'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 4
  4. Научная статья № 45

Просмотры  27 просмотров

Ботнару Н.В.

  


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ НА КАФЕДРЕ «ФОРТЕПИАНО» ГОУ ВПО «ПРИДНЕСТРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА ИСКУССТВ ИМ. А. Г. РУБИНШТЕЙНА» *

  


Аннотация:
данная статья посвящена актуальным вопросам педагогической работы на кафедре «Фортепиано» по профориентации учащихся детских музыкальных школ Приднестровья. Рассмотрены такие традиционные формы профориетационной работы как воспитание у школьников познавательного интереса к творческой профессии музыканта, формирование интереса к фортепианному искусству, вопросы качества репертуара, профессионального консультирования одарённых школьников, личные достижения начинающих пианистов и др.   

Ключевые слова:
профориентационная работа, социальная адаптация, школьник, фортепиано, репертуар, конкурсы, профессиональная деятельность, музыкально-художественное образование   


Каждый человек сталкивается с проблемой выбора будущей профессии, которой он готов посвятить всю трудовую жизнь. В нашей республике, по мере возрастания потребности в высокопрофессиональных, креативно мыслящих, заинтересованных в творческих результатах специалистах в учреждениях дополнительного образования художественно-эстетической направленности, эта проблема становится всё более актуальной. Реальное положение дел ставит перед педагогическим коллективом кафедры «Фортепиано» задачу организации и целенаправленного проведения работы с учащимися музыкальных школ и школ искусств по оказанию помощи в выборе будущей профессиональной деятельности. Так, необходимым компонентом педагогической работы стала профориентационная работа, направленная на выявление одарённых детей, на оказание им поддержки в выборе дальнейшего профессионального образования, что важно не только для социальной адаптации детей, но и для развития нашего общества в целом. Одарённых детей в Приднестровье много – любящих музыку, пытающихся её сочинять, стремящихся показывать своё владение музыкальными инструментами на сценах школ, культурных центров, лекториев и др. Музыкантам с большим опытом работы необходимо целым спектром мер суметь привлечь и увлечь таких детей идеей получения профессии педагога-пианиста.С этой целью на кафедре организован целый комплекс мероприятий, направленный на выявление способностей и личностных интересов школьников, на формирование увлечённости детей академической фортепианной музыкой, что особенно трудно выполнимо в условиях жёсткой конкуренции современной массовой культуры и индустрии развлечений. Воспитание у школьников познавательного интереса к творческой профессии музыканта – важная задача, решению которой посвящён ежегодный совместный труд педагогов кафедры «Фортепиано» и преподавателей музыкальных школ городов Тирасполь, Рыбница, Бендеры, Первомайск, Дубоссары, многих сёл. Главной заботой педагогов становится формирование интереса к фортепианному искусству через повышение качества развития музыкальных способностей детей, креативности мышления, эмоциональной отзывчивости на музыку, что поможет ребёнку уже в подростковом возрасте приобрести ряд компетенций, необходимых для дальнейшего обучения будущей профессии в сфере искусства.Большое значение для увлечения детей классической фортепианной музыкой имеет качество репертуара, информационное воздействие которого в большой степени формирует сознание ребёнка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Основу репертуара с первых лет обучения школьников составляют пьесы русских композиторов – П. И. Чайковского, М. И. Глинки, А. К. Лядова, А. С. Аренского, а также зарубежных композиторов – Л. Бетховена, А. Моцарта, Ф. Листа, Я. Сибелиуса и др. Важно как можно раньше начинать знакомить детей с музыкой современных композиторов – С. С. Прокофьева, Б. Бартока, С. М. Слонимского, В. А. Екимовского, в пьесах которых дети узнают современные приёмы игры на фортепиано, новые аккорды-гроздья (кластеры), непривычные лады и др. Более смело следует включать в репертуар школьника компонент джаза, изучение которого может стать эффективным способом формирования музыкального интереса детей к высоким образцам эстрадно-джазового искусства как части духовной культуры. Таким образом, работа над репертуаром, включающем широкий стилевой спектр композиций, расширит музыкальный кругозор ребёнка, вызовет желание попробовать свои силы, участвовать в разных формах учебной работы.