'
Мунтян Ш.Б.
ПЕДАЛИЗАЦИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ С.В. РАХМАНИНОВА *
Аннотация:
в статье рассматриваются принципы педализации на примере нескольких произведений С.В. Рахманинова. Раскрыты тема видов педали и их применение в произведениях композитора.
Ключевые слова:
педаль, педализация, Рахманинов, интерпретация, стиль, исполнительское искусство, фортепианное творчество.
Анализируя тексты произведений С.В. Рахманинова и некоторые записи их авторского исполнения, мы обратили внимание на то, что композитор не проставлял педаль, при этом в своей исполнительской практике пользовался педалью чрезвычайно разнообразно и изобретательно. Очевидно, композитор предполагал, что интерпретаторы его музыки обладают достаточно развитой интуицией и профессиональным слухом, необходимым для адекватного воплощения музыкальных образов.В связи с этим, рассмотрим некоторые художественные идеи применения разнообразных педальных эффектов, составляющих особый звуковой ряд в текстах фортепианных произведений С.В. Рахманинова. Выделим наиболее репрезентативные для фортепианного стиля Рахманинова виды педали.Так, С.В. Рахманинов использовал правую, левую, а также среднюю педали. Кроме этого, в произведениях композитора присутствуют звуковые образы, требующие беспедальной звучности, например, отдельные гаммообразные пассажи в первой части Второго концерта.Таким образом, педаль в произведениях Рахманинова фактурно¬ необходимая, неотделимая от пианистической идеи и звукового образа каждого произведения. Правую педаль Рахманинов использовал чрезвычайно разнообразно. Нередко Рахманинов применял запаздывающую педаль с различными вариантами ее применения [5, с.55].Например, запаздывающая педаль с полусменой используется в Прелюдии ор.3 №2. Чтобы не заглушить единую линию развития баса в Прелюдии, педаль следует брать только на басовые ноты для сохранения общего движения и менять ее на полупедаль во время исполнения аккордов.Другая разновидность – запаздывающая педаль с постепенным снятием, необходимость применения которой нередко диктуется музыкальным текстом произведений Рахманинова. Запаздывающая педаль с постепенным снятием может использоваться для усиления плавности мелодии широкого дыхания. Например, в Прелюдиях ор.32 №12, ор.3 №2 и др. В некоторых случаях данный вид педализации предполагается применять для плавного прекращения звука, в особенности перед паузами, а также для связного повторения одного и того же звука, например, в Прелюдии ор.32 №10.Мелодическая педаль нередко используется в произведениях Рахманинова для соединения звуков, которые трудно сыграть legato. Она помогает достигнуть связности в октавном изложении мелодии при наличии в ней больших интервалов, как, например, в IV вариации на тему Ф. Шопена. Особенно значительные трудности возникают при исполнении широких фигурации. В этих случаях важно обратить внимание на то, чтобы бас звучал необходимое время и не произошло смешения гармонически чуждых звуков, например, как в Прелюдии ор.23 №4.Фоновая педаль, необходимая для создания звучащего фона из звуков, не удерживаемых пальцами, встречается в Прелюдии ор.23 №2, в средней части Прелюдии ор.23 №5.
Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 3
Ссылка для цитирования:
Мунтян Ш.Б. ПЕДАЛИЗАЦИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ С.В. РАХМАНИНОВА // Вестник науки №11 (68) том 3. С. 755 - 761. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10975 (дата обращения: 17.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*