'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 4
  4. Научная статья № 54

Просмотры  138 просмотров

Костарева А.А., Фархутдинова Л.В.

  


ВЛИЯНИЕ ПРОФИЛЕЙ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА НА ОВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается взаимосвязь и влияние профилей латеральной организации мозга на овладение письменной речи.   

Ключевые слова:
межполушарное взаимодействие, деятельность полушарий, кинезиология, латерализация, согласованные движения, дисграфия   


Дисграфия у младших школьников представляет собой трудности в овладении навыками письма, которые выходят за пределы ожидаемых для их возраста. Вот несколько аспектов, которые могут быть связаны с дисграфией у этой возрастной группы:1. Неспособность к калиграфии: Дети с дисграфией могут испытывать трудности с красивым и четким написанием букв и слов. Это может включать в себя проблемы с формой букв, равномерностью размеров или сложностью сохранения пространственного порядка.2. Затруднения с орфографией: Дисграфия может повлиять на правильное написание слов. Дети могут допускать ошибки в правописании, несмотря на знание правильных правил.3. Трудности с моторикой: Дисграфия может быть связана с трудностями в моторике, что затрудняет выполнение движений, необходимых для написания.4. Проблемы с пространственным восприятием: Дети могут испытывать затруднения с распределением текста на странице, сохранением равномерного интервала между словами и строками.5. Психологические аспекты: Дисграфия может повлиять на уверенность ребенка в себе и его отношение к учебе. Столкновение с трудностями в написании может вызвать стресс и даже влиять на мотивацию к обучению.Проблема нарушений письменной речи у детей - дисграфия, привлекает значительное внимание исследователей, актуальность этой темы не уменьшается. Заинтересованность ученых обусловлена рядом причин, в том числе широким распространением среди детей начальных классов трудностей в освоении письма, которые могут перерасти в устойчивые формы дисграфии, необходимостью проведения своевременных профилактических мер, точной диагностики и эффективного исправления этих нарушений, а также многообразием причин возникновения дисграфии и сложностью механизмов ее развития. Дисграфия вызывает особый интерес еще и потому, что это специфическое расстройство речевой деятельности у детей, а также нарушение усвоения и функционирования одной из важнейших школьных компетенций - письменной речи.Анализ научно-методической литературы показал, что проблему коррекции нарушений письма рассматривали исследователи: Г.А. Каше, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, Н.Г. Свободина и другие авторы [15,16,17,18,19,20]. Они отмечают, что письмо – сложный психический процесс, состоящий из анализа, обобщения, знаковой системы фиксации речи, позволяющей с помощью буквенных элементов передавать и хранить речевую информацию. Отечественные психологи рассматривают письмо как сложную осознанную форму речевой деятельности детей, в структуру которой вплетены процессы восприятия, памяти и моторики, сложно взаимодействующие между собой. Письмо постепенно автоматизируется и превращается в плавно протекающий навык.Трудами многих ученых было доказано, что речь и её нарушения тесным образом взаимосвязаны с профилями латеральной организации мозга (В.И. Голод, Е.И. Николаева, Л.И. Белякова, Г.М. Вартапетова и др.) [4,9,11,12,19].Индивидуальный латеральный профиль, или предпочтение использования определенной половины тела (правой или левой), может быть связан с дисграфией – расстройством письма. Эта связь основана на том, что латерализация (преобладание одной стороны тела) может влиять на развитие навыков письма и моторики, что, в свою очередь, может оказывать влияние на письменные навыки.Например, индивидуальный латеральный профиль может повлиять на развитие моторики руки, используемой для письма. Если у человека есть предпочтение к использованию правой или левой руки, это может повлиять на усвоение навыков письма. Для левшей развитие навыков письма может потребовать особого внимания, так как большинство обучающих материалов и методик ориентированы на правшей. Важно отметить, что связь между латеральным профилем и дисграфией может быть индивидуальной и зависеть от множества факторов, включая степень выраженности предпочтения руки, наличие других неврологических факторов и методы обучения, используемые в детстве. Для полного понимания ситуации рекомендуется консультация с специалистами в области неврологии и образования.Взаимосвязь межполушарной асимметрии с различными сторонами психической деятельности изучали такие отечественные ученые, психологи и неврологи как Н.Н. Брагина и Т.