'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 2
  4. Научная статья № 125

Просмотры  31 просмотров

Смирнова В.Н., Прохожев О.А.

  


УНИКАЛЬНОСТЬ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ УЛИЧНОГО ИСКУССТВА В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности стрит-арта в Нижнем Новгороде. Проведен анализ нахождение хронологии развития и предпосылок появления граффити в Нижнем Новгороде. Изучен аналитический обзор существующих статей и документов в области граффити, просмотр видеодокументов известных райтеров и интервью людей, находящихся в этой сфере. И в конечном итоге выявлены особенности на конкретных примерах. Актуальность темы обусловлена тем, что стрит-арт в разных городах России имеет уникальную характеристику, относящуюся к определенному городу и выявление этих особенностей в Нижнем Новгороде – главная цель этой работы. Так же проведено сравнения нижегородского граффити с другими городами, претендующим на место «Столица стрит-арта».Методологически работа поделена на две части: анализ предпосылок появления граффити в Нижнем Новгороде, первые выставки и проекты, и также выявление особенностей нижегородского граффити на основе приведенных примеров.   

Ключевые слова:
граффити, настенная живопись, стрит-арт, особенности уличного искусства, граффити Нижнего Новгорода, столица стрит-арта.   


Нижний Новгород появился на карте российского уличного искусства во второй половине 1990-х годов, когда в городе возникли первые граффити-команды, тесно связанные с хип-хоп-культурой, и прошли само-организованные фестивали граффити. С начала 2000-х граффити-сцена становится более целостной и заметной: появились пространства, с которыми художники систематически работали, а фестивали стали носить общегородской характер, привлекая СМИ и широкую аудиторию. К 2006 году в городе сложилась устойчивая граффити-субкультура и даже появился свой журнал - Urban Roots, который издавался Александром Шимановым в 2006-2012 годах. Журнал имел большое влияние на локальное граффити-сообщество и формировал качественные критерии, предъявляемые к произведениям стрит-арта. Он был сфокусирован на райтинге и представлял его как граффити конформистского типа, осваивающее заброшенные и неполитизированные территории, а также на приемах коммерческого применения граффити в частных и общественных пространствах. [1] Стрит-арт продолжает развиваться, и уже в 2009 году открываются первые выставки. В 2009 году в кинотеатре «Рекорд» открылась первая выставка нижегородских граффитистов «ARTерия», затем, в 2010 году, в Нижегородском государственном выставочном комплексе прошла выставка «Crosspoint». В экспозиции были представлены работы Артема Филатова, Никиты Nomerz, Александра Фрухта и других художников. В 2011 году в «Арсенале» была проведена выставка «Subway». В 2015 г. начинает работу галерея «Толк», в которой существенная доля отведена творчеству стрит-художников. Ещё годом позже вышел первый документальный фильм о нижегородском стрит-арте - «Тёплые стены». В нём показаны интереснейшие работы по росписи старых деревянных зданий [2].Специфика городской среды Нижнего Новгорода в 2010 году достигла своего апогея. Исторический центр того года - это руина, опустевшие улицы, расселенный старые деревянные дома. В связи с этими разрушениями, динамическими изменениями городского пространства в нем постоянно раскрывались новые интересные уголки и территории. «Благодаря городской ситуации, обилию старой архитектуры и деревянных или заброшенных домов, выселенных заводских территорий, уличное искусство расцвело ярким цветом» [3]. Искусство одновременно и обнаруживало травму городских развалин, и, подобно природе, смягчало ее и даже идеализировало - масштабные росписи с изображениями растений, камней, животных, птиц и выдуманных персонажей проявляли в городском пространстве распадающиеся следы прошлого и делали этот распад предметом созерцания. Ввиду тесной связи с городским пространством, нижегородское уличное искусство можно назвать неповторимым, его «нижегородскость» не поддавалась экстраполяции на уличное искусство в целом и существовало только в своих географических границах. Стрит-арт в Нижнем Новгороде - одно из авторитетных направлений на карте российского уличного искусства. «… если говорить о русском стрит-арте, то стрит-арт в Нижнем Новгороде – это, наверное, и есть русский стрит-арт. Он сильно отличается от всего остального». Стрит-арт в Нижнем Новгороде - давно признанное общественностью явление. Местные газеты пишут о нем огромные материалы, проводятся экскурсии, достаточно давно проходят выставки. Есть штамп, который очень любят использовать СМИ. То Екатеринбург, то Нижний Новгород провозглашается «столицей стрит-арта». В СМИ, между этими городами как будто постоянно идет какая?