'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 3
  4. Научная статья № 68

Просмотры  56 просмотров

Черноусова Ю.И.

  


К ВОПРОСУ ОБ ОТМЕНЕ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) В РОССИИ *

  


Аннотация:
в работе проведен анализ действующего семейного законодательства, Российской Федерации, а также судебной практики, содержащих особенности процедуры отмены усыновления (удочерения) в России. В ходе исследования выявлены актуальные проблемы, возникающие при отмене усыновления (удочерения), внесены предложения, направленные на устранение выявленных проблем.   

Ключевые слова:
усыновление, удочерение, отмена усыновления, отмена удочерения, семейное законодательство, суд.   


Приоритетной формой защиты прав и интересов ребенка, оставшегося без попечения родителей по той или иной причине является усыновление (удочерение), ведь, согласно Конституции Российской Федерации, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Многие исследователи отмечают важность данного права, с чем нельзя не согласиться. Следует подчеркнуть и тот факт, что одним из направлений социальной политики современного Российского государства, является приоритетная задача защиты семьи, материнства и детства. Даже несмотря на то, что при усыновлении реализуются вышеупомянутые права ребенка не в результате кровно-родственной связи, а в связи с реализацией усыновителями своих правомочий и получением «статуса» усыновителей, это ни коем образом не отменяет того, что для ребенка это имеет огромное значение и в будущем может сыграть большую роль для его становления личностью.Проанализировав положения законодателя об институте усыновления (удочерения) в России, можно сделать вывод, под усыновлением (удочерением) понимается установление между усыновителем и усыновленным ребенком правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми. Закон приравнивает усыновленного ребенка к родным детям усыновителя. Институт усыновления играет важную, бесспорно, положительную роль как для отдельно взятого ребенка, оставшегося без попечения родителей, так и для государства и общества в целом. Кроме того, данный институт может реализовать возможность семей, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно родить ребенка, воспитывать несовершеннолетнего, тем самым обрести полноценную семью. Однако семейное право, а в частности, Семейный кодекс Российской Федерации (далее – СК РФ) предусматривает такое понятие как «отмена усыновления» [1]. Некоторые цивилисты выделяют отмену усыновления в отдельный институт семейного права. В социальном аспекте такое понятие, как отмена усыновления, в большей степени представляется негативным явлением. Сам факт отказа от ребенка, независимо от причин, послуживших тому основанием, расценивается обществом как противоречащее нормам морали и этики явление. Некоторые авторы указывают на то, что отмена усыновления (удочерения) – процесс крайне негативный, который всегда приводит к печальным последствиям для психики усыновленного ребенка. Трудно поспорить с указанным мнением, но, на мой взгляд, при рассмотрении данного вопроса необходимо обратиться к ч. 1 ст. 141 СК РФ. В названном пункте статьи законодатель перечисляет основания для отмены усыновления (удочерения): - если усыновители должным образом не исполняют свои обязанности по воспитанию ребенка, уклоняются он них - если усыновители злоупотребляют своими правами в своих целях - если усыновители жестоко обращаются с ребенком, наносят физический вред - если усыновители злоупотребляют наркотическими средствами или алкогольными напитками.Данная норма закона находит свое отражение и в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей [2]». Важно отметить и обратить внимание на то, что при наличии указанных в части 1 статьи 141 СК РФ оснований судом не может быть разрешен вопрос о лишении либо ограничении родительских прав, поскольку права и обязанности возникают у усыновителей в результате усыновления, а не происхождения от них детей [3, с. 164]. Безусловно, отмена усыновления (удочерения) по вышеуказанным основаниям пагубно сказывается на психоэмоциональном состоянии усыновленного ребенка. Однако это единственный верный выход из сложившейся ситуации в случае, если несовершеннолетний подвергается физическому или моральному насилию, или, например, усыновители не уделают должного внимания ребенку, равнодушно относятся к здоровью малыша, тем самым подвергая его жизнь опасности. Самое страшное – когда подобные ситуации долгое время не выявляются. Такой ребенок нуждается в защите, поэтому, на мой взгляд, необходим тщательный и всесторонний контроль органов опеки и попечительства над семьей, которая в соответствии со вступившим в законную силу решению суда об усыновлении (удочерении), обрела права и обязанности родителя в отношении несовершеннолетнего. Необходимо также особое внимание к таким детям со стороны педагогов и других сотрудников воспитательных школьных и дошкольных учреждений.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Черноусова Ю.И. К ВОПРОСУ ОБ ОТМЕНЕ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) В РОССИИ // Вестник науки №11 (68) том 3. С. 471 - 476. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10933 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10933



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.