'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 3
  4. Научная статья № 111

Просмотры  19 просмотров

Мунтян Ш.Б.

  


ТВОРЧЕСТВО СЕРГЕЯ ВАСИЛЬЕВИЧА РАХМАНИНОВА *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются вопросы анализируются произведений С.В. Рахманинова, их стилистические, фактурные особенности. В статье рассматриваются драматургические аспекты, затронутые композитором при создании мировых шедевров.   

Ключевые слова:
тематизм, интерпретация, стиль, исполнительское искусство, фортепианное творчество, мелодия, Рахманинов.   


Всемирно прославленный композитор, пианист и дирижер Сергей Васильевич Рахманинов однажды сказал о себе: «Я русский композитор, моя родина определила мой темперамент и мировоззрение. Моя музыка - детище моего темперамента, поэтому она - русская». Как истинно русский композитор, С.В. Рахманинов неустанно воспевал Россию в ее громадной необъятности значений, загадочную и противоречивую русскую душу, с ее жертвенностью и покорностью Богу, с ее волей и стремлением к правде.Известный философ и публицист Н. Бердяев писал: «Есть соответствие между необъятностью, безграничностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине...» [7, 44].Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены объективные качества рахманиновского стиля, рахманиновской натуры. Цельность и ценность многогранного творческого и человеческого облика С.В. Рахманинова заключается в верности своим эстетическим принципам, в противостоянии всеобщим разрушительным и апокалипсическим настроениям, продиктованным теми потрясениями, которые принес XX век.Искусство Рахманинова прочно связано с русской действительностью. Многое в музыке композитора, как пишет Л. Рапацкая, «родственно психологически точным обобщениям И. Бунина и А. Чехова. В ней воплотилась иллюзия духовного обновления, сопоставимая с взглядами поэтов-символистов. Подобно И. Левитану, Рахманинов умел передать ощущение внутренней растворенности героя в бескрайних российских просторах подобно М. Нестерову, воспел Русь светлую, молящуюся как Н. Гумилев, предсказал ее трагический крестный путь. Композитору не было равных в решении проблемы мессианской роли России в духовном пути человечества» [1, 14].В присущей его музыке тревожной патетике, романтической скорби, отчаянной тоске, тихой светлой грусти, буйной весенне-пьянящей энергии, в тревожно-грозных, наступательных образах запечатлелись острые внутренние противоречия русской общественной жизни периода рубежа веков. В идейно-¬образном строе произведений композитор сумел передать духовную атмосферу своего времени. Эту правду чувств мы бесконечно ценим в творчестве С.В. Рахманинова.Формирование Рахманинова как музыканта было всецело обусловлено его взглядами, мировоззрением и личной судьбой. Творческий, интеллектуальный уклад его жизни был основан на строго выборочном подходе к явлениям искусства, людям, системе оценок, самой жизни. Исключительно скромный, необщительный в быту, раскрывающийся только в самом узком кругу, Рахманинов испытывал жгучую потребность в общении с людьми. Как вспоминает Л. Сабанеев, «его окружение состояло из музыкантов, артистов и деловых людей. С поэтами и философами, в противоположность Скрябину, он не знался» [4, с.91]Радость общения с друзьями, с большими массами людей, С.В. Рахманинов находил в своих выступлениях за роялем или дирижерским пультом. Эти выступления побуждали его к непрерывному развитию, самосовершенствованию, которое во многом определило неповторимый облик незаурядной личности С.В. Рахманинова. По воспоминаниям современников, даже мировая слава не изменила Сергея Васильевича, он оставался скромным, принципиальным и отзывчивым человеком. Как писал о нем известный пианист И. Гофман, «никогда не было более чистой, святой души, чем Рахманинов». [2, с. 44].   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Мунтян Ш.Б. ТВОРЧЕСТВО СЕРГЕЯ ВАСИЛЬЕВИЧА РАХМАНИНОВА // Вестник науки №11 (68) том 3. С. 762 - 769. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10976 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10976



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.