'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 4
  4. Научная статья № 21

Просмотры  43 просмотров

Жуляева О.Г.

  


СООТНОШЕНИЕ ЧАСТНЫХ И ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ПУБЛИЧНОГО СЕРВИТУТА *

  


Аннотация:
статья посвящена анализу системы земельного законодательства в области установления публичных сервитутов. В том числе исследуется история появления сервитутов в целом. Кроме того, представленная статья указывает на выявленные пробелы в законодательстве и превалирование публичных интересов над частными.   

Ключевые слова:
земельные споры, сервитут, публичный сервитут, ограниченные права, сущность понятия, правомочия собственника   


Появлению сервитута в целом способствовали экономическо-географические причины в совокупности с хозяйственной необходимостью собственников земельных участков. Существует историческое мнение, согласно которому предпосылками появления сервитутов является тот факт, что Римская империя имела неровную, рельефную местность, пустынные участки. Как следствие земельные участки с более лучшим географическим положением имели большую ценность, чем участки, которые, к примеру, не имели источников воды, что не позволяло их эксплуатировать в полной мере. Отсюда возникла необходимость в закреплении за собственниками так называемых «невыгодных» земельных участков ограниченных прав на соседние земельные участки с улучшенными условиями. Сервитуты в России возникли в период дореволюционного времени при схожих обстоятельствах и имели наименование «право на чужие угодья». В дореволюционный период времени главную ценность в сельском хозяйстве представляла пахотная земля. До развития права на чужие угодья пашни (луга, леса) с точки зрения принадлежности по праву собственности принадлежали на тех же правах, что и пахотная земля. Однако, являясь собственником пашни, собственник не мог каким-либо образом воспрепятствовать использованию своего же участка пашни третьими лицами для целей, к примеру, заготовки сена на лугах. В связи с чем было введено такое понятие как право на чужие угодья. В дальнейшем советское законодательство, ставя в основу изъятие земли из гражданского оборота, исключило право пользование чужой вещью в целом. И только лишь в 1991 году Земельный кодекс РСФСР введена возможность ограничения прав собственника земельного участка в интересах третьих лиц.Также имеет место точка зрения об отнесении публичного сервитута к самостоятельному элементу системы вещных прав, обосновывая такой подход целями его установления, субъектным и объектным составом, содержанием. Допускается также такое мнение, что публичный сервитут является пределом права собственности. Однако наиболее правильным представляется точка зрения об отнесении сервитута к ограничениям права собственности поскольку имеет место большое количество сходства в части процедур установления и их последствий. Рассматривать публичный институт как самостоятельный вид вещного права видится невозможным ввиду отсутствия такого признака как «неотделимость» сервитута от господствующего земельного участка, а также значения воли и интереса собственника.Интересно, что до сентября 2018 года ст. 23 ЗК РФ не предусматривала возможность установления публичного сервитута для строительства линейных сооружений. В предыдущий период времени, до принятия редакции ст. 23 ЗК РФ, заинтересованные лица, являющиеся ресурсоснабжающими организациями, обращались с требованиями об установлении частного сервитута и судами такие споры рассматривались в пользу заявителей. Вопреки обязанности государства соблюдать принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, частную собственность, устанавливается по сути очевидный приоритет интересов будущих владельцев частных линейных объектов перед правами и законными интересами частных лиц, собственниками земельных участков. Видится, что современное земельное законодательство России в части правового регулирования публичных сервитутов не отвечает принципам соразмерности и справедливости, не осуществляет поиск баланса частных и публичных интересов, поскольку предусматривает возможность сокращения сроков и снижения стоимости услуг на оформление линейных объектов. Публичный сервитут по цели своего создания предполагал возникновение прав на земельные участки для размещения линейных объектов. Принимая тот факт, что размещение линейных объектов не имеет изначально публичные цели, все же стоит принять и то, что они достигаются чем ставят под угрозу частные интересы собственников без соблюдения какого – либо баланса. Согласно ст. 39.37 Земельного кодекса РФ публичный сервитут может быть установлен для размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения.В отличие от ранее действовавшей редакции, теперь произошло исключение из процедуры установления публичного сервитута общественных слушаний, которые по сути как раз таки и обеспечивали права и законные интересы частных собственников земельных участков. Такое исключение произошло несмотря на то, что Конституционный суд РФ при рассмотрении одного из дел указал на гарантии предоставления публичных слушаний каждому, кого может затронуть решение органа или должностного лица независимо от наличия или отсутствия специальных познаний в обращаемой сфере либо принадлежности к тем или иным юридическим лицам. Новые нормы повлекли и то, что земельно–градостроительные решения о размещении линейных объектов на условиях публичного сервитута лишены открытости. Без мнения общества остались и вопросы размещения объектов регионального и федерального значения, что объясняется характером документов по территориальному планированию – не являются предметом публичных слушаний. Новеллы ЗК РФ в сфере правоотношений о публичном сервитуте нарушают и принцип неприкосновенности права частной собственности, установленных Конституцией РФ.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Жуляева О.Г. СООТНОШЕНИЕ ЧАСТНЫХ И ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ПУБЛИЧНОГО СЕРВИТУТА // Вестник науки №11 (68) том 4. С. 147 - 151. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11063 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11063



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.