А. Доброхотова, Г.М.Вартапетова, В.Л.Деглин, Е.Д. Хомская, А.Я. Кожевников и др. [8,9,13.24].По определению В.И. Голод, межполушарная асимметрия мозга – это сложное свойство мозга, отражающее различие в распределении нервнопсихических функций между его правым и левым полушариями [11,12].Функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования у человека определенного латерального фенотипа (латерализации). По определению Н.П. Бехтеревой, латерализация это процесс, посредством которого различные функции и процессы связываются с одной или другой стороной мозга [6].Индивидуальный латеральный профиль (профиль латеральной организации) – это индивидуальное сочетание функциональной асимметрии полушарий, моторной и сенсорной асимметрии. Функциональная асимметрия больших полушарий мозга проявляется не только различиями в совершенстве мышечных функций левой и правой половин тела. Различия можно проследить и в работе других органов, например, органов чувств. У человека можно определить ведущее ухо и ведущий глаз, ведущую половину языка и носа. В строении тела проявляется достаточно отчетливая асимметрия: у правшей правая рука чуть длиннее, чем левая, нос отклоняется вправо, завиток волос на голове закручен по часовой стрелке и так далее. Выявленные асимметрии принято разделять на моторные и сенсорные [3, 9, 23].Моторная асимметрия — это асимметрия функционирования ног, рук, мышц лица.Сенсорная асимметрия — это асимметрия функционирования органов чувств. Данный вид асимметрии является более четкой и постоянной характеристикой деятельности центральных систем.Все исследователи в области функционирования полушарий отмечают, что левое и правое полушарие функционируют взаимосвязано и по отдельности вносят свою специфику в работу мозга в целом. В настоящее время используется несколько классификаций в изучении профилей латеральной организации мозга (ПЛО), которые были разработаны такими авторами как, Н.Н. Брагина и ТА. Доброхотова, М.М. Безруких, Е.Д. Хомская и др. В основу данных классификаций были положены различные принципы. Так, Е.Д. Хомская в профиль латеральной организации включает комбинацию ведущих руки, глаза и уха и насчитывает 27 типов ПЛО, которые объединяются в пять основных групп: 1) «чистые» правши (профиль ППП – преобладание правой руки, правого уха и правого глаза), 2) праворукие испытуемые (профили ППЛ, ПЛП, ПАЛ и др.), где правосторонняя манульная асимметрия сочетается с иными межполушарными отношениями в зрительной и/или слухоречевой системах, 3) амбидекстры (профили ААА, АПЛ, АПП, и др.), среди которых возможны «чистый» и смешанные типы, 4) леворукие испытуемые (профили ЛЛП, ЛПЛ, ЛАА, и др.), у которых ведущей является левая рука, но ведущие глаз и/или ухо - правые, 5) «чистые» левши (профиль ЛЛЛ) с преобладанием левых показателей во всех анализаторных системах [23].Нами было проведено исследование на базе: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 55» г. Уфа. В исследовании принимали участие 30 учащихся 2 класса.На первом этапе экспериментального исследования осуществлялось изучение дисграфических ошибок у младших школьников. В ходе исследования нами был использован такой метод, как анализ продуктов речевой деятельности детей, полученных в ходе написания диктантов по методике Иншаковой О.Б., Назаровой А.А.Нами были изучены последние письменные работы детей экспериментальной группы. Кроме этого, мы провели слуховой диктант для этих детей по методике О.Б. Иншаковой и А.А. Назаровой. Исследование проводилось фронтально, в небольших подгруппах детей, в одно и то же время суток. Перед проведением письменной работы школьникам было подробно описана процедура проведения обследования. Письменные работы выполнялись на обычных тетрадных листах.На втором этапе экспериментального исследования осуществлялось изучение ПЛО у детей с дисграфией. За основу были взяты рекомендации Н.Н. Брагиной и Т.А. Доброхотовой, предлагающих при определении ПЛО использовать четыре показателя –ведущая рука, нога, ухо, глаз, определение ведущего полушария (метод И.П. Павлова).При определении ведущего глаза и уха предлагались тесты Брагиной Н.Н., Доброхотовой Т.А.: «Моргание одним глазом», «Подзорная труба», «Рассматривание предмета через отверстие в листе бумаги - карта с дырой», «Телефон», «Сказать шепотом», «Тиканье часов», «Хлопок».Для определения ведущей руки мы пользовались тестами, предложенные Вильдавским В.Ю., Князевой М.Г. и Брагиной Н.Н.:«Рисование» - унимануальный тест: испытуемому предлагается выполнить рисунок правой рукой, а затем повторить рисунок левой рукой. «Поза Наполеона» - ведущей считается та рука, локоть которой оказывается сверху,«Переплетение пальцев рук» - по просьбе испытуемый быстро переплетает пальцы, ведущей считается та рука, большой палец которой оказывается сверху,«Тест на аплодирование» - при аплодирование более активна рука, совершающая ударные движения о ладонь не ведущей руки. При хлопках в ладоши ведущая рука - сверху.