'
Мунтян Ш.Б.
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ С.В. РАХМАНИНОВЫМ СОБСТВЕННЫХ СОЧИНЕНИЙ *
Аннотация:
в статье рассматриваются вопросы особенности мелодики, фактуры, стилистические черты произведения С.В. Рахманинова. Принципы мелодии, гармонии, структуры в контексте целостного охвата музыкального материала.
Ключевые слова:
Рахманинов, мелодия, звук, интерпретация, пианизм, исполнительское искусство.
Прежде чем приступить к педагогическому анализу нотного материала Второго концерта С. Рахманинова, необходимому для совершенствования исполнительской деятельности обучающихся в специальных учебных заведениях, представим аспекты рахманиновского пианизма, собственно, его интерпретаторскую концепцию.Эволюция Рахманинова-композитора и Рахманинова-пианиста на протяжении всего творческого пути тесно взаимосвязана и во многом обусловлена изменением рахманиновского композиторского почерка. По точному замечанию Ю. Понизовкина, исключительная ясность звуковой графики, которую мы слышим в записях игры пианиста, — это не только следствие технического прогресса, но и пианистическое отражение нового, «графического» фортепианного стиля композитора – стиля «Вариаций на тему Корелли» и «Рапсодии на тему Паганини» [4, с. 24].Исполняя собственные сочинения в течение многих лет, С. Рахманинов совершенствовал их интерпретацию как пианист, и редко вносил в них изменения как композитор. Примерами творческого преображения ранних произведений могут служить вторые редакции «Мелодии» ор.3, «Серенады» ор.3, «Юморески» ор.10.Создавая новые трактовки ранее сочиненных произведений, С.В. Рахманинов иногда ограничивался незначительными изменениями гармонии, фактуры и нюансировки, оставляя общий облик произведения почти неизменным. Такова вторая редакция Музыкального момента ор.16 №2, в которой композитор подверг переработке лишь отдельные детали текста.Нередко С. Рахманинов, исполняя произведение, создавал еще одну, уже «исполнительскую редакцию» произведения, не существующую в нотной записи. Такое исполнение собственных сочинений по существу является своеобразным созданием «вторых редакций» данных произведений. Отсюда существует мнение, что «рахманиновское исполнение ряда собственных сочинений – это не только итог многолетней работы пианиста над интерпретацией произведения, но и результат работы композитора над совершенствованием самого произведения» [4, с.24].Отточенная до предела эффектная виртуозность укрепила рахманиновскую манеру игры. В результате роста виртуозного мастерства в игре С. Рахманинова произошли определенные стилистические изменения. Его пианизм с течением времени стал более суровым, сдержанным, классически уравновешенным, сохранившим при этом огромную эмоциональную насыщенность и богатство звуковой палитры.Особенность глубокого жизненного обаяния рахманиновского пианизма, по заключению Б. Асафьева, – в его песенной напевности и распевности. Так, в Рахманинове-пианисте всегда присутствует русская лирико-творческая стихия, хоть и скованная в своем проявлении высоким забронированным академическим мастерством, но хранящая образы безмерных родных далей, величавое раздолье русских пейзажей, и «говор» и тишину лесов и полей». Примером может служить несравненная авторская интерпретация лирических тем Второго концерта. Восхищает рахманиновское чувство меры, удивительная гармоничность и естественность яркого эмоционального высказывания, заключенная в строгую и благородную оправу формы.
Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 3
Ссылка для цитирования:
Мунтян Ш.Б. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ С.В. РАХМАНИНОВЫМ СОБСТВЕННЫХ СОЧИНЕНИЙ // Вестник науки №11 (68) том 3. С. 749 - 754. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10974 (дата обращения: 17.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*