'
Береговая К.А.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР *
Аннотация:
формирование навыков чтения у младших школьников - фундаментальный навык дальнейшей социализации. Обучение и воспитание детей с ОНР осуществляется в специальных условиях и требует определенных подходов. В данной статье речь пойдет об особенностях формирования такого важнейшего навыка как чтение у младших школьников с нарушениями речи.
Ключевые слова:
ОНР, обучение, воспитание, развитие, чтение, младшие школьники, методы.
Проблемами изучения общего недоразвития речи в контексте психолого-педагогической науки занимались различные отечественные исследователи: Р.Е. Левина, Д.Ю. Скрябина, В.К. Воробьева, И.Н. Евтушенко, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Т.А. Сидорчук, С.В Лелюх и др. В учебной литературе Н.М. Борозинец, Т. С. Шеховцова, М.В. Колокольникова отмечается, что впервые определение понятию «общее недоразвитие речи» было дано Р.Е. Левиной в 50-60е годы XX века. По ее мнению, под понятием общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом следует понимать такую речевую недоразвитость, при которой нарушенными звеньями считаются все компоненты речевой системы преимущественно относящимся, как к смысловой, так и к звуковой стороне оформления [1]. Шашкина Г. Р. при ОНР отмечает позднее начало речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования [3].Д.Ю. Скрябина замечает, что системное нарушение речевых компонентов характеризуется различными проявлениями. В их число входит:- ограничение словарного запаса- многочисленные речевые замены- использование разных форм слов без учета констестуальных связей- аграмматизмы- бедность и стереотипность оформления речи - нарушения звуко-слоговой структуры речи [2]Анализируя ошибки и трудности младших школьников с общим недоразвитием речи в процессе обучения чтению можно сделать вывод, что они возникают вследствие недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языка [2]. Начиная овладевать элементарными навыками чтения, младшие школьники испытывают затруднения в развитии фонетической стороны речи, лексики и грамматического строя. Вследствие этого, одной из функциональных особенностей формирования базисов чтения являются систематические занятия на протяжении всей начальной школы. Такие занятия должны включать в себя формирование устной речи, подготовительные занятия к овладению грамотой, совершенствование навыков анализа и синтеза, развитие моторики [2].Обучение чтению младших школьников с ОНР должно быть слоговым. Используются разнообразные приемы слияния звуков в слог. Знакомые слова читаются детьми целиком с выделением ударного слога, обращая внимание на знаки в тексте. Ошибки при чтении корригируются логопедом. В некоторых случаях слова, в которых наиболее часто встречаются ошибки подвергаются повторному анализу и синтезу. Так, наиболее часто для коррекции ошибок при чтении, слова выписываются на доску и логопедом демонстрируются буквы и слоги разрезной азбуки [2].
Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 3
Ссылка для цитирования:
Береговая К.А. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР // Вестник науки №11 (68) том 3. С. 539 - 543. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10943 (дата обращения: 17.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*