'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 3
  4. Научная статья № 118

Просмотры  35 просмотров

Жукова В.С., Иванова С.В.

  


ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С АКТОВОЙ РЕЧЬЮ КАК ФЕНОМЕНОМ АМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ *

  


Аннотация:
данная статья рассматривает американский феномен культуры «актовая речь» как средство для формирования и развития социокультурной компетенции обучающихся на уроках иностранного языка. В статье приводятся примеры того, как можно использовать актовую речь на уроках иностранного языка посредством анализа текста на выявление ключевых слов, описаны методы работы и даны примеры заданий. В заключении содержится материал об элективном курсе для учеников старшей школы, основной для составления которого послужили актовые речи американской культуры.   

Ключевые слова:
социокультурная компетенция, актовая речь, ключевые слова, иностранный язык, культура.   


Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, социокультурная компетенция (СКК) это «приобщение к культуре, реалиям, традициям стран изучаемого языка в рамках ситуаций общения, отвечающих психологическим и возрастным особенностям учащихся, а также их интересам и опыту на разных этапах основной школы» [ФГОС]. Одним из способов овладения социокультурной компетенцией является работа с аутентичными культурными текстами, такими как актовая речь для американской культуры. Актовая речь является текстом прецедентного жанра, который отмечен национально-культурной спецификой, имеет для представителей определённого лингвокультурного сообщества познавательную и эмоциональную значимость, и хранится в сознании носителей языка в виде ментальной структуры [Иванова, 2015: 59]. Как и любой культурный текст, актовая речь содержит в себе ключевые слова американской культуры.Согласно австралийскому лингвисту польского происхождения Анне Вежбицкой, ключевые слова: – это «слова, особенно важные и показательные для отдельно взятой культуры. … могут привести нас в сердцевину целого комплекса культурных ценностей и установок, выражаемых, среди прочего, в общепринятой практике разговора» [Вежбицкая, 2001: 38]. Выделение ключевых слов на уроке иностранного языка при работе с текстом не только способствует реализации основных целей обучения – коммуникативной, образовательной, развивающей – но и позволит учащимся лучше понять культуру и основные ценности страны изучаемого языка.Актуальность данной работы обусловлена обращением к проблеме формирования социокультурной компетенции, целевой согласно действующему стандарту.Основным материалом послужила актовая речь Джоан Роулинг «The Fringe Benefits of Failure, and the Importance of Imagination».Методами исследования стали: контент-анализ, стилистический анализ.Выявление и дальнейший анализ ключевых слов при работе с текстом может служить основой для внедрения в процесс урока целого ряда различных упражнений: эссе по ключевым словам, составление ментальных карт или кластеров, синквейн, краткое изложение текста [Васильева, 2003]. Для того, чтобы текст был продуктивной единицей обучения иностранному языку и важным компонентом при развитии СКК необходимо применять и внедрять в практику преподавания комплекс методов работы с ним: метод выбора ключевых слов, технологию развития критического мышления, создание метальных карт, денотатный граф, фрирайтинг, кьюбинг, изложение текста по ключевым словам, дискуссия.Рассмотрим применение некоторых методов на примере анализа актовой речи Джоан Роулинг «The Fringe Benefits of Failure, and the Importance of Imagination». Интерес вызывает метод пространственного маркирования, суть которого заключается в выделении основных ключевых слов текста по его тематическим этапам. Примерами возможных заданий могут служить следующие виды работ:Working in pairs, divide the text into thematic groups and write down the keywords for each topic:1. education – ambition, mortgage, secure, graduation, direction, parents, responsibility, experience, poverty2. failure – success, fate, failure, fear, stress, hope, benefits, determination, rebuilt, will, achievement3. compassion – imagination, capacity, empathise, experience, victims, imprisonment, home, life, cruelty, future, humankind, goodness, save, magic.Select the words that, in your opinion, are not typical for Russian culture.In groups, make a presentation plan based on the found keywords. Be prepared to present it to the other students.How do you think the covered topics are relevant to Russian culture, and which of them inspired you the most?Данный метод не только расширит словарный запас учащихся, но и поспособствует развитию навыка составление плана для дальнейшего изложения, а также научит выявлять различия в культурах.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Жукова В.С., Иванова С.В. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С АКТОВОЙ РЕЧЬЮ КАК ФЕНОМЕНОМ АМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Вестник науки №11 (68) том 3. С. 819 - 824. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10983 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10983



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.