'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 4
  4. Научная статья № 63

Просмотры  34 просмотров

Чинякова А.А.

  


РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ К.Д. УШИНСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
раскрываются фундаментальные идеи наследия великого русского педагога К. Д. Ушинского и их востребованность в современной теории и практике образования. Показан потенциал наследия К. Д. Ушинского в подготовке педагогических кадров, во взаимодействии семьи и школы, а также в формировании русского общественно-педагогического самосознания.   

Ключевые слова:
великий русский педагог, наследие Ушинского, образование, воспитание, семья   


«Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы.» – К.Д. УшинскийКонстантин Ушинский – является прославленным педагогом–демократом, писателем, автором научной педагогики в России. Также является автор многочисленных научных трудов и произведений для детей – «Два плуга», «Ветер и солнце», «Жалобы зайки», «Лиса и козел», «Плутишка кот».Константина Ушинского любили учителя, дети и их родители, он был единственным преподавателем в дореволюционной России, сумевшим завоевать такой авторитет. Он полностью изменил отечественную педагогическую практику, основал новую науку, ранее неизвестную в России. Великий педагог считал, что каждая школа, и каждый учитель выполняет одну из двух функций – либо готовит счастье свое родине, либо несчастье.Своей деятельностью К.Д. Ушинский значительно повысил образовательный уровень народной начальной школы, чему особенно способствовали его учебные книги «Детский мир» и «Родное слово».К.Д. Ушинский считал, что необходимо создать систему народного воспитания, отвечающую потребностям, интересам народа (воспитание патриотизма, национальной гордости, любви к труду знание к народной культуре, родного языка, произведений устного народного творчества) Константин Дмитриевич создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными (игра – деятельность свободная, самостоятельная на ее содержание влияет среда воспитатель не должен вмешиваться большое значение имеют игрушки важно использовать народные игры). Признавал теснейшую связь эстетического и нравственного воспитания дошкольников. Он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли, глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе и дошкольного. К.Д. Ушинского по праву можно считать основоположником русской дошкольной педагогики. Его мысль о народности воспитания является главнейшей в педагогической теории. Идеи Ушинского в настоящее время нашли отражение в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Константин Дмитриевич дал ценнейшие советы и обосновал важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения. Эти советы не утратили своего значения и в наше время. Принципы обучения педагоги используют в организации и проведении образовательного процесса.Сегодня ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей, что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. Этот принцип созвучен с идеями великого педагога. И сегодня мы строим образовательную деятельность с детьми так, чтобы в ней сочетались несколько образовательных областей («Физическое развитие» – двигательная деятельность «Социально-коммуникативное развитие» – игровая деятельность «Познавательное развитие» – познавательно–исследовательская деятельность «Речевое развитие» – коммуникативная деятельность «Художественно-эстетическое развитие» – продуктивная деятельность).В развитии речи детей дошкольного возраста Константин Дмитриевич придавал большое значение рассказыванию по картинкам, произведениям народного творчества: пословицам, прибауткам и загадкам. В настоящее время мы используем сказки, поговорки, пословицы, загадки, прибаутки, как одну из современных технологий, направленных на развитие речи. Читаем русские народные сказки в обработке Ушинского, например, такие как «Репка», «Мужик и медведь» и т. д., сказки собственного сочинения К. Д. Ушинского. С помощью сказки ребёнок познаёт окружающий мир, учится различать добро и зло. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм в ребёнке, уверенность в преодолении любых трудностей.Учёный разработал ценные указания по улучшению воспитательной работы детских садов, вошедшие в фонд русской дошкольной педагогики второй половины XIX в. Например:– не надо переутомлять детей «сидячими занятиями», больше давать свободного времени для самостоятельной деятельности – преждевременное обучение утомляет мозг ребенка, влияет неуверенность в свои силы– запаздывание в обучении обуславливает в отставании в развитии детей– считал необходимым разработать: учебные занятия детей, «предшествующие книжному обучению» неучебные занятия, которые примыкают к игре.Высоко оценивая достоинства общественного воспитания, К. Д. Ушинский все же наиболее естественной средой воспитания дошкольников считал семью и в связи с этим определил задачи семейного воспитания детей, а также права и обязанности родителей, обратив при этом особое внимание на роль матери.Огромную роль в развитии и воспитании личности ребенка играют родители и воспитатели, пример их жизни и поведения. «Одна из первейших обязанностей всякого гражданина и отца семейства, – писал Ушинский, – приготовить из своих детей полезных для общества граждан одно из священных прав человека, рождающегося в мире, – право на правильное и доброе воспитание».Согласно календарю, Константин Дмитриевич Ушинский – человек девятнадцатого века. Но благодаря общественно полезной деятельности он живет и в наше время.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Чинякова А.А. РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ К.Д. УШИНСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №11 (68) том 4. С. 424 - 428. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11105 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11105



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.