Для определения ведущей ноги мы использовали пробы: «Прыжки на одной ноге», «Закинь ногу на ногу», «Прыжок в длину, шаг в перед».Для определения ведущего полушария использовали метод И.П. Павлова, при котором испытуемому предъявляется набор из 9 карточек с изображением: окунь, орел, овца, бегать, летать, плавать, чешуя, перья, шерсть. Эти 9 карточек в произвольном порядке лежат перед учеником, он должен разложить их в три группы по три карточки «по смыслу». Если ученик делит слова в соответствии с их формальными признаками (в одну группу попадают все названия животных: окунь + овца +орел, в другую — глаголы, в третью — названия внешних покровов этих животных), то, скорее всего, этот ребенок чаще реализует левополушарный тип мышления. При определении индивидуального профиля латеральной организации мы ориентировались на классификацию Брагиной Н.Н. и Доброхотовой Т.А., включающую следующие группы [8]:1) абсолютные правши. В данной группе четыре показателя - ведущие рука, нога, глаз, ухо - «правые», 2) преимущественные правши, три показателя из четырех - «правые»,3) смешанный профиль, в которым различным образом распределены показатели, например смешаннорукость сочетается с ведущей правой ногой, симметричным ухо и левым глазом,4) симметричный профиль (все показатели симметричны), функции их равны, 5) преимущественные левши (три из четырех показателей - «левые»), 6) абсолютные левши (все показатели «левые»).По результатам исследования нами было выявлено, что 15 детей имеют дисграфию (Таблица 1). Также анализ результатов позволил выявить, что 10 обучающихся имеют легкую степень выраженности дисграфии, у 1 ребенка со средней степенью выраженности дисграфии и 4 обучающихся имеют тяжелую степень выраженности дисграфии. У всех детей выявлены элементы нарушения фонематического анализа и синтеза.Анализ результатов исследования ПЛО позволил выделить пять основных групп детей: «абсолютные правши» «преимущественные правши», «абсолютные левши», «преимущественные левши», «смешанный профиль»Основную часть (5 человек) составили дети из группы «смешанный профиль». В данную группу вошли дети, имеющие профили ПЛПЛ и ЛПЛП.Вторую по численности группу (4 человек) составили «абсолютные правши», имеющие профиль ПППП.В группе «преимущественные правши» (1 человек) , «абсолютные левши» - 2 человека, и в группе «преимущественные левши» (2 человека). В данной группе двое левшей, имеющие профиль ПЛЛЛ и ЛЛЛП, а также один ребенок-правша, с профилем ЛЛПЛ (Таблица 2).Таким образом, анализ проведенного исследования позволяет сделать вывод, что из нашей группы обучающихся, почти половина детей имеют смешанный профиль латеральной организации мозга (ПЛПЛ и ЛПЛП), а также имеются дети-левши.Анализ результатов исследования дисграфических ошибок у обучающихся 2 класса показал, что тяжелую степень выраженности дисграфии мы наблюдаем у детей с профилем «абсолютные левши» и детей со смешанным профилем латеральной организации мозга, у детей имеющих ПЛО «абсолютные правши» или «преимущественные правши» наблюдается легкая степень выраженности дисграфии.Дети с профилем ЛПЛП, в основном допускали ошибки на правописание безударной гласной в корне, ошибки в написании слов с удвоенными согласными и ошибки, связанные с написанием словарных слов. Также были допущены ошибки написания в слове проверяемых парных согласных, неправильное написание предлогов со словами, ошибки при переносе слов и отсутствие заглавной буквы в именах собственных или в начале предложения. По итогу исследования, мы можем констатировать, что у детей со смешанным профилем в различной степени страдает усвоение как морфологического, так и традиционного принципа письма.Дети, с профилем ЛЛЛЛ в основном допускали те же ошибки, что и дети со смешанным профилем латеральной организации мозга. Из вышесказанного следует, что дети с дисграфией нуждаются в устранении дисграфии с учетом особенностей профиля латеральной организации мозга, при помощи применения нейропсихологического подхода в коррекционной работе логопеда.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Костарева А.А., Фархутдинова Л.В. ВЛИЯНИЕ ПРОФИЛЕЙ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА НА ОВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ // Вестник науки №11 (68) том 4. С. 369 - 383. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11096 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11096



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.