'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 2
  4. Научная статья № 126

Просмотры  40 просмотров

Лаптандер С.В.

  


ФЕДЕРАЛИЗМ В РФ И ОТРАЖЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ СУБЪЕКТОВ РФ *

  


Аннотация:
Российское государство располагается на огромной территории, население которой представлено различными национальностями и этносами, объединенными культурой, традициями, вероисповеданием. Внутри границ государства исторически формировались разные территориальные образования, что впоследствии определило необходимость учета разрешения национальных вопросов, при устройстве новой государственности, складывающейся в начале двадцатого столетия, что реализовалось в дальнейшем, при создании законодательства и разделения страны на субъекты. Идея федерализма в устройстве российского государства не нова. Попытки децентрализации государственного управления и распределения полномочий регионам, предпринимались со времен существование империи, в состав которой входили области, края, эмираты, губернии. Надо отметить, что имперская власть, всегда стремилась сохранить самобытность и культуру регионов. Для определения причин создания федеративного государства, коим является Россия, необходимо рассмотреть особенности, условия, характеристики, организации власти, основанной, в том числе, и на принципах федерализма   

Ключевые слова:
федерализм, федеративное устройство, государство   


УДК 342.6

Лаптандер С.В.

студент 3 курса

Тольяттинский государственный университет

(г. Тольятти, Россия)

 

ФЕДЕРАЛИЗМ В РФ И ОТРАЖЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ СУБЪЕКТОВ РФ

 

Аннотация: Российское государство располагается на огромной территории, население которой представлено различными национальностями и этносами, объединенными культурой, традициями, вероисповеданием. Внутри границ государства исторически формировались разные территориальные образования, что впоследствии определило необходимость учета разрешения национальных вопросов, при устройстве новой государственности, складывающейся в начале двадцатого столетия, что реализовалось в дальнейшем, при создании законодательства и разделения страны на субъекты. Идея федерализма в устройстве российского государства не нова. Попытки децентрализации государственного управления и распределения полномочий регионам, предпринимались со времен существование империи, в состав которой входили области, края, эмираты, губернии. Надо отметить, что имперская власть, всегда стремилась сохранить самобытность и культуру регионов. Для определения причин создания федеративного государства, коим является Россия, необходимо рассмотреть особенности, условия, характеристики, организации власти, основанной, в том числе, и на принципах федерализма.

 

Ключевые слова: федерализм, федеративное устройство, государство.

 

Особое значение в государственном устройстве имеет территориальный признак. Форма территориального устройства определяет организацию власти в государстве, оказывая влияние на соотношении власти Центра и регионов, определяя централизацию или децентрализацию власти, степень самостоятельного принятия решений регионами.

В научной литературе определяют две формы государственного устройства по территориальному признаку: федеративное и унитарное. Унитарным государствам, например, Великобритании, Шотландии и так далее, свойственно централизованное управление административно-территориальными единицами, отсутствие государственных образований с элементами самостоятельности, суверенности, что позволяет утверждать о проявлении верховной власти системой органов государства на всех уровнях управления. Надо отметить, что унитарные государства образуются при условии однородности национальной принадлежности граждан и малой территории государства.

Федеративное устройство государства предполагает определение самостоятельности в принятии решений территориальными единицами, образованиями. Как правило, история становления таких государств предполагает объединение вокруг центра, разно-национальных народов, проживающих на большой территории.

В научных источниках, выделяют, также, и конфедерацию. Однако, конфедерация является объединение суверенных государств для реализации общей цели, и территориальный признак, здесь, не играет существенной роли.

