'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 3
  4. Научная статья № 108

Просмотры  43 просмотров

Мунтян Ш.Б.

  


АГОГИКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ С.В. РАХМАНИНОВА *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются вопросы интерпретации произведений С.В. Рахманинова, агогика. Главным лейтмотивом, является создание художественного образа произведения с помощью средств выразительности.   

Ключевые слова:
Рахманинов, интерпретация, стиль, исполнительское искусство, агогика, мелодия, тематизм, образ.   


Говоря об особенностях рахманиновского ритма, прежде всего, необходимо упомянуть о tempo rubato – неподражаемом искусстве пианиста «художественно нарушать» ритм, что обращает на себя внимание даже в чрезвычайно простой в ритмическом отношении музыкальной ткани. Так, например, в исполнении «Польки» rubato отличается большой тонкостью и детализацией – смелыми ритмическими отклонениями и неумолимым возвращением к основному темпу. Импровизационная свобода ритма при сохранении четкости пульсации – отличительная черта рахманиновского tempo rubato, которое всегда в каждом конкретном случае более или менее индивидуализировано.Агогика С.В. Рахманинова подчинена характеру исполняемой музыки. Нередко метрический рисунок и темповые отклонения в трактовке С.В. Рахманинова сопровождаются соответствующими динамическими нюансами. Как правило, небольшие «оттяжки» Рахманинов слегка акцентирует, более значительные ритмические остановки отмечает и более яркими акцентами или sforzando. Так, например, приостановка ритмической пульсации в шестом такте каденции Первого концерта была бы немыслима без внезапного sforzando в конце предшествующего построения.В исполнении Рахманинова обычно crescendo сопровождается accelerando и, соответственно, diminuendo – ritardando. Пожалуй, особенно ярко эта взаимосвязь проявляется в авторском исполнении XVII вариации «Рапсодии на тему Паганини»: небольшое ускорение темпа к середине такта и замедление к концу его соответствуют нарастанию и спаду звучания.Таким образом, особенностью рахманиновского исполнительского стиля является взаимосвязь агогических и динамических нюансов, когда различная степень динамической напряженности находится в прямой зависимости от метрической пульсации музыки.В ряде произведений или эпизодов, для которых характерно непрерывное ритмическое движение, пианист применяет различные агогические нюансы –«оттяжки», кратковременные ritenuto или stretto – и особенно часто постепенное ускорение темпа в динамических нарастаниях. При этом агогические отклонения оживляют ритмическую пульсацию, придают ей большую впечатляющую силу. Примером таких агогических отклонений является исключительно сильное по своему «ритмическому напору» авторское исполнение Этюда-картины ор.39 №6.Однако встречается немало примеров, в которых разнообразный музыкальный материал рождает и разнообразное динамическое исполнительское решение [2, с.50].Прежде всего, при любой степени импровизационности музыкальная ткань С.В. Рахманинова всегда сохраняет ясную «ритмическую основу». Это связано с исключительной плавностью и гибкостью рахманиновских агогических нюансов: любые отклонения от темпа убедительны потому, что они незаметно вырастают из основного темпа и в нужный с точностью рассчитанный момент сменяются возвратом первоначального движения. Так, например, во вступительном четырех такте «Польки» С.В. Рахманинов делает настолько значительное замедление темпа, что слушатель буквально физически ощущает напряжение сжатой до предела «ритмической пружины». Но тем более радостно воспринимается освобождение ритмической стихии, когда заторможенное движение восстанавливается.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Мунтян Ш.Б. АГОГИКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ С.В. РАХМАНИНОВА // Вестник науки №11 (68) том 3. С. 744 - 748. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10973 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10973



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.