'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 4
  4. Научная статья № 43

Просмотры  66 просмотров

Бейтуганова И.А., Башиева Ж.Д.

  


ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается понятия «адаптация», особенности адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации, определяется основные фазы процесса адаптации. Обосновывается необходимость организации психолого-педагогического сопровождения каждого ребенка на данном этапе в силу его большой значимости для развития ребенка.   

Ключевые слова:
адаптация, дети раннего возраста, ДОУ, психолого-педагогическое сопровождение, фазы адаптации   


Дошкольная образовательная организация (ДОУ) – это не только первая ступень государственной системы образования, это первый принципиально новый этап в жизни ребенка, успешность прохождения которого во многом определит легкость формирования адаптационных механизмов детского организма к изменяющимся условиям, которых только в системе образования дальше будет несколько [3].Адаптация - процесс приспособления организма к новым условиям жизни, к изменившейся обстановке. И детский сад является именно тем местом, где ребенка ждет много нового и неизвестного. Адаптация охватывает огромное количество индивидуальных проявлений и реакций личности, характер которых зависит от личностных, физических и психических особенностей ребенка, от устоявшихся семейных взаимоотношений «папа - мама», «родители - ребенок», от возникающих и обновляющихся условий в дошкольном учреждении. Адаптация у детей раннего возраста к условиям ДОУ, ее темп проходят по-разному [4].Залогом легкого вхождения ребенком в условия и обстановку детского сада будет являться тесный контакт родителей и воспитателей, желание взаимно сотрудничать, умение принимать рекомендации друг друга и контактировать между собой [2]. Воспитатель - это новый человек в жизни каждого ребенка. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь малышу освоиться в новом для него мире, беспроблемно войти в жизнь детского сада.При поступлении ребенка раннего возраста в детский сад появляется проблема адаптации его к новым условиям, потому что адаптационные возможности ребенка ограничены. У ребенка возникает так называемый «адаптационный синдром», который является следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.Взаимосвязь психофизического развития - это особенность раннего возраста. На нервную систему и психику ребенка влияют любые изменения в состоянии его здоровья. У маленьких детей довольно неустойчивое эмоциональное состояние. Расставание с родными и любое изменение привычного для ребенка образа жизни может вызвать страхи и негативные эмоции. Когда ребенок долго находится в стрессовом состоянии, это может привести к развитию невроза и замедлению темпа психофизического развития. В зависимости от подготовленности ребенка в семье к посещению детского учреждения, зависит протекание адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы облегчить период адаптации ребенка, нужна профессиональная помощь семье, в этой роли выступает прийти детский сад. Детский сад должен быть «доступным» по всем возникающим вопросам развития и воспитания. Успешная адаптация зависит от многих факторов – состояния здоровья человека, развития навыков общения, особенностей его нервной системы, а также от грамотных действий родителей и сотрудников детского сада. Детский сад - это ступень, на которой ребёнок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми и пытается найти место среди них, учиться жить в ладу с самим собой и окружающими [5].В раннем возрасте адаптация к условиям детского сада проходит несколько стадий: на первой стадии осуществляется сбор необходимой информации об особенностях и потребностях ребенка. На начальной стадии родителей знакомят с выбранным ДОО, его структурой, а также с заведующим, педагогами и воспитанниками группы. Проводится сбор сведений о составе семьи, индивидуальных особенностях и интересах ребенка, осуществляется первичная диагностика, в первую очередь наблюдение за поведением ребенка во время пребывания в группе. На втором этапе проводится заключительное диагностирование особенностей адаптации раннего возраста и сравнительный анализ с результатами первичной диагностики [1]. Условия адаптации детей раннего возраста должны быть согласованными со стороны родителей и воспитателей. Если воспитатель обладает необходимыми педагогическими знаниями о том, какие условия адаптации детей будут лучше, то в этом случае, родители обязательно должны прислушаться, чтобы сделать условия домашнего режима и режима детского сада максимально схожими. Нужно постоянно освещать новые подходы к раскрытию таких тем, как: этапы развития общения взрослого с