'
Азиатова Л.К.
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ», «СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ», «УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ» *
Аннотация:
в статье актуализированы вопросы адаптации молодых специалистов. Рассмотрены понятия «адаптация молодых специалистов», «система управления» и «управление процессом адаптации», а также структура и компоненты адаптации специалиста. В качестве одного из путей решения данной проблемы авторы предлагают наставничество. С этой целью выделены основные требования, предъявляемые к профессиональной компетентности наставника.
Ключевые слова:
адаптация, адаптация молодых специалистов, система управления, молодой специалист, управление процессом адаптации.
Понятие «адаптация» (от латинского аdарtо – приспособляю) появился в физиологии и использовался физиологом Г. Аубертом, что означало реакцию приспособления органов чувств по отношению к воздействию соответствующих раздражителей.В общем виде, под адаптацией понимается «процесс приспособления личности к условиям внешней и внутренней среды, свойство любой саморегулирующейся системы, которое состоит в умении приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды» [1, с. 214]. Это понимание конкретизируется на уровне социально-психологического, педагогического, философского, психолого-педагогического анализа.На уровне социально-психологического анализа адаптация выступает как приспособление личности к новым группам. На уровне педагогического и психолого-педагогического анализа процесс адаптации связан с включением работника в новую учебно-воспитательную ситуацию и служит показателем успешности обучения.В философии термин адаптации рассматривается как «процесс активного взаимодействия саморазвивающейся и самоуправляемой системы со средой в направлении повышения устойчивости посредством развития этой системы в определенных условиях среды».Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремина понимают адаптацию как «процесс активного приспособления человека к новой среде, знакомство с деятельностью организации, его особенностями, изменение своего поведения в соответствии с требованиями новой среды» [2, с. 233].В.Р. Веснин рассматривает адаптацию как «приспособление нового сотрудника к социальной среде, условиям и содержанию труда, в котором молодой специалист знакомится с новыми обязанностями, с коллективом и усваивает стереотипы поведения, отожествляя личные интересы и цели с общими» [5].Е. Рудавина рассматривает адаптацию как «многофакторный процесс поэтапного эффективного включения сотрудников в работу в новых условиях на новом месте» [9, с. 112].Зарубежный ученый Герхарт В. определяет процесс адаптации как «обязательную процедуру, выполняемую при вхождении сотрудника в организацию или в должность, нацеленная на его скорейшее и эффективное приспособление к новым условиям производственной деятельности» [6, с. 241].Ван Маанен Дж. определяет понятие «адаптация персонала» как «совершенствование профессиональных способностей на основе дополнительного освоения знаний и навыков, формирования профессионально необходимых личностных качеств, положительного отношения к своей работе» [3, с. 209].
Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 3
Ссылка для цитирования:
Азиатова Л.К. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ», «СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ», «УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ» // Вестник науки №11 (68) том 3. С. 788 - 804. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10979 (дата обращения: 17.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*