'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 4
  4. Научная статья № 26

Просмотры  96 просмотров

Медяник М.С.

  


МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРОБЛЕМА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ *

  


Аннотация:
в данной работе предоставляется понятие административного правонарушения, приводится классификация видов административного принуждения и изучается проблема реализации мер административного принуждения.   

Ключевые слова:
административное право, административное принуждение, административное правонарушение   


Административное принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Принуждение всегда персонефицированно, то есть применяется к определённому лицу. Административное принуждение представляет собой систему мер принудительного воздействия, применяемых органами исполнительной власти и другими уполномоченными субъектами к лицам, совершившим противоправное деяние. В некоторых случаях меры принуждения могут применяться без противоправного деяния. АП может применяться с целью предупреждения противоправного деяния, с целью нейтрализации негативных обстоятельств не связанных с деятельностью людей.Таким образом, меры административного принуждения можно классифицировать на пять основных групп. Так как административное принуждение применяется чаще всего в связи с правонарушением, целесообразно соблюсти хронологический порядок в зависимости от стадий совершения правонарушения. В этом случае классификация будет иметь следующие виды:– административно-предупредительные меры, – меры административного пресечения, – меры, обеспечивающие производство по делам об административных правонарушениях, – административные наказания, – административно-восстановительные меры.1. На первом месте административно-предупредительные меры. Из названия можно сделать вывод о том, что эти меры административного принуждения (единственные) могут применяться тогда, когда административное правонарушение еще не совершено и они применяются как раз в целях их предупреждения или выявления. Кроме того, эта группа мер может применяться и в связи с государственной необходимостью. Следует отметить, что с помощью рассматриваемых мер административного принуждения возможно предупредить абстрактное правонарушение конкретного вида. Конкретность вида предупреждаемого административного правонарушения определяется ситуацией, в которой эти меры применяются. Ситуация должна давать основания реально опасаться совершения административного правонарушения именно этого конкретного вида. К административно-предупредительным мерам административного принуждения относятся:проверка документов, остановка транспортного средства, досмотр вещей, личный досмотр (например, в аэропорту), медицинское освидетельствование, прекращение, ограничение движения транспортных средств и т.д.2. Второй группой мер административного принуждения являются меры административного пресечения. Они применяются, когда правонарушение непосредственно находится в стадии совершения и с помощью этих мер оно пресекается (откуда можно сделать вывод о том, что применение мер принуждения после окончания правонарушения не может носить пресекательный характер, и эти меры будут относиться к другим группам мер административного принуждения).Пресечь правонарушение можно путем применения двух видов мер административного пресечения: мер специального пресечения и мер процессуального пресечения. К мерам специального пресечения относятся меры, содержание которых охватывает применение мер физического воздействия на правонарушителя:требование прекратить неправомерные действия, применение физической силы, применение специальных средств, применение оружия.Следует отметить, что меры специального пресечения может применять довольно узкий круг лиц. В связи с тем, что по своему характеру эти меры принуждения являются суровыми, государственно-властными полномочиями по их применению наделен узкий круг милитаризированных государственных служащих. Достаточно заметить, что единственной мерой государственного принуждения, охватывающей законное лишение жизни человека, сегодня в Российской Федерации является именно мера специального пресечения – применение оружия.К мерам процессуального пресечения относятся меры административного принуждения, применение которых непосредственно физического воздействия на правонарушителя не оказывают, но по своему характеру направлены на пресечение правонарушения, находящегося в стадии совершения. К таким мерам относятся:доставление, изъятие предметов (частично или полностью изъятых из гражданского оборота), запрещение эксплуатации транспортных средств и т.д. 3. После пресечения правонарушения необходимо установить все обстоятельства правонарушения, необходимые для привлечения виновного к ответственности. Для этого законом предусмотрена возможность применения мер административного принуждения. В главе 27 Кодекса РФ об административных правонарушениях эти меры называются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Цель применения названных мер административного принуждения указана в их названии: обеспечить производство по делу об административном правонарушении. К ним относятся:1) доставление, 2) административное задержание, 3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, 4) изъятие вещей и документов, 5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, 5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, 6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения, 7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации, 8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей, 9) привод, 10) временный запрет деятельности. 4. После установления всех обстоятельств дела на лицо, виновное в совершении правонарушения, налагается санкция за правонарушение (мера ответственности). Эти санкции (их 9) называются административными наказаниями. Перечень наказаний может быть расширен только Кодексом РФ об административных правонарушениях, но не правоприменителем. Кодекс к видам административных наказаний относит:1) предупреждение, 2) административный штраф, 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу, 6) административный арест, 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, 8) дисквалификация, 9) административное приостановление деятельности. 5. И, наконец, в ряде случаев после привлечения лица к административной ответственности возникает необходимость восстановления нарушенного правонарушением чьего-либо права. С этой целью законодатель допускает применение мер административного принуждения. Их называют административно-восстановительными:снос самовольно возведенных строений, административное выселение из самовольно занятого помещения, возложение обязанности возместить причиненный ущерб (ст. 4.7 КоАП РФ) и т.д. Некоторые авторы, отрицая существование административно-восстановительных мер, полагают, что названные меры имеют пресекательную сущность и «растворяются» в мерах административного пресечения. Действительно, помимо восстановления нарушенного правонарушением права снос самовольно возведенных строений и административное выселение из самовольно занятого помещения имеют и пресекательную сущность, поскольку направлены и на пресечение длящегося правонарушения, но возложение обязанности возместить причиненный ущерб (ст. 4.7 КоАП РФ) имеет только одну цель – восстановительную.Здесь следует отметить, что одна мера административного принуждения (как в рассмотренном выше случае) может одновременно преследовать несколько целей и по этому основанию может быть отнесена к нескольким группам мер административного принуждения.Кроме того, одна и та же мера административного принуждения в различных случаях может быть направлена на достижение различных целей и, таким образом, относиться к различным группам мер административного принуждения. Примером может служить такая мера административного принуждения, как остановка сотрудником милиции транспортного средства. Когда основанием остановки будет отсутствие на лобовом стекле автомобиля талона о прохождении технического осмотра, эта мера применятся для выявления правонарушения и относится к мерам административно-предупредительным. Когда основанием остановки будет наличие у транспортного средства явно выраженных серьезных неисправностей определенного вида, целями ее применения являются пресечение правонарушения и предупреждение наступления вредных последствий (государственная необходимость). В этих случаях остановка транспортного средства одновременно относится к двум группам мер административного принуждения: административно-предупредительным и административно-пресекательным. Когда транспортное средство будет остановлено непосредственно после совершения его водителем правонарушения, цель ее применения – обеспечение привлечения водителя к юридической ответственности. Сама же остановка транспортного средства здесь будет отнесена к группе мер, обеспечивающих производство по делу об административном правонарушении.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Медяник М.С. МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРОБЛЕМА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ // Вестник науки №11 (68) том 4. С. 178 - 184. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11068 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11068



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.