'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 2
  4. Научная статья № 98

Просмотры  19 просмотров

Бекиева А.Р.

  


РОЛЬ КАЗАНА В КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ И ОБЫЧАЯХ ТУРКМЕНСКОГО НАРОДА *

  


Аннотация:
в I томе книги «Туркменский дастархан», содержащей ценные сведения о тонких секретах кулинарного искусства, различных приемах, манерах и правилах поведения за столом, даны следующие фразы: «Очаг, найденный в Маргуше, является очередным доказательством того, что генетические корни нашего народа глубоко уходят в землю, где он обитает с древних времен. Наш народ создал в этом краю древнюю мировую цивилизацию”. Данная статья посвящена разбору роли казана в быте и жизни Туркмен.   

Ключевые слова:
анализ, метод, исследование, история, археология, традиции.   


Очаг - святость для туркмен! Эта святость сохраняла свою важность из поколения в поколение. «Прыгать с очага и тамдыра — такой же грех, как прыгать с соли», — говорили детям. Таким образом сохранялась святость очага. У туркмен особое значение имеет связь богатство ребенка с домашним очагом. По этому поводу в известном эпосе «Горкут ата» сказано: «Если сын станет богатым, то он уголь очага», а туркмены, веровавшие в «огонь-ораз», считают свой очаг основой семейного благополучия. Наши мудрые предки создали такие разумные пословицы об очаге, как «Очаг разгорается изнутри», «Достаток очага познается по дыму», «Начало ручья – родник, начало очага - государство», «Очаг должен быть глубоким, а объятия объемными». Туркмен стремился не отдаляться от своего дома и очага, куда бы он ни шел, возвращался к нему, семье или жил надеждой и мечтой о возвращении. Учеными установлено, что во времена Джейтунской культуры (II половина VII века до н.э. и I половина V века до н.э.) в домашнем хозяйстве использовались очаги. В то же время в научный оборот вводятся одни из первых сведений о появлении казана, внедрении его в жизнь человечества. Gazan [qa:zan], казан, существительное. Специальный стальной, чугунный сосуд для приготовления пищи, нагрева воды и т.п. [3]Слово «казан» в «Словаре корней туркменского языка» ученый Солтанша Атаниязов объясняет так: «Казан [га:зан] — это металл, используемый для жарки мяса и приготовления пищи, слово gazan (казан) состоит из корня глагола “gaz” и суффикса gan/an, образующего существительные, означало «вари, жарь». Начальное значение слова «казан/gazan» было «обработчик», «жаровня» (инструмент). Развитие слова капыр-ган <кагырган< кагызган <гайизган<ка:зган<ка:зан. Словарь туркменского языка дает следующие пояснения к слову казан: Казан – емкость, изготовленная для приготовления пищи: У дверей Нурджахан поставили двойной казан и готовили пишме (Берды Кербабаев. Решающий шаг). В очаге варился черный казан (Ата Говшудов. В предгорьях Копетдага). Котелок – небольшой казан. Он усердно ел, вычищая котелок (Л.Н. Толстой. Избранные произведения). Казанщик – человек, который находится возле казана во время торжеств и готовит еду для публики. «Были и те, кто предлагал крупные тяжелые ребрышки казанщику» (Берды Кербабаев. Решающий шаг) [4]. Казаны совершенствуются с течением времени. То есть меняется его изготовление, материал, форма. Слово “газан” в туркменском языке, на азербайджанском, татарском - газан (казан), узбекском - гозон, на казахском - казон, на киргизском – козан, означает толстый металлический (чаще чугунный) казан. Казаны до сих пор широко распространены в Азербайджане, Казахстане и других странах Центральной Азии. Такой быстрый нагрев этой хозяйственной емкости позволяет значительно экономить топливо. В первую очередь работа по изготовлению начинается с подготовки формы будущего казана. Формы, в основном, изготавливались из глины. Сначала выбирается глина, необходимая для формы казана. Глина, полученная из любого источника, не подходит для изготовления формы. Например: глина и ил из песчаных или солончаковых почв твердые, поэтому не выдерживают нагревания и легко трескаются. Соответственно подбирается термостойкая глина. В состав глины добавляют солому или остатки ранее использованной формы с соломой. Это, в свою очередь, помогает глине стать более твердой в определенной степени. Форму готовят после того, как глина хорошо подготовлена. Сначала внутреннюю часть силуэта (модели) заполняют глиной, а ее узкие края и грани замазывают глиной до определенной толщины. Затем глиняная модель переворачивается к нижнему основанию и прижимается с небольшим усилием.