то борьба. На самом деле художники не борются за этот статус, а наоборот, он им кажется достаточно абсурдным. «Это что?то очень провинциальное - перетягивать на себя статус столицы» [4]В Нижнем Новгороде и Екатеринбурге совершенно разный стрит-арт. Нижний Новгород - это древний город, это определенная застройка, исторический центр промыслов; художники всегда работают в историческом контексте. Екатеринбург - уральский город, у него своя специфика, например много текстового стрит-арта, шрифтового. Они очень разные, но постоянно взаимодействуют между собой. В Нижнем Новгороде в шестой раз проходит фестиваль «Место», в Екатеринбурге в пятый раз пройдет фестиваль «Карт-бланш». Уличные художники рисуют на «Месте», потом едут на «Карт-бланш», потом весь «Карт-бланш» приезжает в Нижний Новгород. Это бесконечный круговорот стрит-арта между Екатеринбургом и Нижним Новгородом. Особенности нижегородского граффити. Для нижегородского уличного искусства характерны нарочитая эстетизация – замысловатое и чрезмерное приукрашивание художественного высказывания – и архаичность культурного кода. Все уличные работы - это то, что по-английски называется site-specific, то есть очень сильно зависят от места, стены или поверхности на которой нарисованы. Места для стрит-арта занимали многослойные смысловые конструкции, не имевшие очевидной прикладной – оформительской, повествовательной или провокационной функции. Так, на стене дома № 13 по улице Короленко в Нижнем Новгороде в 2015 году появилась инсталляция серпуховского художника Романа Мураткина. Этот дом известен как «Дом с конюшнями», поскольку раньше здесь жила семья, содержавшая лошадей. Узнав историю этого дома от людей, которые сейчас там живут, Роман разместил во дворе фанеры с изображением кучера, лошадей, выглядывающих из окон «конюшни», и мальчика на лавочке. Художникам важно знать историю дома, на котором они творят. Локальный контекст - одна из составляющих уличного искусства. Часто сюжеты представляют собой современное бытописание. Так, например, была создана картина Кирилла Ведерникова «На дальних берегах», находящейся на улице Алексеевская. «Я максимально ее связал с историей города, его основанием» - описывает автор [5]. Центральная фигура работы - князь Юрий Всеволодович, основатель Нижнего Новгорода. В руках он держит башню - Михайло-Архангельский собор, который был основан в то же время, что и город. Рядом с князем русское войско - образ России. А внизу сам город, Кремль. Но картина была повреждена ураганом, который прошел в городе через несколько дней после ее создания. Из-за обрушения утеплительной плитки, установленной на фасаде здания незадолго до создания росписи, работа была уничтожена.Также в качестве одной из особенностей Нижегородского стрит-арта можно говорить о взаимодействии с руиной, одомашниванием тех пространств, в которые художники попадают. Коренные жители центра, которые живут в этих деревянных домах, заинтересованы в сохранении своего города и считают, что искусство на стенах их домов поможет сохранить дом. Дом №8 на улице Варварской, известный как дом Щелоковых, является памятником архитектуры, одним из немногих образцов деревянной застройки периода классицизма. Долгое время здание находилось в плачевном состоянии. Вдохнуть новую жизнь в памятник архитектуры решил художник из Екатеринбурга Илья Мозги. Художник выкрасил фасад здания в черный цвет и на контрасте оставил жизнеутверждающее послание жителям Нижнего Новгорода: «Здесь больше нет огня, но каждую секунду теплей от тебя». Однако работа художника подверглась вандализму или переосмыслению. Неизвестный художник закрасил некоторые слова, в результате на фасаде осталась надпись: «Здесь боль каждую секунду от тебя». Позднее Никита Nomerz вернул арту его первоначальный вид. Можно говорить о фланерстве, прогулках, перемещениях по городу и этот поиск, динамика движения по городскому пространству для художников очень важны. Для них важна категория времени и конструирования в их произведениях некого безвременья. Художники проводят для горожан и туристов экскурсии по улицам и дворам, хранящим самые примечательные граффити, панно, инсталляции. Экскурсии по арт-объектам входят также в программу фестиваля «Открытая карта».