Не стоит отожествлять понятие федерализма и федеративного устройства государства по признаку территориальной целостности. Федерализм является идеей организации власти в государстве, необходимой для разрешения задач обеспечения стабильности, безопасности, осуществляющихся посредством взаимодействия центральной власти и власти регионов. Федерализм предполагает политико-территориальное обособление, соблюдение баланса интересов центра и регионов. Идеи федерализма раскрыты в трудах многих ученых, например, Ф.Ф. Конева, М.В. Глигич-Золотаревой и других. [1]

Существует позиция рассмотрения федерализма, как формы полицентризма, под которым определяют структурную основу самоуправляющихся общественных систем, то есть наличия множества центров принятия решений, принимаемых самостоятельно и независимо. Полицентризму, как и федерализму, свойственны: существование множества самостоятельных, суверенных властных единиц; осуществление взаимодействия на принципах сотрудничества, конкуренции, самостоятельности мнения в разрешении конфликтов; разграничение правомочий и компетенций; наличие гражданского общества, принимающего участие в общественной и публичной жизни.

Вместе с тем, федерализм имеет собственные характеристики:

- отношение в определении, как организации государственной власти, так и ее функционированию. Федерализм можно воспринимать рассматривать формой государственного устройства, а также применять к пониманию реализации идеи при устройстве государственности;

- применимость к сохранению единства и, в то же время, поддержании разнообразия общественных структур;

- задействования в экономическом, идеологическом, политическом, социальном функционировании государственной власти;

- целеполагающем начале, противостоящем унитаризму и сепаратизму;

-  связующем в реализации цели развития государства, решения проблем глобального масштаба. Принципы федерализма, сегодня, применимы не только к устройству государственности, но и внешне государственных отношений;

- отличается разнообразием политических форм. [2]

Не без интересным является определение федерализма, представленное М.В. Глигич-Золотаревой, рассматривающей его, как совокупность цивилизационных, политико-правовых, бюджетно-экономических, историко-социологических, социально-культурных, духовно-нравственных характеристик федеративного государства, основанного на территориальной целостности, с наличием гражданского населения и публичной власти, отличающегося особенностью государственности, спецификой реализации властных полномочий. [3]

Становлению идеи федерализма в отечестве более ста лет, при этом, особенности его развития проявились в государственном устройстве России во второй половине двадцатого столетия с закреплением принципов демократического федерализма в Основном законе страны в 1993 году.

Помимо вышеизложенного, российский федерализм характеризуется еще некоторыми чертами:

  1. Распространение деятельности федеральных органов государственной власти, в том числе Президента России, на всю территории страны в соответствии с Конституцией; Конституция России обладает приоритетом и верховенством на территории всех субъектов РФ; в России установлено единство столицы, государственной символики, государственного языка, денежной единицы, гражданства, Вооруженных Сил и др.;
  2. Конституция закрепляет запрет установления таможенных границ и свободу перемещения товаров, услуг, финансовых средств на территории федерации;
  3. Федеральные органы исполнительной власти обладают правом создания соответствующих территориальных органов во всех субъектах РФ и назначения их должностных лиц;
  4. Объем государственной власти, принадлежащий федерации и субъектам в России, делится на два уровня (федеральный и уровень субъектов федерации) с помощью механизма «разграничения предметов ведения» (ст. 71-73 Конституции). В соответствии с Конституцией РФ выделено три разновидности компетенции власти: исключительная компетенция федерального центра; совместная компетенция центра и субъектов; исключительная компетенция субъекта;
  5. В силу Конституции России и федеральных законов существует возможность передачи части своих полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов;
  6. Субъекты федерации создают свое законодательство, непротиворечащее федеральным законам, в том числе принимают свои уставы (конституции);
  7. Субъекты федерации обладают правом установления своего наименования, формирования системы органов государственной власти;
  8. Статус субъекта может быть изменен по взаимному согласию федерации и субъекта; границы между субъектами могут быть изменены с их взаимного согласия; на территорию субъекта не может распространяться власть других субъектов Федерации; субъект не может в одностороннем порядке выйти из состава федерации;
  9. В республиках РФ могут быть установлены государственные языки, которые употребляются наряду с русским языком; символика, столица, почетные звания и награды;
  10. Субъектам РФ не предоставлено право ставить вопрос о дипломатическом признании, открывать посольства за рубежом, подписывать международные договоры;
  11. Федерация может передавать часть своих полномочий по международным договорам межгосударственным объединениям, в случае отсутствия противоречия этого основам конституционного строя.

