'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 4
  4. Научная статья № 30

Просмотры  88 просмотров

Мочалов Н.А.

  


АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ *

  


Аннотация:
в рамках данной научной статьи разработана правовая характеристика административной ответственности за правонарушения, которые совершаются при помощи информационных технологий, цифровой техники и электронно-вычислительных машин. Исследована законодательная база, устанавливающая административную ответственность за правонарушения, совершенные с использованием информационных технологий. Проанализирована основная проблематика, выделившаяся в административном праве касательно правонарушений, совершенных с использованием информационных технологий.   

Ключевые слова:
административно-правовая ответственность, информационные технологии, цифровая техника, ЭВМ, правонарушение, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, административное право, административное преследование   


Современное общество все больше зависит от информационных технологий и электронной связи. Технологический прогресс привел к созданию новых возможностей для общения, информационного взаимодействия и коммерции. Однако, с развитием Интернета, возникли и новые проблемы, связанные с правомерностью использования информации и защитой личных данных. В связи с этим, вопрос административной ответственности за правонарушения в информационной сфере стал предметом интереса исследователей и юристов. Правовое регулирование правонарушений в информационной сфере в России осуществляется на основе Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Однако, существуют проблемы в правовом регулировании правонарушений в информационной сфере, на которые необходимо обратить внимание и рассмотреть более подробно.В Российской Федерации административная ответственность за правонарушения в информационной сфере регулируется КоАП РФ. В настоящее время, наиболее распространенными видами правонарушений в информационной сфере являются распространение незаконной информации, нарушение правил рассылки сообщений, нарушение правил работы с использованием электронной почты и т.д.Составы правонарушений в области информации и связи предусмотрены в главе 13 КоАП РФ, но не ограничиваются только этой главой, к таким правонарушениям можно отнести и иные составы. Существует ряд особенностей в правовом регулировании отношений, возникающих в интернет-пространстве. В первую очередь, это связано с неопределенностью местоположения участников интернет-отношений. Сообщения в сети могут передаваться между лицами, которые находятся в разных странах, что приводит к возникновению проблем в применении норм права соответствующих государств. В таком случае, организаторы могут быть привлечены к административной ответственности за неисполнение обязанностей по распространению информации в интернете.Кроме того, идентификация участников интернет-отношений является сложной задачей, так как сеть предоставляет пользователям возможность оставаться анонимными. Это создает благоприятную среду для совершения противоправных действий.Также, интернет-пространство предоставляет большие технические возможности для совершения электронных действий. Например, органы государственной власти обязаны размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, и за нарушение данной обязанности виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности.Таким образом, правовое регулирование отношений в интернете является сложной задачей, которая требует дальнейшего улучшения. Необходимо разрабатывать новые механизмы и инструменты для борьбы с противоправными действиями в интернете, а также усиливать координацию международных организаций в этой области.Нарушение порядка распространения информации, содержащей призывы к экстремизму или терроризму (ст. 20.3 КоАП РФ). Это правонарушение состоит в распространении информации, содержащей призывы к экстремизму или терроризму, изготовление или хранение такой информации с целью ее распространения. Штраф за это правонарушение может составлять от 50 000 до 300 000 рублей.Следует иметь ввиду, что согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Верховного Суда РФ от 17.07.2017 № 5-АД17-33 объявление о сбыте запрещенной символики, в котором она скрыта и указано, что отсутствует цель пропаганды запрещенной символики не образует состав административного правонарушения. Верховный Суд РФ указал следующее: «Изложенное позволяет поставить под сомнение вывод сотрудников полиции и судебных инстанций о том, что Ульяновым К.В. осуществлялось публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, учитывая при этом, что привлекаемым к административной ответственности лицом и его защитником эти выводы сотрудников полиции и судебных инстанций отрицались, напротив, указывалось на то, что ретуширование основного символа на изображении предмета, предлагаемого к продаже, сопровождаемое вышеприведенной предупредительной надписью в тексте объявления, свидетельствует о предпринятых Ульяновым К.В. мерах по недопущению публичной демонстрации нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ России и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.»Представляется, что данная правовая позиция применима не ко всем подобным случаям. В каждом деле суду следует установить, являлось ли целью совершения деяния пропаганда запрещенной символики. Одно только формальное указание на отсутствие цели пропаганды может являться основанием для злоупотребления со стороны злоумышленников. Распространение заведомо ложной информации о лице, совершившем общественно опасное деяние (ст. 20.29 КоАП РФ). Это правонарушение состоит в распространении заведомо ложной информации о лице, совершившем общественно опасное деяние. Штраф за это правонарушение может составлять от 1 500 до 3 000 рублей.Согласно правовой позиции изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" вопрос о том, является ли массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, преступлением, предусмотренным статьями 280, 280.1 или 282 УК РФ, либо административным правонарушением (статья 20.29 КоАП РФ), должен разрешаться в зависимости от направленности умысла лица, распространяющего указанные материалы.В случае, когда лицо распространяет экстремистские материалы, включенные в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, с намерением побудить других лиц к осуществлению экстремистской деятельности или действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, либо с целью возбудить ненависть либо вражду, унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, то содеянное при наличии необходимых условий должно влечь уголовную ответственность по статьям 280, 280.1 или 282 УК РФ.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Мочалов Н.А. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ // Вестник науки №11 (68) том 4. С. 201 - 210. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11072 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11072



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.