Многие художники делают еще какие-то работы из дерева будь то рисование на дереве или вырезание. Тема дерева очень мощно представлена практически у каждого из них и благодаря этому появилась Нижегородская художница Вера Ширдина создала стрит-арт посвященный исчезновению памятников деревянного зодчества в Нижегородском районе. Работа выполнена в рамках фестиваля «Место». Об этом сообщается на официальной странице проекта в Instagram. Художница изобразила женщину-хранительницу, находящуюся между двух эпох. В верхней части работы образ строительного крана - символ постоянно растущего мира, вытесняющего все застывшее во времени. Внизу образ деревянного дома, напоминающий нам об истоках нашей истории. И лишь тонкая ткань хрупкой девушки отделят один мир от другого. Арт-объект можно найти по адресу: улица Пискунова, 39А.Еще одна из особенностей нижегородского стрит-арта в том, что практически все работы объединяет отсутствие фона. Часто это монохромное изображение, черно-белое очень деликатное. Ярких цветов вообще практически никто не использует. Если говорить о формировании визуальных практик нижегородского уличного искусства и его постепенного ухода от устоявшихся стрит-артовских правил, то одним из первых принято считать последовательный отказ от фона и от покрытия фоновым слоем поверхности, с которым работает художник. Второе - отказ от баллонов в пользу кистей. Весь этот специфический набор материалов характерен для всех нижегородских уличных художников. Еще один очень важный момент, который объединяет всех нижегородских художников - связь с природой, так как это неотъемлемая часть локального городского контекста, поскольку исторический центр Нижнего Новгорода расположен на слиянии рек Оки и Волги, а его планировка такова, что находясь в самом центре города можно запечатлеть и деловой и исторический центр одновременно. В 2014 году Артем Филатов на базе Google Maps составил интерактивную карту нижегородского уличного искусства, которая пополнялась как самим художником, так и силами зрителей - любой желающий мог прислать фотографии обнаруженных в городе работ или опубликовать в социальных сетях под хештегом #streetartnn. Карта стала источником информации для горожан, иногородних туристов и исследователей. 1 июля 2022 года было зафиксировано около 293 существующих и 105 утраченных произведений [6]. К граффити можно относиться по-разному, но нельзя отрицать, что именно стрит-арт создает особую атмосферу Нижнему Новгороду, которая привлекает талантливых художников. Начав с простых текстовых граффити, художники Нижнего Новгорода достаточно быстро пришли к социально-полезному творчеству. Делая росписи на стенах старинных деревянных домов, мастера стрит-арта вызывают интерес горожан к прошлому родного города, помогают сохранять исторические здания. Нижний Новгород с каждым годом преображается, и вклад стрит-арта в развитие городской культуры очевиден. Зрелищность, колористическая насыщенность произведений, их включенность в городской контекст и вместе с тем точное соблюдение необходимой дистанции между позицией художника и окружающей средой превращали встречу горожан с искусством и городом в сильное личное переживание. Каждый город России, в котором процветает уличное искусство имеет свои особенности и уникальный стиль. Художники тщательно подходят к выбору поверхности и сюжету картины. На основе просмотренных примеров, можно сделать вывод о неповторимости и ярко выраженных особенностях граффити, которые есть только в Нижнем Новгороде. Говорить о статусе «Столицы стрит-арта» тяжело, так как постоянное появление новых работ и утрата старых не дает полной картины города, но благодаря этому появляется соревновательный интерес, который побуждает к созданию все более значимых для города картин.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Смирнова В.Н., Прохожев О.А. УНИКАЛЬНОСТЬ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ УЛИЧНОГО ИСКУССТВА В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ // Вестник науки №11 (68) том 2. С. 884 - 891. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10862 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10862



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.