'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 4
  4. Научная статья № 44

Просмотры  62 просмотров

Бейтуганова И.А., Башиева Ж.Д.

  


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации. Обосновывается необходимость организации психолого-педагогического сопровождения каждого ребенка на данном этапе в силу его большой значимости для развития ребенка. Также изучены основные факторы адаптации детей к детскому саду.   

Ключевые слова:
адаптация, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольный возраст, образовательное учреждение   


Дошкольное образование в современном мире ориентировано на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, требующей понимания и уважения своих интересов и прав. Образовательная работа с детьми направляется на создание условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира, приобретению опыта социального взаимодействия. При таком подходе особенно актуальной становится проблема безболезненной адаптации дошкольника к условиям детского образовательного учреждения. Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке [1]. На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. Для профилактики подобных реакций необходима организация медико-психолого-педагогического сопровождения детей в период их подготовки и адаптации к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). В этой работе выделяются следующие направления: подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему, организация жизнедеятельности детей в период адаптации, контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений [5].Для ребенка детский сад и является новым, еще неизведанным пространством, с новым требованиями и новыми отношениями. Поэтому при поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс и нуждаются в специальном педагогическом сопровождении, позволяющем ребенку преодолеть эмоциональное напряжение и адаптироваться к новой среде успешно.Педагогическое сопровождение адаптации ребенка к условиям детского сада предполагает тесное сотрудничество воспитателя с медицинским работником (подготовка рекомендаций по режиму адаптации, определение группы здоровья ребенка, определение истории развития дошкольника, выяснение осложнений и запретов на определенные продукты питания, контроль за состоянием здоровья ребенка, ведение листа адаптации до полного привыкания ребенка к датскому дошкольному учреждению и др), психологом ДОО и родителями ребёнка [3]. Соблюдение режима дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов (сна, кормления, туалета, своевременная организация учебной и самостоятельной деятельности детей), педагогически грамотно подобранных воспитательных воздействий и подходов к новому в группе ребенку, — все это является основой формирования правильного поведения дошкольника, создания у него уравновешенного настроения, безболезненного и ускоренного протекания адаптационного периода. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что понятие «психолого-педагогическое сопровождение» можно рассматривать в нескольких аспектах: – как профессиональную деятельность педагога-психолога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном образовании ребёнка – как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ребёнку сделать нравственный самостоятельный выбор при решении образовательных задач как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого–как технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога, психолога и других специалистов по обеспечению учебных достижений учащимися – как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного [2]. В основе эффективности управления процессом адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения лежит продуманная и грамотная организация работы психолого-педагогического сопровождения.Работа психолого-педагогического сопровождения включают в себя: организацию взаимодействия администрации ДОО, педагогических специалистов и родителей (законных представителей) воспитанников по организации адаптационного периода повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей об особенностях периода адаптации детей к детскому саду оказание психолого-педагогической помощи в успешной адаптации каждого ребёнка в новых социальных условиях создание атмосферы безопасности доверия в системе «педагог – ребёнок– родитель» стимуляцию потенциальных возможностей ребёнка, лежащих в зоне его ближайшего развития профилактику дезадаптации [3]. Таким образом, основная работа по организации психолого-педагогического сопровождения состоит в том, чтобы помогать ребёнку безболезненно перейти на новый уровень образования, эмоционально, коммуникативное, физически психически развивать ребёнка и способствовать его адаптации в сложном и многогранном мире. Адаптация ребёнка – это сложный и многофакторный процесс, успех которого зависит не только от работы воспитателя, но от слаженных и обоснованных действий всех участников педагогического процесса.Грамотно построенная система воспитания поможет ребёнку справится со всеми трудностями информировать положительное отношение к новым условиям жизни. Главная роль в создании благоприятного климата в группе принадлежит воспитателю. Ему необходимо постоянно работать над повышением профессиональной компетентности в вопросах успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста, создавать ребёнку ситуации успеха в общении со сверстниками и создании развивающей предметно –пространственной среды для свободной и самостоятельной игровой деятельности [4]. Таким образом, адаптация детей раннего дошкольного возраста как социально-педагогическая проблема является очень актуальной в наше время. Особое значение она должна представлять для педагогов и родителей, на которых ложится вся ответственность за их воспитанников. Только успешная адаптация в ДОО способствует дальнейшему развитию ребёнка как личности в будущем.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Бейтуганова И.А., Башиева Ж.Д. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Вестник науки №11 (68) том 4. С. 303 - 308. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11086 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11086



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.