декретом сняты ограничения по поступлению в высшие учебные заведения рабочих и крестьян.В советской системе ВУЗОВ студенты не выбирали свою специализацию, поскольку основная цель высшего образования заключалась не в личном, а общественном продвижении. Порядок и дисциплина имели первостепенное значение. Партийные чиновники пристально следили за студентами, это должно было способствовать соблюдению, а также принятию советского образа жизни [2]. Окончивших обучение принудительно распределяли на работу, кто был не согласен, рисковали потерять свою квалификацию. Изменения коснулись не только студентов, но и преподавателей, которые теряли свои ученые степени и звания и получили статус профессоров и преподавателей, это было сделано с целью уровнять преподавателей педагогического состава ВУЗА и предоставить возможность молодым кадрам встать наравне с опытными преподавателями.Все занятия проводились непосредственно по предварительно утвержденным учебникам, без возможности внесения каких-либо изменений в образовательный процесс. В сентябре 1919 года принято решение об организации в ВУЗАХ рабочих факультетов, такие факультеты были предназначены для подготовки к поступлению в ВУЗ. Рабочие и крестьяне на таких факультетах изучали программу средней школы всего за 4 года, после окончания рабочего факультета они имели преимущества при поступлении в ВУЗ [3]. Основные задачи и принципы высшего образования того периода представлены на рисунке 2. /Рис. 2. Основные задачи реформирования высшего образования в 1920-е годы.Создание рабочих факультетов изменило классовый состав студентов. В 1921 году были приняты новые постановления, в которых система управления ВУЗАМИ терпела существенные изменения. В ВУЗАХ был определен высший орган управления – правление, председателем этого правления стал ректор. Согласно новому законодательству проведена реструктуризация факультетов. Теперь раз в квартал в Москве проводилось ректорское совещание, на котором собирались ректоры ВУЗОВ РСФСР и обсуждали текущие проблемы. В 1923 году выпущено Положение об организации пролетарского студенчества, согласно которому в состав правления ВУЗА должен входит представитель от студенчества, поскольку среди студентов ярко выражались недовольства и недоверие к профессорско-преподавательскому составу. Чуть позже было учреждено Центральное бюро пролетарского студенчества. Новый этап реформирования высшего образования относится к 1928 году. С учетом развития народного хозяйства и возросших требований существовала необходимость квалифицированных узких специалистов. Тем самым из многофакультетных ВУЗОВ были созданы ВУЗЫ по отраслевому принципу, при этом власть передавалась конкретному хозяйственному ведомству, к которому принадлежал ВУЗ. Реформа решила проблему нехватки узких специалистов, однако это породило новые проблемы, а особенно негативно отразилось на качестве подготовки научных кадров. В большей степени это стало следствием того, что в стране появилось множество небольших узкопрофильных учебных заведений. В связи с этим в скором времени многие мелкие ВУЗЫ были закрыты или объединены с более крупными, такая система высшего образования сохранилась до 1934 года [4].   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Солдаткина С.В. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОВЕТСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1920 - 1930 ГОДЫ // Вестник науки №11 (68) том 4. С. 468 - 473. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11112 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11112



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.