'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 2
  4. Научная статья № 122

Просмотры  65 просмотров

Суразова М.Э., Чалчикова В.В., Суханов Е.Л.

  


ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА: ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К СПОРТУ *

  


Аннотация:
в данной статье исследуется значение легкой атлетики для студентов и ее влияние на студенческую жизнь и обучение. Исследование также подчеркивает важность сбалансированного подхода к обучению, который включает в себя физическую активность.   

Ключевые слова:
спорт, легкая атлетика, студенты, здоровье, физическое развитие.   


Социальная и психологическая адаптация студентов, их физиологический статус и здоровье во многом обусловлены образом жизни и средой, в которой они находятся. Для студента 18–25 лет этой средой является система образования, поскольку с пребыванием в учреждениях образования связано более 70 % времени, где студенты не только обучаются, но и проводят свободное время. Студенческий спорт — составная часть спорта, культивируемая в высших учебных заведениях, интегрирующая массовый спорт и спорт высших достижений. Система физического воспитания и спортивной подготовки студентов очень важна для максимального задействования неограниченного потенциала ценностей физической культуры для обеспечения здоровья, достижения людьми высокого профессионализма, духовного развития личности, освоения здорового образа жизни. Занятия легкой атлетикой способствует формированию психической выносливости, целеустремленности, самостоятельности в постановке и реализации целей, принятии решений, воспитании воли.Цель исследования. Определение уровня интереса и участия студентов в легкой атлетике. Разработка и оценка анкеты с вопросами о предыдущем опыте участия в легкой атлетике, мотивации, и интересе к занятиям.Материалы и методы исследования. Для написания статьи были использованы материалы из различных источников, посвященных теме спорта, в частности, легкой атлетики .C помощью анкеты (Google-формы) проведено анкетирование для исследования на занятия и отношение к данному виду спорта студентов.Результаты и их обсуждение. В современное время студенческая жизнь вынуждает обучающихся все больше проводить времени за компьютером. Такой малоподвижный образ жизни (гиподинамия) вызывает: атрофию мышечной системы, дисбаланс гормонов, проблемы с дыхательной и пищеварительной системой, нарушение работы нервной системы, заболевания сердечно-сосудистой системы, ожирение, сколиоз, бессонницу, проблемы со зрением. Вместе с физическими проблемами возникают и психические - депрессии, неврозы, снижение самооценки и пр. Особое значение приобретает привлечение к занятиям спортом студенческой молодежи в не физкультурных вузах. Социальная потребность государства в физически крепких молодых специалистах не всегда согласуется с истинным уровнем их здоровья, мотивацией студентов на формирование личностной культуры занятий спортом. Анализ научно-методической литературы показал, что в условиях социокультурных и социально-экономических преобразований современного динамично развивающегося общества особое значение приобретает модернизация образовательных парадигм, которые в совокупности предопределяют инновационные процессы в высшей школе и трансформации их в более качественное состояние [1].Физические упражнения – это основное средство в арсенале физической культуры, и потому являются одним из наиболее эффективных способов формирования и поддержания уровня здоровья. Ликвидация застойных явлений в организме, а также активизация нервных импульсов от мышц к коре головного мозга, позволяет добиться значительного повышения уровня здоровья даже при выполнении легких, общедоступных физических упражнений. Легкая атлетика – это группа видов спорта, включающая в себя различные виды ходьбы, бега, прыжков и метаний, выполняемых в циклическом и ациклическом режимах. Сочетание разнообразия и доступности объясняет центральное место легкой атлетики в системе подготовки по дисциплине «Физическая культура» на всех уровнях образования, от общего среднего до высшего [2]. Нельзя подобрать более надежный вид спорта, чем легкая атлетика для социализации и самореализации студентов и по финансовым возможностям, и по уровню здоровья, и по особенностям выбора модели социализации, и по востребованности различных составляющих легкой атлетики в развитии чувств, качеств, востребованных в жизни [3].Лёгкую атлетику часто называют "королевой спорта", потому что данный вид спорта включает наибольшее количество соревновательных дисциплин (24 для мужчин и 23 для женщин). Она представляет собой один из основных и наиболее массовых видов спорта. Для занятий лёгкой атлетикой даже спортсменам высокого уровня не требуется дорогостоящего оборудования. Значение лёгкой атлетики для укрепления и сохранения здоровья незаменима. Тренировка сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата эффективна именно на занятиях ходьбы, бегом и другими видами легкой атлетики [4-5].