'
Иванова Н.П.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ *
Аннотация:
в работе рассмотрена проблема формирования читательской грамотности младших школьников. Представлены определения понятия «читательская грамотность». Описаны и обоснованы условия формирования читательской грамотности младших школьников.
Ключевые слова:
читательская грамотность, младшие школьники, педагогические условия.
В современном обществе трудно представить человека, не умеющего читать, а, следовательно, не умеющего общаться, учиться и работать. Каждый человек понимает важность чтения художественных текстов, ведь благодаря им происходит формирование положительных моральных и волевых качеств. Это особенно важно для младших школьников, чтение способно сформировать их мировоззрение, дать знания об окружающем мире, о сверстниках, о жизни, истории Родины. Кроме того, чтение– это базовое умение, которое должны приобрести ученики, однако, не все учащиеся умеют работать с текстом, осознавать прочитанную информацию, а значит, у них не сформирована читательская грамотность. Однако младшим школьникам компетентность в данной области необходима, поскольку овладение технической и смысловой стороной чтения важно для изучения остальных школьных предметов, а также для формирования мышления в целом.В исследованиях PIRLS читательская грамотность определяется как «способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и/или ценных для индивида. С опорой на разнообразные тексты читатели должны конструировать собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для собственного удовольствия» [4].Н.Е. Колгановой были выделены критерии и показатели сформированности читательской грамотности обучающихся, которые мы отобразили на рисунке 1./Рис. 1. Критерии и показатели сформированности читательской компетентности обучающихсяМладший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования читательской грамотности. Это обусловлено самой социальной ситуацией развития личности [5]. Ведущей в этом возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии детей на данном возрастном этапе. Этот возраст характеризуется интенсивным развитием и качественным преобразованием познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением. В учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе [3].Необходимым для процесса формирования читательской грамотности младших школьников является способность учащихся воспринимать информацию, наличие произвольного внимания, позволяющего изучать материал вне зависимости от его содержания.
Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 3
Ссылка для цитирования:
Иванова Н.П. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №11 (68) том 3. С. 584 - 590. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10949 (дата обращения: 17.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*