'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 4
  4. Научная статья № 56

Просмотры  45 просмотров

Макарченко А.В., Сухонина Н.С.

  


ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗПР К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ *

  


Аннотация:
одним из немаловажных моментов в практике дефектолога является знание адаптационных механизмов у первоклассников с ЗПР к школе. В связи с особенностями развития их личности адаптационные механизмы имеют свои особенности. Знание данных механизмов позволит дефектологу облегчить процесс адаптации ребенка с ЗПР. В данной статье речь пойдет об адаптации первоклассников в условиях школьного обучения.   

Ключевые слова:
адаптация, первоклассники, ЗПР, обучение, развитие, воспитание, личность   


Важным аспектом развития ребенка с ЗПР является его успешная адаптация в условия школьной жизни. Под задержкой психического развития (ЗПР) понимается темповое отставание всех сторон психической активности ребенка. ЗПР по мнению Г.Е. Сухаревой имеет пограничное состояние и находится между нормой и отклонением. Изучением особенностей психической деятельности детей с ЗПР занимался ряд ученых: Г. Е. Сухаренову, К. С. Лебединского, Т.А. Власова, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Л.В. Кузнецова, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Бочкина.Поступление в школу для ребенка с ЗПР является ключевым переломным моментом его развития. Это наделяет его новыми социально значимыми обязанностями. Данный фактор существенно влияет на развитие личности ребенка, ведь теперь выполняя субъективно значимые действия он получает «общественную» оценку [1, 34].Вопросы, касающиеся психологической готовности детей к школе, являются важными в системе общего образования. На сегодняшний день, число детей не готовых к обучению в школе неуклонно растет. Это свидетельствует о том, что в психолого-педагогической практике выстраиваются новые парадигмы для смягчения данных обстоятельств.Важным этапом в работе дефектолога является своевременное выявление детей не готовых к школьному обучению для дальнейшей коррекции их состояний. Именно поэтому вопрос адаптационных механизмов является актуальным для современной психолого-педагогической литературы [1, 56]. Анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу (Т.А. Власова, Н.Ю. Борякова, Л.В. Кузнецова, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская, Н.А. Никашина, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.) показал, что дети с ЗПР тяжело адаптируются в условиях школьной жизни. Однако данные обстоятельства, как выявили исследователи легко поддаются коррекции. Многолетние труды отечественных и зарубежных исследователей позволяют отметить, что одной из причин школьной дезадаптации ребенка с ЗПР выступают основы семейного воспитания. Это связано с тем, что ребенок, не участвующий в концепции «мы семья», отказывается выполнять общественные требования, подчиняться социальным правилам и стремится к отчуждению [3, 145]. Другая причина школьной дезадаптации как отмечает И.А. Алексеев связана с тем, что ребенок с ЗПР не способен к внеситуативно-личностному общению и готов общаться на уровне ситуативно-делового. Проблемы адаптации детей с ЗПР связаны с нарушениями сферы социальных эмоций. Дети рассматриваемой категории эмоционально не готовы к теплому общению со сверстниками и следованию нравственно-этическим нормам. У детей могут оставаться нарушенными эмоциональные контакты со взрослыми.Большинство детей с ЗПР психически неустойчивы, следовательно школьная дезадаптация может выражаться конфликтностью и непосредственностью поведения [2, 19]. Нарушения некоторых сфер психической деятельности также способствует дезадаптации. Одним из важных отклонений от норм является несовершенство звукопроизношения. Данный фактор заставляет ребенка чувствовать себя скованно и отказываться от коллективного взаимодействия. О.С. Ларионова отмечает, что ребенок с ЗПР отличается значительным своеобразием. В школьной практике такой ребенок продолжает вести себя как дошкольник. Нарушенными остаются не только учебные мотивы, но и основная ведущая в этом возрасте игровая деятельность. В связи с этим донести ведущие социальные паттерны через сюжетно-ролевую игру – сложная задача для педагога. Результатом этого становится его отставание в установлении межличностных контактов с окружающими [1, 56]. Т.А. Власова и М.С. Певзнер приходя к такому выводу отметили, что при различных вариантах ЗПР инфантилизм остается ведущей особенностью ребенка. В связи с этим в учебной деятельности он использует лишь собственно накопленный опыт и то, что соответствует его интересам. Школьная дезадаптация по мнению ряда исследователей заключается в инертности лобных систем головного мозга [1, 119].Общеизвестно, что школьники с ЗПР быстроутомляемы в результате этого, в процессе переутомления нервной деятельности, школьники становятся пассивными, неактивными [1, 134].Таким образом, анализ литературы позволил выявить недостаточную развитость адаптационных механизмов школьников с ЗПР. Исходя из этого, следует отметить, что изучение данного вопроса остается открытым в практике дефектолога.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Макарченко А.В., Сухонина Н.С. ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗПР К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ // Вестник науки №11 (68) том 4. С. 388 - 392. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11098 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11098



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.