'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 4
  4. Научная статья № 28

Просмотры  30 просмотров

Морковкина А.А.

  


ГАРМОНИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА *

  


Аннотация:
в статье анализируется гармонизация корпоративного права государств-членов Евразийского Экономического Союза.   

Ключевые слова:
корпоративное право, унификация норм права, единое экономическое пространство, Евразийский Экономический Союз, гармонизация права   


Размещение раздела XV, в том числе норм о свободе учреждения, в части III Договора о ЕАЭС «Единое экономическое пространство» даёт основание для анализа вопросов гармонизации и унификации норм национального корпоративного права, поскольку ЕЭП характеризуется функционированием сопоставимых и однотипных механизмов регулирования экономики, основанных на рыночных принципах и применении гармонизированных или унифицированных правовых норм. Государства-члены договорились осуществлять либерализацию учреждения путем гармонизации законодательства и организации взаимного административного сотрудничества компетентных органов. Определяя ориентиры для гармонизации законодательства в области корпоративного права, следует учитывать целый ряд факторов, включая цели интеграционного объединения, его компетенцию, инструментарий, отрасль законодательства и потребности в сближении. Не останавливаясь на всех перечисленных аспектах, отдельные из которых требуют самостоятельного исследования, уделим внимание целям ЕАЭС, поскольку они предопределяют направления сотрудничества государств-участников и, соответственно, возможность воздействия со стороны Союза на ту или иную сферу общественных отношений, а также специфике корпоративного права как правового массива, возможную гармонизацию которого мы обсуждаем. В соответствии со ст. 4 Договора о ЕАЭС основными целями Союза являются формирование и создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики. Направленность евразийской интеграции на образование «межгосударственного, экономически единого, целостного (integro) пространства, зиждущегося на общем рынке обращения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы» предполагает воздействие, в первую очередь, на публично-правовое, а не частноправовое регулирование, что предопределяет ограниченные возможности влияния интеграционного права на национальное корпоративное право как право частное. Вместе с тем не стоит отрицать, что конструкция юридического лица представляет своего рода «опасность» для участников гражданского оборота, которая усиливается в трансграничном обороте, где приходится сталкиваться с правовой системой иностранного государства. Учитывая то обстоятельство, что региональная интеграция в рамках ЕАЭС нацелена на создание общего (единого) рынка, предполагает активизацию трансграничного оборота внутри Союза, перед государствами-членами ЕАЭС стоит задача минимизировать эту опасность. Гармонизированное национальное корпоративное право государств-членов будет способствовать достижению целей Союза постольку, поскольку устранит информационную неопределенность в отношении правового регулирования в другом государстве. Вместе с тем само по себе установление сходного (сопоставимого) нормативного правового регулирования корпоративных отношений в государствах- членах не только не в силах решить поставленные перед интеграционным объединением задачи, но и, более того, не является обязательным условием успешной экономической интеграции. Единообразие национальных правопорядков ЕАЭС в части определения закона юридического лица на основании критерия инкорпорации обеспечивает признание правосубъектности иностранной компании на территории всех стран ЕАЭС и не требует усилий со стороны Союза по устранению каких-либо препятствий в данном вопросе. При таких условиях основным направлением обеспечения правовой безопасности участников трансграничного оборота в настоящее время видится обеспечение максимальной транспарентности, поскольку она позволяет пресекать злоупотребления, связанные с особенностями национального законодательства того или иного государства. Договора о ЕАЭС «Транспарентность» предусматривает обязательства государств-членов обеспечить открытость и доступность своего законодательства. На данном этапе интеграции целесообразна публично-правовая гармонизация системы учета информации о юридических лицах государств-членов ЕАЭС. Первым шагом на этом пути должно быть обеспечение открытого доступа не только к национальным правовым актам государств-членов, касающимся юридических лиц, но и к основной информации о конкретных субъектах трансграничного оборота, содержащейся в национальных реестрах. Это позволит оценить их реальный правовой статус. Все государства-члены ЕАЭС имеют реестры (регистры) компаний, которые выполняют информационные и защитные функции для гражданского оборота. Однако у них разные наименования, ведение происходит на разных уровнях и инстанциях, а также имеется различная структура и язык. В условиях цифровой трансформации и развития технологий имеет смысл разработать ресурс, обеспечивающий доступ к основной информации национальных реестров юридических лиц. Понятно, что углубление интеграционных процессов в ЕАЭС потребует гармонизации национального корпоративного права государств-членов и возникновения дополнительных регулирующих вопросов, подпадающих под юрисдикцию интеграционного правопорядка. Для достижения наилучшего результата необходимы упорядоченные меры на уровне Союза и государств-членов, а не фрагментарный подход, учитывающие друг друга.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Морковкина А.А. ГАРМОНИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА // Вестник науки №11 (68) том 4. С. 191 - 195. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11070 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11070



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.