'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 4
  4. Научная статья № 5

Просмотры  28 просмотров

Мокиенко А.Г.

  


ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В РЕГИОНАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ *

  


Аннотация:
в настоящее время регион как субъект РФ является одним из основополагающих элементов государства. В условиях значительной дифференциации территорий по уровню социально-экономического развития программно-целевой подход является инновационным способом проведения государственной политики по обеспечению выравнивания и ускорения развития регионов.   

Ключевые слова:
программно-целевой подход, целевая программа, социально-экономическое развитие региона, стратегическое планирование   


Программно-целевая деятельность – это система мер, действий, назначаемых и подлежащих осуществлению в рамках определенного времени и для достижения заранее поставленных целей. «Программно-целевое планирование», «программно-целевое управление», «социально-экономическое программирование» - все эти термины определяют различные формы данной деятельности. Программно-целевой подход – инструмент управления, объединяющий в себе функции планирования, прогнозирования, организации и координации. Согласно п. 13 ст.7 Федерального закона №172-ФЗ «Программно-целевой принцип означает определение приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, разработку взаимоувязанных по целям, срокам реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и определение объемов и источников их финансирования». Правовую основу подхода в значительной мере составляет Федеральный Закон «О стратегическом планировании» от 28.06.2014 № 172-ФЗ. В соответствии с положениями Федерального закона № 172-ФЗ Минэкономразвития России осуществляет методическое содействие по разработке долгосрочных и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, а также планов мероприятий по реализации стратегий субъектов [1]. Федеральные и региональные целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и одной из основных форм государственного регулирования территориального развития. Благодаря их реализации, регион имеет возможность рассчитывать на ускоренное развитие в приоритетных для него отраслях, стимулирование предпринимательской деятельности. Программно-целевое планирование и управление, основанное на выборе наиболее эффективных направлений научно-технической политики и производственной структуры во взаимосвязи с комплексом социально-экономических целей страны, становится важным фактором совершенствования системы хозяйственного управления и в условиях рыночного развития экономики страны [2]. Системная последовательность процесса целевого программирования социально-экономического развития региона предполагает следующие этапы: анализ и оценку развития хозяйственного и социального комплекса региона выбор стратегии преобразования региона научное концептуальное обоснование программы регионального развития разработку подпрограмм и проектов контроль, мониторинг и коррекцию промежуточных и конечных результатов реализации федеральных целевых программ развития региона [3]. Региональные программы представляют собой одну из форм целевых комплексных программ, выполняющих регулирующую и координирующую функции экономического, социального и научно-технического развития региональной стратегии, служат способом приоритетной концентрации ресурсов для решения первоочередных задач. В области регионального развития стратегическое планирование имеет особенности, обусловленные невозможностью определения точной степени результата, предполагаемого программными документами. В основном на региональном уровне планирование базируется на методах экстраполяции тенденций, выявленных в прошлом, на будущее и не позволяет определить тенденции развития достаточно точно из-за отсутствия методов и технологий, учитывающих неопределенность и нестабильность внутренней и внешней среды[5]. Планирование регионального развития представляет собой последовательный процесс, в его эффективности должны быть заинтересованы все субъекты не только региональной экономики, но и социальной сферы. Именно по этой причине этот процесс должен носить системный характер, учитывать неопределенный характер влияния внешней среды и основываться на углубленной проработке всех этапов.В значительной степени неопределенность в области социально-экономического развития связана с уровнем конкурентоспособности региона, потенциалом в области инвестиций и инноваций, уровнем социального обеспечения населения, а также другими факторами. Без учета неопределенности факторов внешней среды усиление использования программно-целевого подхода на региональном уровне невозможно. Эффект от реализации той или иной программы определяется, прежде всего, стройной системой ее элементов – взаимосвязанных и взаимообусловленных, четким и слаженным механизмом их взаимодействия. К числу таких элементов следует отнести: - мероприятия, направленные на разрешение обозначенных задач - организацию системы управляющих воздействий - распределение имеющихся и вовлекаемых ресурсов для их максимально эффективного использования - систему мотивации для наиболее широкого вовлечения ресурсов - блок контроля - оценочные критерии для получения объективной картины об эффективности реализуемых мероприятий и программы в целом - нормативно-правовую основу программы[4]. Стратегическая значимость государственных региональных программ – характеристика уровня достижимости запланированных значений стратегических целевых индикаторов и качественных показателей завершенных программ в условиях учета действующих в регионе внешних и внутренних факторов неопределенности[5].Из исследованного материала, можно сделать вывод о том, что именно программно-целевой подход позволяет прогнозировать будущие результаты и является основой составления разработанной программы достижения результатов в будущем. Чем более тщательно на ранних этапах стратегического планирования регионального развития учтено воздействие факторов неопределенности, проведена их количественная оценка для корректировки программных документов, тем более успешно достигаются цели, установленные стратегией развития региона.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Мокиенко А.Г. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В РЕГИОНАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ // Вестник науки №11 (68) том 4. С. 36 - 40. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11047 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11047



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.