'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 4
  4. Научная статья № 60

Просмотры  43 просмотров

Садаева Ф.Ш.

  


ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ *

  


Аннотация:
работа посвящена оценке эффективности педагогических технологий в обучении иностранному языку. Характеризуется понятие педагогической технологии. Проводится оценка влияния педагогических технологий на результаты обучения. По итогам исследования описываются общие перспективы применения педагогических технологий в языковом образовании.   

Ключевые слова:
педагогические технологии, иностранный язык, языковое образование, обучение детей   


Тема применения современных педагогических технологий в обучении является достаточно обширной и противоречивой, что является следствием дифференцированности теоретических, практико-ориентированных и экспериментальных исследований, посвященных вопросам применения актуальных педагогических технологий в практике преподавания и языкового образования.Отметим, что в зарубежной практике наблюдается некоторая одновременная схожесть и различия в раскрытии технологического подхода, в сравнении с отечественными подходами. Схожесть проявляется в том, что зарубежные авторы также рассматривают педагогические технологии и технологический подход в качестве значимого аспекта развития института образования, достижения более высоких результатов и повышения эффективности обучения. Различия, напротив, обусловлены разностью восприятия понятия «технология», под которой в зарубежной практике понимается её узкое представление, раскрытое в виде средств обучения, применимых в образовании. Так, O. Gaevska и N. Soroko указывают на значительные преимущества технологического подхода в языковом образовании, ввиду его ориентированности на передовые достижения науки и техники (приводя в пример технологии дополненной и виртуальной реальности) [3]. T. Kaur и S. Kaur также отмечают, что обучение, основанное на технологиях (технологический подход) сопряжено, первично, с применением новых цифровых инноваций и технологических средств, цифровых инструментов [4]. T. Almeida также рассматривает под педагогическими технологиями применимые в контексте обучения ИКТ и цифровые средства, демонстрирующие эффективность и обширную систему возможностей [2]. G. Weichhart и C. Stary, приводя в пример технологию персонализированного обучения, также сводят свое исследование к системам электронного обучения, основанным на поддержке и сопровождении индивидуальных образовательных маршрутов. Авторы считают, что педагогическая технология раскрывается в структуре интерпретации технологий (инноваций, устройств) в их узком представлении и дидактических подходов для построения педагогических и технологических систем, в неразрывном их совместном влиянии друг на друга [5].И хотя в отечественной практике информационно-коммуникационные технологии, цифровые средства и прочие современные достижения науки и техники также включаются в состав педагогических технологий, отечественные трактовки не ограничиваются названными составляющими, определяя большую широту и перспективность педагогических технологий, как инструмента обучения. Фокус на подобных средствах при рассмотрении педагогических технологий, на наш взгляд, обладает, напротив, ограничивающей направленностью. В этом отечественные подходы значительно превосходят зарубежные определения.Широта существующих определений сопровождается широтой существующих классификаций педагогических технологий, которые могут рассматриваться как отдельные технологии, как технологии, ориентированные на личность, как технологии, основанные на инновациях, и так далее. Вместе с тем, единство педагогических технологий обусловлено их направленностью на обучение с прикладным характером воспроизводства, что предполагает возможность использования педагогической технологии любым педагогическим работником, исключительно на основе применения инструкции (методики) по данной педагогической технологии. Многократная воспроизводимость, как свойство педагогической технологии, в таком случае сопровождается простотой восприятия, интуитивной ясностью методики, а, иногда, и самобытным воспроизводством, без ориентации на специальные материалы. Иначе говоря, педагогическая технология, действительно, отражает состояние практических подходов к обучению.Вместе с тем, нельзя не подчеркнуть, что преимущества многих технологий обучения, в ряде случаев, пересекаются между собой. Например, достаточно схожие с представленными преимуществами видим преимущества, выделенные в работе П.Н. Веселовой. Автор, исследуя технологию глобальных симуляций, также выделяет такие преимущества, как: высокая активность, ориентация на мыслительный характер обучения, межличностная коммуникация, и многие другие, дополняя их значительным ростом мотивации к языковому образованию [1].Отметим, что педагогические технологии сегодня, отчасти, имеют единую результирующую направленность, поскольку связаны с воспроизводством инновационных подходов к обучению. Общими преимуществами от применения педагогических технологий в языковом образовании младших школьников, являются:направленность на активность обучающегося, изменение его роли таким образом, чтобы обучающийся самостоятельно регулировал обучение, становился активным субъектом обучения,высокая результативность, основанная на деятельностном характере с высокой интенсивностью проводимого обучения, разнообразием подходов и способов освоения учебного материала. Как итог, рост эффективности усвоения, с погружением в материал,ситуативность применения, связанная с широтой вариаций внедрения и применения педагогических технологий, вне зависимости от рассматриваемых учебных дисциплин и предметов,персонализация образования с перспективами построения индивидуального образовательного маршрута, с учетом потребностей, целевых ориентиров и возможностей конкретного обучающегося, здесь также можно выделить расширение доступности образования для различных категорий субъектов,ориентированность на творчество, творческий характер деятельности, основанный на активных мыслительных операциях и подготовке собственного продукта,и многие другие преимущества, раскрывающиеся в структуре частных случаев, примеров или конкретных технологий, которые могут быть свойственны нескольким технологиям одновременно.Таким образом, преимущества и возможности применения педагогических технологий, на наш взгляд, раскрываются более обширно в современных научных исследованиях, нежели это происходит с «недостатками» или сопутствующими проблемами. У этого также есть собственные причины. Как правило, проблемы или недостатки, свойственные педагогическим технологиям, не рассматриваются обособленно. Обусловлено это, на наш взгляд, крайне высокой степенью различий условий, в которых воспроизводятся конкретные технологии, что не позволяет точно выделять недостатки и причины их проявления (кроме того, стоит также учитывать субъективность восприятия недостатков педагогическим работником). Дополнительно созданные барьеры или специфичность могут повлиять на исход применения педагогической технологии, и, более того, определить возможность достижения запланированных результатов. Однако, эти барьеры настолько широки, что раскрыть их в полной мере попросту не представляется возможным.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Садаева Ф.Ш. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №11 (68) том 4. С. 410 - 415. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11102 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11102



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.