'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 2
  4. Научная статья № 89

Просмотры  108 просмотров

Морозова В.В.

  


СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ИХ РЕШЕНИЯ *

  


Аннотация:
в статье раскрываются специфика современной российской системы образования, характеристика молодежи и ее социальные проблемы в сфере образования. Также рассматриваются технологии решения данных проблем. В частности, предлагаются инновационные способы разрешения социальных проблем молодежи в сфере образования, с учетом социально-психологических особенностей подрастающего поколения.   

Ключевые слова:
образование, российская система образования, проблемы образования, молодежь, социальные проблемы молодежи, технологии социальной работы.   


Российская система образования берет свое начало с 1988 года и имеет 4 основных этапа становления [2]. Но самый неблагополучный период развития, проблемы и недостатки которого сохранились до настоящих дней, приходится на момент распада СССР. На данном этапе страна испытывала рад трудностей, которые не позволяли решать и уделять внимание проблемам образования. Условия, в которых тогда находилась Россия, вынудили сократить сумму выделяемых бюджетных средств на образование в три раза. Данные обстоятельства позволили в 1992 году вступить в силу новому Закону об образовании, согласно которому учебные заведения получили статут юридических лиц и уже сами могли распоряжаться своими ресурсами. Такой опыт привел к тому, что сейчас наблюдается тенденция на перекос образовательных учреждений в сторону платных услуг и разделение «платников» и «бюджетников» [8]. Одной из основных тенденций, сохранившейся с начала 2000-х годов, является искажение в отношении общества к высшему образованию. Поступление в высшее учебное заведение является способом избежать службы в армии. Социологи констатируют, что оно всё в большей степени играет «социализирующую» роль: диплом служит своего рода социальным знаком качества. Студенты часто не связывают напрямую получаемое ими образование с будущей профессиональной карьерой [8]. Отсюда рост безграмотных «профессионалов» и безработицы – существует практика устраивать на работу «по блату».Для поднятия престижности и возвращения былого величия российского образования, в 2003 году наша страна решает присоединиться к Болонскому процессу [4]. Это позволило государству сократить расходы на содержание бюджетных мест, подняло статус российского диплома, а также сделало высшее образование более гибким – двухуровневая система образования, разделившая студентов на бакалавров и магистрантов.Принятие положений Болонского процесса также обеспечило академическую мобильность студентов, преподавателей и административного персонала высших учебных заведений. Но несмотря на ряд положительных качеств и благоприятных последствий для России как в сфере образования, так и экономики после вступления в Процесс, многие отечественные авторы и исследователи, да и простые обыватели, недоброжелательно отзываются о нынешней системе российского образования. «Бакалавр, чтобы стать настоящим дипломированным человеком должен еще закончить магистратуру, куда поступают не все выпускники ВУЗов. Подобное искусственное «затягивание» студенческой поры, возможно, соответствует ритму жизни старой маленькой Европы, но никоим образом не подходит для экономического и культурного развития больших территорий России» [7].Проведенный в 2016 г. опрос среди 1600 человек из 130 населенных пунктов в 46 областях, краях и республиках РФ показал, что 53% опрошенных считают, что доступность высшего образования в наши дни ниже, чем в советское время. При этом только 20% оценивают нынешнее состояние системы образования как «плохое», что на 7% ниже, чем 25 лет назад. 33% опрошенных считают современную систему образования «хорошей» (против 8% в 1991 г.) [13]. Некоторые исследователи, рассматривая опыт вступления к Болонскому процессу, как к негативному, приводят проблемы расширения сети высших учебных заведений и, как следствие, переизбытка образовательных услуг, а также отсутствие вступительных экзаменов и возможность коммерческого обучения считают причиной потребительского отношения к процессу обучения [18].Среди прочих проблем системы образования, сохранившихся на данный момент, ряд исследователей выделяет такие, как проблему финансового и материально-технического обеспечения, низкие заработные платы, старение профессорско-преподавательских и научных кадров, «утечка мозгов» [6].Помимо недостатков, достоинствами современной российской системы образования считают обеспечение равного доступа молодых людей к полноценному образованию, независимо от их экономического благополучия, социального статуса, расы, пола, возраста и национальности; гуманизация учебных программ; увеличение числа образовательных учреждений; рост числа студентов в высших учебных заведениях [11]. Также необходимо отметить повышение активности со стороны государства в сфере молодежной политики, которое позволило увеличить количество мероприятий, направленных на развитие и выявление возможностей и талантов молодежи.При раскрытии особенностей молодежи в сфере образования, в первую очередь необходимо обратить внимание на старших школьников или ранний юный возраст. Некоторые психологи отмечают, что на данном возрастном этапе в интеллектуальной сфере молодых людей преобладает абстрактное, теоретическое мышление, развивается логическая память, формируется индивидуальный стиль деятельности [14, 17].