'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 4
  4. Научная статья № 58

Просмотры  26 просмотров

Малышева К.В.

  


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ *

  


Аннотация:
статья посвящена изучению педагогических условий развития социальной активности сельских школьников. В работе раскрыто понятие «социальная активность», представлены особенности детей подросткового возраста. Статья отражает результаты эмпирического исследования, направленного на создание педагогических условий для развития социальной активности сельских школьников. Работа имеет не только теоретическую, но и практическую значимость.   

Ключевые слова:
ФГОС основного общего образования, социальная активность, подростки, педагогические условия, сельская общеобразовательная школа, программа   


В условиях современного общества определяются векторы, актуальные для различных сфер деятельности. В российской системе образования развитие социальной активности молодежи выделяется как приоритетная задача. Данный показатель выражается в разработке и реализации различных федеральных проектов, нормативных документов. В Федеральном проекте «Социальная активность» ссылка, который реализуется в рамках национального проекта «Образование», указывается на необходимость включения подростков в волонтерскую деятельность, а также развития их талантов и способностей [13]. В 2022 году было создано российское движение детей и молодежи «Движение первых», участие в котором также способствует развитию социальной активности подростков, так как среди направлений его деятельности выделяются волонтерство и добровольчество, экология и охрана природы, патриотизм, труд и профессия, культура и искусства, наука и технологии и другие сферы общественной жизни [9]. Федеральное агентство по делам молодежи «Росмолодежь» также ставит приоритетными задачами своего функционирования развитие талантов и способностей молодых людей, привлечение их к участию в социально-значимых проектах [11]. Под социальной активностью следует понимать поведение и деятельность личности, ориентированной на активное преобразование социальной среды [8, с. 132]. Данный вид деятельности способствует развитию социально значимых качеств [7, с. 115]. Особой возрастной группой в обществе являются дети подросткового возраста. Для них свойственны повышенная эмоциональная активность и нестабильность. Однако данный период наиболее продуктивен для закладывания психомоторных и когнитивных навыков, познания себя, формирования своей «Я-концепции». В подростковом возрасте происходит активное физиологическое развитие. В стремлении занять значимое место в жизни и быть замеченными и оцененными подростки часто увлекаются спортом, танцами, художественной самодеятельностью, общественно-полезной деятельностью, посещают различные кружки и тренировки. Предполагается, что в этом формируются качественно новые отношения детей данного возраста с окружающим миром [3, с. 335 4, с. 238]. Поэтому, в условиях повышенной сензитивности, необходимо внимание, направленное на формирование у подростков социальной активности. Существуют мотивы и стимулы, обусловливающие социальную активность подростков. В этом случае возможно выделить следующие:1) потребность в самореализаци 2) потребность в чувстве социальной значимости и общественном признании3) потребность в самоопределении4) приобретение общественно-полезных навыков и умений5) профориентация6) желание быть принятым в социуме, поиск друзей и единомышленников [5, с. 47].Представленные мотивы и стимулы позволяют подросткам осознать и понять свое место в социуме, значимость существующих морально-нравственных норм, ценностей. У подростков появляется возможность для самоопределения и дальнейшего успешного развития в обществе.Однако существуют и различные факторы, которые препятствуют активной деятельности подростков в социальной среде. К их числу относятся:1) низкий уровень поддержки2) недостаток методического инструментария у педагогов и тьюторов3) отсутствие финансовой поддержки со стороны государственных органов власти4) дефицит знаний и навыков в социальной деятельности у самих подростков [6].Как для учащихся городских школ, так и для учеников сельских образовательных учреждений социальная активность имеет важное значение. Это обусловлено возрастным процессом развития подростков и формирования личности, значимостью решения жизненных проблем, во время самоопределения, в моменты преодоления кризисных ситуаций.Следовательно, для того, что не допустить возникновение указанных факторов, важно сформировать условия, способствующие социальной активности обучающихся. В толковом словаре С.И. Ожегова понятие «условие», с одной стороны трактуется, как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит», и с другой, как обстановка, в которой что-либо осуществляется, происходит, в частности, развитие социальной активности [10, с. 561].   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Малышева К.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №11 (68) том 4. С. 397 - 405. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11100 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11100



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.