'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 3
  4. Научная статья № 106

Просмотры  13 просмотров

Корнева Н.М.

  


ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВРАЧЕЙ И СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ *

  


Аннотация:
в представленной статье рассматривается проблема социального обеспечения отставных медицинских работников гражданского ведомства. На основе законодательных источников рассматриваются порядок назначения пенсий, условия выслуги лет для получения права на пенсию случаю, лишающие права на получение пенсии, материальное положение отставных врачей и среднего медицинского персонала и членов их семей. В результате проведенного исследования делается вывод об общих тенденциях в развитии системы пенсионного обеспечения российской пенсионной системы и пенсионного обеспечения медицинских работников. Российское правительство уделяло определенное внимание пенсионному обеспечению служащих на государственной службе в целом и медицинских чинов частности. Постепенно формируется порядок назначения и выплаты пенсий, увеличивается количество медицинских работников, имеющих право на пенсию, в число медицинского персонала, получающего пенсионные выплаты, включаются новые категории.   

Ключевые слова:
врачи, гражданское ведомство, законодательство, медицинские работники, пенсии, пенсионная система, устав о пенсиях и единовременных пособиях.   


В условиях реформирования пенсионной системы Российской Федерации вопросы правового регулирования социального обеспечения приобретают особую актуальность. Большое внимание уделяется вопросам материального обеспечения медицинских работников, труд которых в современных условиях имеет особую важность для государства и общества. Актуальны вопросы и пенсионного обеспечения медиков. Истории развития пенсионной системы в России посвящено немало работ, но специальных исследований о денежном содержании отставных медицинских чинов, состоявших на государственной службе, не имеется. В данной статье на основе законодательных источников изучается проблема пенсионного обеспечения врачей и среднего медицинского персонала гражданского ведомства Российской империи.Пенсионное обеспечение в России возникло в начале XVIII в., когда император Петр I ввел пенсии для чинов Морского ведомства. Пенсии назначались при утрате трудоспособности, в основном, по инвалидности. В случае смерти чиновника, его вдова и дети также имели право на определенные пенсионные выплаты. Императрица Елизавета Петровна учредила пенсионное обеспечение и для военно-сухопутных чинов. В 1764–1765 гг. Екатерина II распространила право на пенсию не только на военных, но и на гражданских чиновников, оставлявших службу по выслуге лет [1].Единой пенсионной системы в России не было. Кроме общегражданских чиновников на службе у государства находились работники науки и просвещения, медики, инженеры, служившие в учреждениях различных ведомств, работники связи и путей сообщения, а также придворные чины и служащие при дворцах, актеры императорских театров и т. д. [2]. По отдельным ведомствам и учреждениям назначение пенсий регулировалось особыми указами. В частности, по медицинскому ведомству - от 15 июля 1786 г. и 30 июня 1819 г. [3]. В первом из них, именном, данном Сенату «О способах для распространения врачебной части в России» устанавливались, что пенсии чинам медицинского ведомства должны производиться по закону о состоящих в службе гражданской. Т.е., размер пенсии определялся чином. Однако, по Сенатскому указу 30 июня 1819 г., «с прописанием высочайше утвержденного положения Комитета министров о пенсионах медицинским и аптекарским чиновникам», было разрешено «медицинских и аптекарских чиновников представлять к пенсионам на прежнем основании, не по чинам, а по окладам, ими получаемым», поскольку служба и производство их в чины «не могут войти в сравнение ни с военными, ни с гражданскими» [4].По закону 16 декабря 1790 г. «О правилах производства в статские чины» медицинские чины и профессора медицины, имевшие российское подданство и прослужившие докторами медицины или профессорами других факультетов не менее десяти лет, получали чин надворного советника, штаб-лекари – коллежских асессоров, магистры – титулярных советников. Студенты-медики, пожелавшие вступить в гражданскую службу, по прошествии соответствующих испытаний определялись в чины регистраторов (сенатских и коллежских) [5]. Значительное же число медиков, в частности, не имевших российского гражданства, не имели и чинов, но занимали «места по степени ученых их достоинств и практических познаний» [6]. С небольшими изменениями эти положения вошли в Свод законов изд. 1832, 1842, 1857, 1876 и 1896 гг. С 1820 г. размеры пенсий для гражданских чинов стали определяться классами, но за медицинскими чинами был сохранен прежний размер пенсии, в зависимости от получаемого жалования.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Корнева Н.М. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВРАЧЕЙ И СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ // Вестник науки №11 (68) том 3. С. 722 - 737. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10971 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10971



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.