Таким образом, для достижения целей устойчивого развития Российской Федерации необходимо решение многих задач в экономической, экологической, социальной сферах, в области науки, образования, безопасности, международных отношениях. В сфере развития федерализма и регионального развития в первую очередь стоят следующие задачи: укрепление государственности через совершенствование институтов государственной власти и общественных структур; демократизация и дебюрократизация структур государственной власти; совершенствование законодательства, прежде всего в сфере собственности; совершенствование законодательства и взаимоотношений между федеральными структурами, регионами и муниципалитетами. [9]

Развитие федеративных отношений в Российской Федерации в связи с определенными политическими, социальными и экономическими обстоятельствами имеет скачкообразный характер. В этом процессе можно выделить следующие этапы:

  1. Период децентрализации. В начале 90-х годов большая часть отношений между центром и регионами регулировались федеративными договорами, в которых обе стороны выступали как равные субъекты федеративных правоотношений.
  2. Период централизации. С начала 2000-х годов, после преодоления внутриполитического и экономического кризисов кардинальным образом изменился подход федеральных органов государственной власти к федеративным отношениям. Был взят курс на фактическое расширение предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации, с тенденцией практически полной утраты самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Роль федерального центра во всех вопросах общественной и государственной жизни неуклонно возрастает в ходе соответствующих законодательных преобразований в РФ.

Представляется верным мнение М.Г. Мирзоева о том, что «решение федеральной власти сосредоточить большую часть государственной власти в своих руках было обоснованным, поскольку на тот момент времени были явные угрозы государственной целостности, основам конституционного строя Российской Федерации, а также правам, свободам и законным интересам человека и гражданина. На данный момент как таковых нет угроз государственной целостности Российской Федерации, при этом для полноценного развития современного демократического федеративного государства необходимо более тесно сотрудничать с субъектами Российской Федерации, в том числе предоставляя последним достаточные полномочия и ресурсы для реализации поставленных целей и задач».

Таким образом, такие принципы федеративного устройства, как единство системы государственной власти в Российской Федерации и разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти разного уровня, которые установлены в Конституции РФ, оказывают большое влияние на организацию и деятельность органов государственной власти субъекта РФ, фактически предопределяя вектор направления развития региональных органов власти и федеративных отношений. При этом представляется необходимым свести к минимуму тот дисбаланс, который существует в сфере влияния федеральных органов власти на организацию и деятельность органов власти в субъектах РФ.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Бредихин А.Л. Федеративная система Российской Федерации: Учебник. (Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2018). С. 4.
  2. Федерализм: Энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2013. С. 248
  3. Глигич-Золотарева М.В. Конституционно-правовые основы российского федерализма: проблемы теории, методологии и практики: Автореф. дисс. ... на соиск. докт. юрид. наук. Тюмень, 2009. С. 12.
  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2005 г. // Росс. газ. 2005. 26 апреля.
  6. Епифанов А.Е., Баев Р.Р., Джумагулов А.С. Федеральное вмешательство как институт федеративного государства (вопросы теории государства и права). Волгоград, 2017. С. 167.
  7. Ивайловский Д.А. К вопросу о новом этапе развития российского федерализма // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 6. С. 34
  8. Устав Волгоградской области от 24 февраля 2012 г. № 1-ОД (принят Волгоградской областной Думой 14 февраля 2012 г.) (в ред. от 10 июля 2015 г.).
  9. Залиханов М.Ч., Матросов В.М., Шелехов А.М. Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации. М., 2016. С. 24. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Лаптандер С.В. ФЕДЕРАЛИЗМ В РФ И ОТРАЖЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ СУБЪЕКТОВ РФ // Вестник науки №11 (68) том 2. С. 892 - 899. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10863 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10863



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.