ребенком, ведущая роль взрослого в развитии ребенка. Практическое применение этих знаний в условиях адаптации, диагностическая методика адаптационного профиля, анализ современных материалов по проблеме выявил настоятельную необходимость скорректировать организацию адаптационного периода с учетом иерархии потребностной структуры ребенка в условиях социализации. Адаптация детей раннего возраста имеет три фазы: 1) острая фаза - характеризуется нестабильным психическим состоянием. Малыши часто уменьшаются в весе, болеют разного рода заболеваниями, страдают расстройством сна и снижением речевого развития 2) подострая фаза - характеризуется приторможенностью темпов развития (в частности, психического) 3) фаза компенсации - увеличивается темп развития и к окончанию года происходит задержка темпа развития [6].Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО имеет три степени. Легкая адаптация в этом возрасте характеризуется недолгим пребыванием в отрицательном эмоциональном состоянии. На этой стадии дети страдают расстройством сна, у них пропадает аппетит, они отказываются играть со сверстниками. Адаптация средней тяжести выражается в более медленной нормализации эмоционального состояния. На этой стадии адаптации часто случаются болезни, которые длятся недолго и не несут за собой каких-либо последствий. Психическое состояние нестабильное, любая новизна вызывает негативные реакции. Тяжелая степень адаптации - эмоциональное состояние стабилизируется медленно (несколько месяцев), ребенок отличается агрессивным поведением, которое негативно сказывается на его здоровье и развитии. Данная степень адаптации обусловлена отсутствием режима в семье, неумением играть с игрушкой, неумением общаться с новыми людьми и др. [2].Умение распознавать начало, истоки этого состояния, предотвратить и ликвидировать его вовремя – важнейшая задача взрослых, жить в ладу с самим собой и окружающими. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря ей, создаются возможности оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Различают два вида адаптации: биофизиологическую и социально-психологическую. Существует такое понятие как прогноз адаптации: - медицинский прогноз – составляется в поликлинике перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение, отражается в медицинской карте - психолого-педагогический – составляется в дошкольном учреждении психологом и педагогами группы через наблюдение за психоэмоциональным состоянием ребенка в различных ситуациях в течение трех-пяти дней, отражается в индивидуальном листе адаптации, также учитывается группа здоровья, диагнозы неврологического характера (ЗРР, анемия, аллергия, диатез).Воспитатель занимает важное место в жизни ребенка, так как именно он является проводником в новый для ребенка мир. И для того, чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла успешно, воспитателю нужно помнить несколько правил. 1. При знакомстве с ребенком, его родителями воспитатель должен выяснить: – какие привычки сложились у ребенка дома в процессе еды, засыпания и т. д. – как называют ребенка дома – чем увлекается ребенок – какие особенности поведения радуют и настораживают родителей.2. Воспитатель дожжен непременно ознакомить родителей с ДОО, показать группу, ознакомить с режимом дня в детском саду и обратить внимание на то, насколько домашний режим ребенка отличается от режима в детском саду. 3. Дать практические педагогические рекомендации родителям, оказать им психологическую, методическую помощь и поддержку по адаптации ребенка к условиям ДОО. 4. Необходимо всегда показывать исключительно приветливость и дружелюбие при приходе ребенка в группу. 5. Необходимо обеспечить стабильность педагогического состава на весь период пребывания детей в ДОО. 6. Воспитатель должен помнить, что для ребенка главное в период адаптации получать максимальное удовольствие от общения со взрослыми и сверстниками, которые его окружают [5]. Таким образом, важно помнить, что успешная адаптация ребенка в детском саду зависит как от воспитателя, так и от родителей. На сегодняшний день проблема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада наиболее актуальна, так как полностью изменяются условия жизни для ребенка, организму маленького ребенка приходится приспосабливаться к новой температуре, влажности, микроклимату, постоянно присутствующим бактериям в группе.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Бейтуганова И.А., Башиева Ж.Д. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Вестник науки №11 (68) том 4. С. 296 - 302. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11085 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11085



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.