Легкая атлетика включает большое многообразие легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься в любое время года и практически в любом месте. Легкая атлетика объединяет такие дисциплины как: ходьба, бег, прыжки (в длину, высоту, тройной, с шестом), метания (диск, копье, молот, и толкание ядра) и легкоатлетические многоборья. Спринтерский бег способствует совершенствованию двигательного аппарата, что выражается в повышении возбудимости и лабильности его центральных и периферических цепей, а также адаптации мышц к работе в относительно ана_x001F_эробных условиях. Спринтерский бег способствует развитию скоростной силы и скоростной выносливости, обеспечивающих сохранение большой скорости на пробегаемой дистанции. Быстрый бег приводит к быстрым изменениям во внутренней среде: стремительно накапливается молочная кислота, повышается ёмкость буферных систем организма. У мужчин расход энергии составляет 3700–4200 ккал, а у женщин 3 200–3 600 ккал. При беге на средние дистанции важная роль отводится физиологическим системам, обеспечивающим поступление кислорода для усиливающихся в мышцах аэробных процессов. Бег на длинные дистанции способствует развитию аэробной выносливости, связанной с усилением функциональных резервов сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма [6]. Свидетельством эффективности подготовки студентов вуза на занятиях легкой атлетики с учетом уровня развития скоростно-силовых качеств являются темпы прироста результатов в беге на 3000 метров [7].Занятия приносят положительный оздоровительный эффект, способствуют повышению социального статуса учащегося. В ходе занятий формируется крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, двигательные способности, необходимые знания и навыки в области физической культуры. Студент приобретает не только правильные двигательные навыки, но и развивает ловкость, быстроту, силу и выносливость и т.д. В основе легкоатлетических упражнений лежат естественные и жизненно важные движения человека: ходьба, бег, прыжки, метания. Занятия данным видом спорта полезны в профилактике заболеваний опорно-двигательной системы (плоскостопие, искривление ног, нарушение осанки, сколиоза), дыхательной и сердечно-сосудистой системы, а также оказывают положительное влияние на обменные процессы и защитные силы организма [3]. Мышечная деятельность, осуществляемая во время занятий спортом, изменяет работу многих функциональных систем организма человека. Занятие различными видами спорта определяет своеобразное физиологическое состояние организма, обусловленное спецификой двигательной активности [6].Мы разработали анкету, с использованием Google-формы, для оценки заинтересованности легкой атлетикой среди студентов КемГМУ. В опросе приняло участие 39 студентов, в возрасте от 16 до 28 лет, среди которых было 26 девушек и 13 юношей. Было обнаружено, что 37 (94,9 %) анкетированных положительное отношение к спорту, у 2 (5%) нейтральное отношение. Занимаются спортом 26 (65%) человек. Занятия физкультуры в университете посещают только 26 (65%) обучающихся. Предпочтение легкой атлетикой отдают только 10 (25%) студентов. Нравится данный вид спорта 18 (45%) анкетируемых, 22 (55%) человека отдают предпочтение другим занятиям физической активности. Из предпочитаем ости в легкой атлетики 16 (47,1%) ответили, что им нравится бег, 9 (26,5%) отметили спортивную ходьбу, метание и прыжки отметили 3 (8,8%) обучающихся. Занятия легкой атлетики нужны для 20 (50%) студентов для поддержания здорового образа жизни, для 12 (30%) поддержании спортивного образа жизни, и для 7 (17,5%) –спортивной карьеры. Удовольствие от занятий спорта получают только 30 (78,9%) анкетируемых. Соревнования по легкой атлетики смотрят 2 (5,1%) обучающихся, 27 (69,2%) не смотрят. Следующие статистические данные были проведены только у лиц, которые занимаются спортом. Легкая атлетика является самым выбираемым спортом среди студентов, так как при вопросе «Каким видом спорта Вы занимаетесь?» 5 (28%) выбрали ее, затем идет баскетбол, волейбол, борьба по 1 (5,6%) человеку. Каждый день занимаются спортом 2 (8,3%) анкетируемых, 1-2 раза в неделю 6 (25%), 3-4 раза в неделю 14 (58,3%), 5-6 раз в неделю 2 (8,3%). Студенты приняли решение заняться спортом, с целью сохранения своей физической формы, улучшения общего состояния здоровья, продвижения дисциплины и способа справиться с накопившимся стрессом, а также контролирования своего веса.Выводы. Проведенный опрос показывает, что легкой атлетикой занимаются люди разных возрастов, большое количество заинтересованы в разных ее направлениях. Занятия легкой атлетикой позволяют человеку обучиться правильно, двигаться во время ходьбы, бега, прыжков и др. Сезонные факторы не влияют на занятия данным видом спорта. Респонденты положительно относятся к легкой атлетике, любят смотреть соревнования.В результате анализа данных мы пришли к выводу, что занятия легкой атлетикой имеют положительное влияние на интерес студентов к физической активности, уровень физической подготовленности и даже на их успеваемость в учебе.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Суразова М.Э., Чалчикова В.В., Суханов Е.Л. ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА: ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К СПОРТУ // Вестник науки №11 (68) том 2. С. 868 - 874. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10859 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10859



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.