Положительный результат для эффективного развития одарённых школьников имеют творческие встречи, концерты студентов кафедры в школах и на концертных площадках республики. Так, за последние несколько лет для школьников проведены концертные мероприятия в музыкальных школах села Суклея, городов Днестровск, Тирасполь и др., где студентами кафедры исполнялись фортепианные произведения О. В. Тактакишвили, Г. Г. Галынина, А. К. Глазунова, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, музыка которых осталась ярким впечатлением в творческих детских душах, желанием следовать примеру профессионалов-музыкантов.К особо эффективным формам учебной работы со школьниками относится проведение мастер-классов. Так, профессор, заведующая кафедрой Р. М. Громова ежегодно организовывает творческое общение с учащимися музыкальных школ республики, помогая им постигать искусство фортепианной игры. Автор данной статьи, а также педагоги кафедры Д. В. Драгой, А. В. Кушнир и другие преподаватели принимают активное участие в проведении мастер-классов, на которых прорабатываются самые животрепещущие проблемы фортепианного исполнительства.Педагоги-пианисты считают необходимой формой работы профессиональное консультирование одарённых школьников, обладающих творческим потенциалом. Общаясь индивидуально с учеником, педагог узнаёт уровень его способностей, трудолюбия, музыкальных склонностей, может провести беседу о педагогической работе пианиста, заинтересовать и расширить представление ребёнка об этой сфере профессиональной деятельности. Таким образом, консультирование на кафедре «Фортепиано», беседы с педагогами и студентами, становятся своеобразным мероприятием «День открытых дверей», когда дети знакомятся с учебным порядком в институте и на кафедре, с учебными дисциплинами, погружаются в творческую музыкальную атмосферу, с которой ребёнку не захочется расставаться.Для выбора профессии в пользу музыкального искусства огромное значение имеют личные достижения начинающих пианистов: победы в Республиканских и Международных конкурсах, фестивалях, успешные выступления перед многочисленной публикой и др. В нашей республике ежегодно проводится Республиканский Открытый конкурс «Юный исполнитель Приднестровья», победа на котором является отличной профориентацией пианистов, убеждая их в решении продолжать музыкальное образование с целью получения полюбившейся профессии. В этом ряду многочисленные талантливые школьники-победители конкурсов, ставшие студентами кафедры «Фортепиано»: Штефан Мунтян, Дениза Соковенко, Мария Алекесеева, Ирина Токмаджян и многие другие. Победу в многочисленных Международных конкурсах онлайн одержал Юрий Тюряев, выпускник Тираспольской ДМШ им. П. И. Чайковского.Совместным взаимодействием с коллегами музыкальных школ педагоги кафедры помогают поддерживать высокий профессиональный уровень преподавания в школах республики. Ежегодно кафедра проводит республиканские методические семинары, на которых обсуждаются научно-методические проблемы, открытые уроки, и др. Так, за последние годы отмечена эффективная работа республиканских методических семинаров на темы: «Воспитание творческой индивидуальности пианиста-исполнителя: проблемы и решения», «Традиционные подходы к совершенствованию техники игры на фортепиано на современном этапе» и др. По установленному графику педагоги музыкальных школ обучаются на курсах повышения квалификации, прослушивая лекции педагогов кафедры, нацеленные на дальнейшее интеллектуальное развитие преподавателей школ и поддержание высокого уровня обучения детей.Важной частью профориентационной работы являются встречи с родителями на родительских собраниях и в личных индивидуальных беседах. Заинтересованность родителей в получении профессионального образования школьников, их поддержка в вопросе выбора профессии чрезвычайно важна и необходима.Таким образом, создавая условия для эффективного развития одарённых детей, используя разнообразные традиционные формы профориентационной работы, кафедра ежегодно добивается высоких результатов, которые выражаются в выборе выпускников музыкальных школ профессии педагога-пианиста и поступления на первый курс института. В этом заключается большой успех педагогической и профориентационной работы педагогов кафедры «Фортепиано» Приднестровского государственного института искусств им. А. Г. Рубинштейна.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Ботнару Н.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ НА КАФЕДРЕ «ФОРТЕПИАНО» ГОУ ВПО «ПРИДНЕСТРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА ИСКУССТВ ИМ. А. Г. РУБИНШТЕЙНА» // Вестник науки №11 (68) том 4. С. 309 - 314. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11087 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11087



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.