'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 4
  4. Научная статья № 42

Просмотры  29 просмотров

Аксаментова Г.А.

  


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР НА МАКЕТЕ *

  


Аннотация:
в работе рассматривается проблема развития творческих способностей детей в старшем дошкольном возрасте. Обозначено актуальное состояние проблемы. Проанализированы подходы к развитию творческих способностей и обозначены средства организации этого процесса. В статье раскрываются возможности игр на макете для развития творческих способностей детей.   

Ключевые слова:
игра, способности, творческие способности, старший дошкольный возраст, макетирование, макет   


В современных условиях в значительной степени возрастает внимание к проблеме творчества. В дошкольном возрасте это прослеживается в ключевых нормативных документах дошкольного образования, в частности, в Федеральном государственном образовательном стандарте и в Федеральной образовательной программе. В пункте 1.1.6 ФГОС ДО обозначена задача развития способностей ребенка, его индивидуальности, создания условий для раскрытия творческого потенциала. Старший дошкольный возраст для реализации данной задачи является одним из наиболее благоприятных периодов в развитии ребенка, поскольку ведущую роль среди психических функций в этот период выполняет воображение. Оно из репродуктивного становится воссоздающим и творческим, на фоне чего создаются благоприятные предпосылки для развития творческих способностей детей. Вместе с тем, в практике дошкольного образования развитие творческих способностей чаще всего осуществляется недостаточно системно. Используются, преимущественно, отдельные приемы работы, что не позволяет достичь высокой результативности. Современные условия обуславливают необходимость поиска более эффективных, интересных средств для развития творческих способностей. Одним из таких средств могут выступать игры на макете. Проведенный нами анализ данной проблемы показал, что способности представляют собой стойкие индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в любом виде деятельности и влияющие на ее результативность. Творческие способности выступают одной из разновидностей способностей, и их отличительной характеристикой является то, что они позволяют находить нестандартные, оригинальные решения, создавать новые продукты, идеи, делать открытия, что, в свою очередь, имеет большую как социальную, так и личностную ценность. Творческие способности рассматривают как синтез свойств и особенностей личности, которые позволяют человеку создать определенный новый, оригинальный продукт деятельности, достигнуть иного уровня результативности деятельности, не просто успешного, а выходящего за общепринятые рамки. В старшем дошкольном возрасте у детей проявляется интерес к творчеству, накоплен определенный опыт художественно-творческой деятельности, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на возможности развития творческих способностей детей. Создание условий для развития творческих способностей детей эффективно осуществляется в разных видах деятельности. По мнению А.И. Гарбер, одним из таких видов деятельности является игра [1]. Среди многообразия игр, используемых педагогами в дошкольном возрасте, для решения задач обучения и развития детей в современных условиях востребованными являются игры на макете. Это связано с тем, что данные игры не имеют широкого распространения и, соответственно, способные вызывать у детей более устойчивый интерес и повышать продуктивность деятельности. Макетирование представляет собой, само по себе, творческую конструктивную деятельность детей, которая направлена на создание игрового пространства. Макет представляет собой уменьшенный целостный объект, который направляет воображение ребенка на события, происходящие внутри этого объекта, и положительно влияет на развитие творческих способностей детей (Н.А. Короткова) [2]. Создавая различные макеты с детьми, связывая их с тематическими неделями, мы создаем условия для организации детьми самостоятельных игр на макете. Прежде всего, посредством создания самого макета и необходимых игрушек, предметов и материалов для организации игры на нем, а также посредством повышения интереса у детей к играм на макете, формирования первоначальных игровых умений и навыков.Т.А. Чугунова считает, что развитие творческих способностей в процессе игр на макете связано с организацией процесса руководства игрой, который осуществляется взрослым. В этом процессе от педагога, прежде всего, зависит создание самой игровой атмосферы, вовлечение детей в игру для дальнейшего самостоятельного развития игры и оказания помощи им в развитии игрового сюжета [3]. Процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в играх на макете мы представляем как поэтапный. На первом этапе детям предлагаются простые сюжетные линии на выбор для того, чтобы дети получили опыт самостоятельного развития готового сюжета, отбора необходимых игровых материалов, предметов, распределения ролей. На втором этапе, в готовые идеи сюжета, из которых дети выбирают какую-либо идею, мы предлагаем им вносить свои изменения. Для этого используем вопросы - подсказки. Например, что вы добавили бы в этот сюжет? Или - какие изменения в этот сюжет вы хотели бы внести? Что могло бы быть в этом сюжете далее? Кого из персонажей вы могли бы в этом сюжете заменить? Предлагаемые детьми идеи являются проявлениями инициативности. Соответственно, на втором этапе мы успешно можем решать задачу с развитием у детей инициативности в самостоятельной игре на макете. После того, как дети накопят достаточный опыт развития собственного сюжета на основе готовых сюжетных линий, мы предлагаем им самим формулировать игровой замысел, рассказывать о нем и реализовывать его. Для этого, мы предлагаем детям только макет как заданное игровое пространство, которое они должны наполнять самостоятельно. Например, мы спрашиваем, в какие игры вы хотели бы поиграть на данном макете? Какие вам для этого понадобятся игрушки и атрибуты? Какие истории вы хотели бы рассказать в своих играх? После этого, деятельность детей организуется в соответствии с выбранной сюжетной линией и идеей. Они отбирают необходимые материалы, игрушки, атрибуты, распределяют роли и реализуют свой сюжет до конца. На этом этапе дети уже могут самостоятельно выбирать игры на макете в свободное время, а задача взрослого - обогащать развивающую предметно-пространственную среду группы для того, чтобы данные игры детям было организовывать интересно. Через представленные этапы работы прослеживается четкий алгоритм развития творческих способностей - от развития конкретного замысла, путем проявления инициативы в выборе средств, а также, форм реализации сюжета к постепенному созданию сюжетов по собственному замыслу с полной возможностью выбирать не только игровой сюжет, но и игровые материалы, атрибуты действия, что в значительной степени раскрывает потенциал ребенка.Таким образом, игры на макете в старшем дошкольном возрасте могут выступать эффективным средством для развития творческих способностей детей через поддержку инициативности детей, развитие собственных замыслов, развитие умений развивать сюжетную линию игры.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Аксаментова Г.А. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР НА МАКЕТЕ // Вестник науки №11 (68) том 4. С. 291 - 295. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11084 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11084



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.