'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 4
  4. Научная статья № 7

Просмотры  87 просмотров

Попова О.В.

  


ДИНАМИКА ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ И ИХ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) В 2000-2022 ГОДАХ *

  


Аннотация:
в статье анализируются показатели основных видов денежных доходов населения в Республике Саха (Якутия) за период 2000-2022 годы, представлен сравнительный анализ с показателями РФ и ДФО. Делается вывод об отставании темпов роста среднедушевых денежных доходов населения и среднемесячной заработной платы от средних по РФ и ДФО.   

Ключевые слова:
Республика Саха, Якутия, денежные доходы населения, покупательная способность денежных доходов, реальные денежные доходы   


Уровень благосостояния населения определяется, прежде всего, величиной доходов населения. С 2000 по 2022 годы доходы населения Республики Саха (Якутия) (далее РС (Я)) неуклонно росли: среднедушевые денежные доходы населения увеличились в 14,4 раза с 3967,7 рублей в 2000 году до 57276 рублей в 2022 году или на 53308,3 рублей, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного работника возросла в 21,3 раз с 4539,1 рублей в 2000 году до 96728 рублей в 2022 году или на 92188,9 рублей, средний размер назначенных пенсий вырос в 20,5 раза с 1221,3 рублей в 2000 году до 25005,2 рублей в 2022 году, т.е. на 23783,9 рублей. [1]Рост доходов населения происходил не только в номинальном, но и в реальном выражении. По отношению к уровню 2000 года: реальные денежные доходы возросли в 2,49 раза, реальная начисленная заработная плата – в 3,47 раза, реальный размер назначенных пенсий – в 3,49 раза.Показатели роста реальных денежных доходов населения, заработной платы и пенсий на протяжении всего периода (за исключением 2006, 2014 и 2016 годов по пенсиям, 2009 и 2015 годов по заработной плате, 2016-2017 и 2020 годов по денежным доходам населения) имели положительную динамику. [2]Соотношение среднедушевых денежных доходов, заработной платы и пенсий к прожиточному минимуму соответствующей социально-демографической группы населения в РС (Я) в период с 2000 по 2022 годы заметно увеличилось (рисунок 1). Так, если в 2000 году среднедушевые денежные доходы населения РС Я) обеспечивали 1,83 прожиточных минимума, то в 2022 году – 2,85 прожиточных минимума, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата – 1,97 прожиточных минимума в 2000 году и 4,42 прожиточных минимума в 2022 году, назначенные пенсии – 0,75 и 1,45 прожиточных минимума соответственно в 2000 и в 2022 годах. /Рис. 1. Соотношение основных видов денежных доходов населения к прожиточному минимуму в РС (Я) в 2000-2022 годах. Рост реального содержания денежных доходов населения к уровню 2000 года составил 1,03 прожиточных минимума, заработной платы – 2,45 прожиточных минимума, пенсий – 0,70 прожиточных минимума. В абсолютном выражении самый большой рост наблюдался по заработной плате. С социальной точки зрения наиболее значимым являлся рост пенсий. До 2005 года среднедушевые пенсии в РС (Я) были ниже прожиточного минимума пенсионера, то есть автоматически отправляли неработающего и не имеющего других источников дохода пенсионера за черту бедности, в 2005-2008 годах – балансировали на черте бедности, обеспечивая всего один прожиточный минимум, с 2009 года стали выше прожиточного минимума и начиная с 2010 года стабильно обеспечивают 1,35-1,45 прожиточных минимума, позволив, таким образом, вывести пенсионеров РС (Я) из зоны риска бедности. Нельзя не отметить, что санкции, введенные западными странами по отношению к РФ в 2014 году в связи с присоединением Крыма и последовавший за этим обвал обменного курса рубля, снизили реальное содержание основных видов денежных доходов населения республики. Пик снижения покупательной способности пришелся на 2015-2016 годы, после чего последовало постепенное восстановление. Однако если покупательная способность среднемесячной номинальной начисленной заработной платы восстановилась в 2018 году, покупательная способность среднедушевых денежных доходов в 2021 году и далее продолжился рост данных показателей, то покупательная способность пенсий растет, но все еще не достигла уровня 2013 года. Пандемия коронавируса сказалась на реальном содержании основных видов денежных доходов населения республики небольшим замедлением темпов их роста в 2020 году, в 2021-2022 годах темпы роста восстановились. Новый виток санкционного давления, начавшийся в 2022 году, не оказал существенного влияния на основные виды денежных доходов населения РС (Я) как в номинальном, так и в реальном выражении, в то время как в РФ и ДФО произошло падение реальных денежных доходов населения и снижение темпов роста реального содержания зарплат и пенсий.По темпам роста основных видов денежных доходов населения за 2000-2022 годы РС (Я) отставала от средних показателей по РФ и ДФО и только по темпам роста реального размера назначенных пенсий республика в 2022 году почти сравнялась со среднероссийским показателем, все еще отставая по данному показателю от темпов роста по ДФО.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Попова О.В. ДИНАМИКА ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ И ИХ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) В 2000-2022 ГОДАХ // Вестник науки №11 (68) том 4. С. 49 - 52. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11049 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11049



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.