'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 4
  4. Научная статья № 57

Просмотры  15 просмотров

Макарченко А.В., Сухонина Н.С.

  


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗПР *

  


Аннотация:
одним из немаловажных моментов в практике дефектолога является коррекция адаптационных механизмов у первоклассников с ЗПР. В связи с особенностями развития их личности адаптационные механизмы имеют свои особенности. Коррекция данных процессов будет способствовать более легкой их интеграции в школьную жизнь. В данной статье речь пойдет о особенностях формирования адаптационных процессов у первоклассников с ЗПР.   

Ключевые слова:
адаптация, первоклассники, ЗПР, обучение, развитие, воспитание, личность   


В процессе развития личности ребенка с ЗПР немаловажным аспектом является его школьная адаптация. Процесс коррекции адаптационных механизмов важный вопрос в связи с тем, что имеет прямое влияние на дальнейшую интеграцию и социализацию ребенка.Под задержкой психического развития как отмечает О.С. Ларионова понимается нарушение нормального темпа психического развития. [3, 10] В процессе организации формирования адаптационных механизмов у детей с ЗПР педагогу необходимо создавать мотивационные стимулы к учению. Организовывать процесс школьного обучения в соответствии с потребностями школьника с ЗПР. В связи с особенностями развития личностных качеств детей с ЗПР исследователи приходят к выводу, что чаще всего первоклассников беспокоит не сам факт процесса учения и получения знаний, а отношения к ним взрослых. Исходя из этого процесс обучения должен быть максимально доступен школьникам. Для развития мотивационной стороны педагогу необходимо поощрять знания и достижения своих воспитанников. [3, 51]В процессе обучения детей с ЗПР с целью их успешной адаптации к школьной жизни, педагогу на первых порах не стоит загружать воспитанников заданиями, перевозбуждать их нервную систему и истощать организм. Необходимо организовывать частые перерывы, создавать ситуации личностного и коллективного общения в процессе занятий. Ряд исследователей отмечают, что детям с ЗПР в связи с частой истощаемостью нервной деятельности необходимо дозирование объема учебного материала и частая смена деятельности. Проведение физкультминуток – основа здоровьесберегающих технологий [3, 44]. Л.М. Крыжановская также отмечает, что для более успешной адаптации ребенка к школе необходимо использовать яркий, красочный наглядный материал с целью привлечения внимания школьника и его заинтересованности [2, 211].Крайне важный пункт – квалифицированность педагога, его стремление к самообразованию и изучению специальной литературы. Изучение новых методик, разработка программ, перенимание опыта различных специалистов делает педагога более решительным в исполнении своих задач.С целью адаптации ребенка с ЗПР необходимо использовать учебные игры для развития таких процессов мышления как анализ, синтез, абстрагирование, сравнение. Важным в развитии мышления является обучение способности ребенка к рассуждению [2, 212].И.А. Алексеева отмечает, что в процессе урока важным является снятие нервного напряжения у детей с ЗПР это достигается путем различных упражнений на развитие моторики рук. Переключение внимания с одного вида деятельности на другой способствует снятию нервно мышечного напряжения [1, 130].Одним из немаловажных в процессе работы с адаптацией является повышение самооценки у школьников с ЗПР. Это необходимо для того, чтобы ребенок не чувствовал себя сжато, скованно и закомплексовано. Повышение самооценки сделает процесс обучения ребенка с ЗПР более легким в плане эмоциональных составляющих. Это достигается путем игр на оценку себя [1, 132]. О.С. Ларионова отмечает, что только совместная работа педагога и родителей поможет облегчить ребенку процессы адаптации. Необходимы частые консультации по тому, как вести себя дома. Педагогу в процессе обучения важно следить за посадкой учащихся и организацией их рабочего места. На первых занятиях нужно следить за взаимоотношениями со сверстниками. Рассаживать детей так, чтобы более отстающие сидели с теми, кто может помочь и поддержать [3, 61].Из множества учеников педагогу необходимо выделять тех, у кого процессы адаптации происходят сложнее остальных. Л.М. Крыжановская отмечает, что при частом одобрении таких учеников происходит не только улучшение эмоционального состояния, но и повышает их авторитет в глазах остальных учеников, что способствует повышению самооценки [2, 180]. Таким образом, знание основ адаптационных механизмов школьников с ЗПР можно значительно облегчить их переход в новый социальный статус.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Макарченко А.В., Сухонина Н.С. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗПР // Вестник науки №11 (68) том 4. С. 393 - 396. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11099 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11099



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.