'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 4
  4. Научная статья № 17

Просмотры  24 просмотров

Величко А.В.

  


ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ АГРАРНОГО СЕКТОРА *

  


Аннотация:
в работе анализируется механизмы регулирования трудовых отношений в агропромышленном комплексе с целью определения векторов, направленных на конструктивное улучшение трудовых отношений работодателей объединениями предпринимателей в сельском хозяйстве, а также условий работы и уровень жизни аграриев.   

Ключевые слова:
трудовые отношения, работодатель, сельское хозяйство, объединения, предприниматели   


Актуальность темы исследования обоснована необходимостью оптимизации трудовых отношений в сельском хозяйстве посредством создания работодателями объединений предпринимателей в целях развития экономики в аграрном секторе. Согласно ст. 22 ТК РФ, работодатель наделён правом «создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них».Вопросы «правового положения объединений работодателей, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации» регламентируются Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» [1], что закреплено в ст. 1 названного нормативного правового акта. Также дано определение объединения работодателей, в соответствии с которым они понимаются как «вид ассоциации (союза), основанной на добровольном членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц) и (или) объединений работодателей. Объединение работодателей является социально ориентированной некоммерческой организацией. Уставом объединения работодателей может предусматриваться вхождение в него иных некоммерческих организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности» (ч. 1 ст. 3). В числе реализации права работодателей на объединение прямо названы представительство и защита их прав и охраняемых законом интересов (ч. 1 ст. 2). К правам объединения работодателей отнесено право «представлять и защищать права и охраняемые законом интересы членов объединения работодателей, а также работодателей – членов объединений работодателей, входящих в данное объединение работодателей, и субъектов предпринимательской деятельности, объединенных в некоммерческие организации».Объединения работодателей принимают активное участие в социальном партнёрстве. При этом, острой является необходимость улучшения регулирования социально-трудовых отношений, согласования прав социальных партнеров, выработки эффективного законодательства, затрагивающего права и интересы социальных партнеров.Поддержки заслуживает предложение Г.Б. Рожко «установить обязанность по предоставлению мотивированного обоснования отклонения заключений комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнений их сторон (заключений соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, которые подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления, принимающими указанные акты в случае отклонения ими указанных заключений. Данную обязанность необходимо закрепить в ст. 351 ТК РФ» [2, с. 51].Объединения работодателей относятся к некоммерческим юридическим лицам. А.В. Потапов высказывает следующее небезосновательное суждение: «для объединений работодателей российский законодатель императивно установил требование о создании в форме юридического лица – ассоциации (союза), что создает работодателям дополнительные финансовые обременения (особенно при создании объединений на локальном и региональном уровне), которые могут быть не во всех случаях оправданы» [3, с. 22].Причём, например, правосубъектность профсоюзов (их объединений) в трудовом праве признается даже при их несоответствии такому критерию юридического лица, как имущественный. А для объединений работодателей предусмотрена необходимость соответствия критериям юридического лица, в первую очередь имущественному. Правовой анализ доказывает более жесткие требования к объединениям предпринимателей, чем профсоюзам.Во-первых, такая асимметрия приводит к тому, что в отличие от профсоюзов работодатели смогут представлять и защищать свои общие права и интересы в социально-трудовых отношениях лишь после государственной регистрации соответствующего объединения в качестве юридического лица.Во-вторых, лишение объединений работодателей права до момента их государственной регистрации выступать субъектами отношений по социальному партнерству противоречит целям и задачам трудового законодательства, закрепленным в ст. 1 ТК РФ, а именно защите прав и интересов работников и работодателей, а также созданию необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства.В-третьих, установление к объединению работодателей требования о создании в форме юридического лица противоречит принципу свободы объединения, который зафиксирован как в международных договорах, участником которых является Россия.Следует согласиться с А.М. Куренным в том, что «общая проблема трудового законодательства РФ заключается еще и в том, что оно по-прежнему в значительной мере ориентировано на регулирование трудовых отношений в рамках крупных промышленных, предприятий и организаций. Соответственно, оно ориентировано и на крупных социальных партнеров» [4, с. 49].После принятия законодательства о процедуре медиации как самостоятельного способа защиты прав важность внесудебного урегулирования споров возросла. Однако, по нашему мнению, в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» имеется противоречие, связанное с ограничением процедуры медиации по отношению к коллективным трудовым спорам. Однако, трудно не согласиться с мнением Е.А Мурзиной о том, что «указанный Закон был принят позднее ТК РФ, однако каких-либо изменений в части осуществления защиты трудовых прав работников и разрешения индивидуальных трудовых споров в ТК РФ с учетом положений этого Закона не было внесено. Альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника (медиатора) способствует разрешению возникшего между работодателем и работником конфликта путем заключения между ними медиативного соглашения, устраняющего такой конфликт без обращения в органы по разрешению индивидуальных трудовых споров» [5, с. 174].По нашему мнению, представляется необходимым внести дополнения в ст. 352 ТК РФ, указав на медиацию, как на самостоятельный способ защиты трудовых прав и свобод. Реализация данного предложения позволит согласовать трудовое законодательство с нормами Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».Таким образом, можно сделать вывод о целесообразно повышения роли объединений работодателей агробизнеса как института защиты трудовых прав работодателей. Острой является необходимость совершенствования правового регулирования социально-трудовых отношений, согласования прав социальных партнеров, выработки эффективного законодательства, затрагивающего права и интересы социальных партнеров. Кроме того, законодательное оформление должна получить процедура медиации как самостоятельный способ защиты трудовых прав и свобод.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Величко А.В. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ АГРАРНОГО СЕКТОРА // Вестник науки №11 (68) том 4. С. 120 - 124. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11059 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11059



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.