Это делается для того, чтобы узоры на образце оставили след на глине. Модель легко снимается. Итак, внутренняя поверхность казана (сердечника) готова.После этого начинается работа по подготовке внешней поверхности казана – собственно формы. Для этого на перевернутый образец (модель) надевают решетчатую раму из дерева или металла. Пространство между решетчатой рамой и моделью заполняется глиной. При этом посередине этой рамы помещается специальная воронка для заливки расплавленного металла. Воронку делают из хорошо обожженной глины. Это для того, чтобы расплавленный металл легко выливался в форму. Верхняя часть воронки выполнена несколько шире нижнего. С помощью нее форма заполняется расплавленным металлом. Иногда вместо этого в середину решетчатой рамы помещают круглую палку. Решетчатая рама снимается с модели. Мастер выравнивает сердечник и внешнюю поверхность казана липкой шпатлевкой. Затем готовые части сушат [5].Обычно процесс сушки выполняется рабочим мастером. Если нет необходимости изготовить казан в срочном порядке, то сердечник и решетчатую раму сушат на открытом воздухе на солнце. После того, как детали хорошо высохли, их вставляют в друг друга и скрепляют специальным хомутом. Иногда стык между сердечником и решетчатой рамой замазывают глиной. После этого мастер приступает к плавке металла. После того, как металл расплавлен, металлическая часть подготавливается и размещается в соответствии с весом модели. Для быстрого расплавления металлической детали используется горн. Теперь необходимо залить в форму готовый расплавленный металл. Для этого форму закрепляют немного под наклоном. Во-первых, это удобно для свободного протекания расплавленного металла в форму, а во-вторых, для вытеснения воздуха внутри формы. В некоторых случаях в другом месте формы делают отверстие для выхода воздуха. Заливка расплавленного металла – очень сложная и ответственная работа. Эту работу выполняют квалифицированные мастера. Для того чтобы металл правильно заливался в форму, необходимо поддерживать его нормальное течение: если металл заливается медленно, то вся форма охлаждается до того, как она будет заполнена металлом, или, наоборот, если металл заливается быстрее, то форма трескается перед нагревом, что приводит к низкому качеству, браку. Соответственно, залить жидкий металл в форму под силу только опытным мастерам (литейщикам). Следует отметить, что при отливке бронзовых казанов мастера терпели неудачу, то есть не вся форма заполнялась металлом, а некоторые ее части оставались пустыми. В этом случае возникает необходимость переделать форму. Так мастера заделывали бреши. Это видно на примере бронзового казана, хранящегося в Государственном Эрмитаже. Таким образом, после того, как расплавленный металл достаточно остынет и затвердеет, решетчатую раму и сердечник казана удаляют. Получают готовый казан. Иногда после заливки расплавленного металла в форму его поливают водой для быстрого охлаждения металла в форме. После того, как казан отлит, его обрабатывают. На этом этапе производственного процесса выполняется его внутренняя и внешняя полировка. Полировочные работы выполняются на токарном станке жестянщика. После того, как казан полностью готов, изготовливались его ручки. Этот процесс также начинается с подготовки формы ручки и выполняется с использованием формы уже существующей модели. Сначала согласно виду модели готовят две части глины и на них прессуют модель. Эти детали сушат и соединяют между собой, затем через специальное отверстие заливают в форму металл.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Бекиева А.Р. РОЛЬ КАЗАНА В КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ И ОБЫЧАЯХ ТУРКМЕНСКОГО НАРОДА // Вестник науки №11 (68) том 2. С. 704 - 708. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10835 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10835



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.