'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 4
  4. Научная статья № 51

Просмотры  13 просмотров

Королева Л.А., Кавтарадзе Л.О.

  


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С СОЛЕНЫМ ТЕСТОМ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются основы работы с соленым тестом с детьми младшего школьного возраста в рамках реализации программ художественной и естественно-научной направленности, история лепки из теста. В результате проведения такой значимой работы с детьми происходит развитие их творческих способностей, формируется эстетический вкус и восприятие окружающего мира.   

Ключевые слова:
соленое тесто, творческие способности детей, способы лепки   


Художественная обработка соленого теста (биокерамика, тестопластика) – одно из основных направлений в искусстве и в освоении основ начального моделирования детьми младшего школьного возраста.Чаще всего для лепки используют глину, пластилин. Соленое тесто в настоящее время стало очень популярным материалом для лепки. Оно эластично, изделия из него долговечны и очень красивы.Преимущества соленого теста: его можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег, оно легко отмывается и не оставляет следов. Кроме этого. Оно безопасно при попадании в рот, если не добавлен клей. Обычно, попробовав один раз тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот – невкусно. Тесто прекрасно лепится, к рукам не прилипает, если замешано правильно. Его можно сушить в духовке, а можно просто на воздухе. Возможности для росписи изделия практически не ограничены, так как краска пристает любая. С готовым изделием можно играть без боязни, не боясь того, что оно потеряет форму.Между тем лепить из теста люди начали очень давно. Когда-то, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба и пришли первые караваи. Древние египтяне приблизительно 5000 лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба.Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных. В Европе в древности делали фигурный хлеб из дрожжевого теста. Италия в середине века славилась мастерами художниками, которые пекли великолепные фигурные хлеба. В то же время появились и деревянные формы для выпечки фигурного хлеба. По сей день такими формами пользуются для приготовления выпечки к Рождеству. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.На Руси издавна уважали хлеб – «он всему голова». Будет хлеб, будет и песня. Существовал такой обычай в народе – лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям.Жизнь наших предков переплеталась обычаями и обрядами, укладом которых было почитание отцов и дедов, связь с природой и трудом. Много праздников чтил наш народ, где праздник – там подарки и угощение – вкусные и нарядные пряники. Пряники медовые – гостинцы добрые, они и глаз повеселят и рот потешат. Баранками и «козулями» одаривали своих друзей к Новому году и Рождеству. Весну привечали Масленицей. Неделю блинами баловались, круглыми, горячими, румяными как солнышко. А когда птицы потянулись в наши края, значит, пора опять тесто месить, «жаворонков» выпекать.Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного развития ребенка. Лепка из соленого теста расширяет кругозор, способствует формированию миротворческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное (характерное), учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами. Лепка воспитывает усидчивость, аккуратность и терпение, развивает трудовые навыки, мышцы пальцев и ловкость рук.В настоящее время я работаю по общеразвивающей программе художественной направленности «Мастерская сувениров». Главной целью данной программы является создание условий для всестороннего развития духовной, нравственной, эмоционально- отзывчивой личности, способной адаптироваться в современных социально- экономических условиях. Для реализации этой цели предполагается решение следующих образовательных и воспитательных задач:-сформировать представление о лепке из соленого теста и освоить технологию изготовления изделий из него-дать представление об инструментах и материалах, необходимых в работе, научить ими пользоваться-познакомить с историей изготовления изделий из теста как самобытным народным видом творчества, научить понимать и уважать национальные традиции, народные промыслы. В процессе занятий дети осваивают различные способы лепки:- конструктивный способ (наиболее простой)-предмет составляется из частей, вылепленных отдельно- пластический способ или лепка из куска- комку теста придается определенная исходная форма, напоминающая шар, колбаску и т.д. наметив основную форму, переходят к вытягиванию частей, лепя и поправляя все время.- комбинированный способ- объединяющий собой «лепку из куска» и конструктивный способ-лепка подручными средствами (формочки, насадки, чеснокодавки и т.д.)-рельефный способ (вдавливание и выдавливание различных предметов).На начальном этапе дети получают первоначальные сведения о работе с соленым тестом, формируются представления о технологии изготовления изделий из соленого теста. Дети лепят овощи и фрукты, украшения из теста – бусы, медальоны.Следующий этап – репродуктивный. На этом этапе происходит закрепление и расширение знаний, полученных на первом этапе, продолжается совершенствование изготовления изделий из соленого теста, способов выполнения разнообразных операций с соленым тестом при условии большей самостоятельности. На этом этапе работы дети лепят украшения «Подсолнух», «Роза», «Фрукты в вазе».Последний этап – творческий «Открываем таланты». Основная цель этого этапа- полная самостоятельность в работе, педагог выступает в качестве помощника или консультанта. На этом этапе дети выполняют более сложные работы: лепят животных - тигренка, кота с сосисками, собачку «Чапу»Таким образом, в изучении основ тестопластики заложен огромный потенциал в реализации творческого развития личности, приобщение к национальной культуре и раскрытие ее таланта.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Королева Л.А., Кавтарадзе Л.О. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С СОЛЕНЫМ ТЕСТОМ // Вестник науки №11 (68) том 4. С. 355 - 359. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11093 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11093



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.