'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 4
  4. Научная статья № 27

Просмотры  30 просмотров

Мирошниченко Е.А., Огородников В.И.

  


ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ КАК ВИДА УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ *

  


Аннотация:
актуальность темы исследования заключается в расширяющейся на постоянной основе практике применения одного из видов наказания, такого как принудительные работы. В статье указаны основные проблемы, возникающие в процессе исполнения наказания в виде принудительных работ. Автором обращено внимание отсутствие в настоящее время комплексных организационно-правовых исследований, направленных на изучение всесторонних процессов, возникающих при отбывании наказания в исправительных центрах.   

Ключевые слова:
исправительный центр, исправительные учреждения, осужденные, исполнение наказания, нарушение законодательства   


Уголовный кодекс (далее - УК РФ) [1] в частности ст.44 содержит исчерпывающий перечень всех имеющихся видов уголовных наказаний, расположив их от более мягкого к более строгому. В целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений применяются уголовные наказания. Уголовное наказание всегда связано с ограничением либо временным лишением граждан некоторых основных прав и свобод. В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации [2] права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой этой необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Правовой основой является Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ), Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ), Федеральный закон от 15июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Специальные нормы, регламентирующие отдельные вопросы деятельности органов уголовно-исполнительной системы при исполнении наказаний, как связанных, так и не связанных с лишением свободы, содержат следующие законодательные акты: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральный закон от 25 июля 1998 года 3 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», Федеральный закон от 3 декабря 2008 года № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», Федеральный закон от 10 июня 2008 года №76 ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» [3]. Однако несмотря на обширную нормативную базу по исправительным учреждениям другого вида (далее - ИЦ) просматривается отсутствие в настоящее время комплексных организационно-правовых исследований, направленных на изучение всесторонних процессов, возникающих при отбывании наказания в исправительных центрах.Также, не установлены в полном объеме проблемы, связанные с регламентацией и применением принудительных работ как вид уголовного наказания, которые в настоящее время существенно усложняют правоприменительную и служебную деятельность сотрудника исправительных центров, что подтверждает так же актуальность данной выбранной темы.Кроме того, актуальны вопросы, стоящие перед исправительными центрами, связанные с трудоустройством осужденных, ограниченностью рынка труда в местах расположения и близости дислокаций исправительных центров, что создает значительный дефицит соответствующих вакансий для трудоустройства осужденных, на установление порядка процедуры привлечения осужденных, отбывающих наказание в исправительных центрах к труду. Кроме того, в законодательстве не указаны исчерпывающие факторы, влияющие на определение объектов для отбывания принудительных работ, не прописана процедура удержания заработка осужденных [4 с.13]. С 01.01.2017 ФСИН России приступила к исполнению наказания в виде принудительных работ. Главной целью данного наказания является исправление и ресоциализация осужденных через привлечение их к труду, что позволяет осужденному обеспечивать себя, возмещать вред, причиненный преступлением, возмещать затраты исправительных центров на коммунально-бытовое обслуживание, получать навыки и умения, которые он может реализовать после отбывания наказания. В целом введение нового наказания - принудительных работ, лежит в концептуальной парадигме гуманизации пенитенциарной системы РФ. Тем не менее, реализация принудительных работ выявила немало проблем в ходе правоприменительной практики, что серьезно ограничивает область их применения. Основным проблемным вопросом является назначение наказания в виде принудительных работ, в соответствии со ст.80 УК РФ, в качестве замены лишения свободы на более мягкий вид наказания лицам, ранее неоднократно судимым за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также имевшим в период отбытия наказания в виде лишения свободы нарушения Приказа Минюста России от 04.07.2022 N 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» (далее - ПВР). В связи с этим осужденные, прибывающие в ИЦ, допускают нарушения ПВР и злостные нарушения [5]. Вместе с тем в условиях расширения практики назначения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, система общественных отношений, возникающих в процессе исполнения принудительных работ как альтернатива лишению свободы, между осужденными и руководством исправительных центров уголовно-исполнительной системы, предусмотренные соответствующими диссертационные исследования не разрабатывались.Таким образом, подтверждается актуальность всестороннего изучения процессов, содержащих в институте принудительных работ, что требует дальнейшей проработки и совершенствования с учетом возникающих проблем в правоприменительной практике.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Мирошниченко Е.А., Огородников В.И. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ КАК ВИДА УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ // Вестник науки №11 (68) том 4. С. 185 - 190. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11069 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11069



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.