Проведенные в 2014 г. исследования среди учащихся 9, 10 и 11 классов показали, что по сравнению с девятиклассниками, десятиклассники отличаются повышенным интеллектуальным уровнем развития [9]. С 2006 по 2015 гг. НИУ ВШЭ совместно и АНО «Аналитический центр Юрия Левады» проводились опросы среди руководителей вузов (далее ППКРС) и профессиональных образовательных организаций (далее ППССЗ). На вопрос «как меняется уровень знаний, поступающих на программы среднего профессионального и высшего образования» большинство руководителей ответили, что в период с 2006 по 2015 гг. уровень знаний абитуриентов не меняется [3].Результаты прочих опросов показали, что студентам ППКРС свойственна двойственная мотивация при выборе учебного заведения: запрос на получение качественного образования и доступность образовательной услуги. Студенты ППКРС в большей степени, чем студенты ППССЗ, связывают выбор программы и образовательной организации с факторами доступности (не сложно поступить и учиться, по окончании можно получить работу). Обучающиеся по ППССЗ большее значение придают возможности получения качественного образования. Также результаты исследований показали, что с каждым годом стоимость обучения перестает рассматриваться в качестве ключевого фактора [9].Проведенные в те же годы опросы на тему совмещения учебы и работы показали, что в основном студенты работают ради удовлетворения своих нужд и получения опыта работа, который в будущем может быть хорошо оценен работодателями. Таким образом, мы можем характеризовать молодежь в сфере образования следующим образом: • осознание необходимости получения образования (молодые люди ответственно относятся к образовательному процессу, поскольку существует понимание взаимосвязи уровня образования и уровня жизни);• повышенная подверженность к стрессам (в период сдачи экзаменов ученики испытывают давление, понижается самооценка);• абитуриенты осознанно и осмысленно подходят к выбору профессии (учитываются интеллектуальные способности, круг интересов, качество образования и доступность будущей профессии); • вторичная занятость студентов (ради удовлетворения личных потребностей и получения профессионального опыта студенты не редко устраиваются на подработки);• тем не менее, отношение школьников и студентов к образовательному процессу остается негативным.Среди исследователей нет определенного согласия в вопросе социальных проблем молодежи в сфере образования, поскольку данная тема не имеет достаточной теоретической базы. Одни выделяют такие проблемы, как социальное воспитание детей и их включение в систему социальных отношений; отсутствие такой социальной среды, которая позволила бы молодежи осуществлять свою жизнедеятельность и личностную самореализацию при высоком уровне группового и персонально-социального здоровья и благополучия; усложненное вхождение в социальные отношения; не смотря на причастность молодежи ко всему населению страны, она до сих пор условно распределена на три неравномерные по численности группы: «социально-перспективная», «социально-стабильная», «социально-проблемная» [1].Другие называют следующие проблемы молодежи в сфере образования: дифференциация условий образования, вызывающая дифференциацию образовательных результатов; нехватка квалифицированных учителей; отсутствие равновесия между вариативностью, гибкостью образовательных программ и едиными подходами, требованиями и условиями образования [15].Третьи считают, что основными социальными проблемами молодежи в образовании являются социальная незащищенность в сфере труда, безработица; отставание уровня образования от современного уровня наиболее развитых стран [5]. Четвертые перечисляют такие проблемы: падение престижа профессионально-технического образования; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; слабая материально-техническая база; большой отток талантливой молодежи за рубеж; низкие заработки и стипендии; трудности с вторичной занятостью; отсутствие качественных недорогих товаров; сокращение материальной базы для организации культурного досуга молодежи [12].Нами был проведен социологический опрос на тему «Социальные проблемы молодежи в сфере образования» для создания четкого представления об актуальных социальных проблемах молодежи в средней и высшей школах.В опросе приняли участие 40 студентов Тверского государственного университета. Сам опрос состоял из 2-х вопросов: «какие социальные проблемы вы испытывали в школе?» и «какие социальные проблемы вы испытывали в университете?». Согласно результатам первого вопроса, в школьные годы 35% нынешних студентов столкнулось с проблемой буллинга и издевательств, 20% опрошенных назвали проблему компьютерной и интернет зависимостей, 12% столкнулись с профессиональной деформацией учителей, 3% были подвержены насильственным действиям, остальные 30% не испытывали проблем вообще.Согласно результатам второго вопроса, студенты уже высших заведений сталкиваются с проблемами непонимания со стороны одногруппников, невозможностью влиться в коллектив (22%); отсутствия интеллектуального досуга в студенческой среде (17%); профессиональной деформации преподавателей (13%) и дефицитом учебных часов и профессиональных дисциплин (3%). 45% опрошенных не называют проблем.Технологический процесс решения социальных проблем молодежи в сфере образования достаточно широк и различные исследователи в области социальной педагогики, социальной работы, образования предлагают диаметральные точки зрения относительно данного вопроса.Так, социальный педагог Хохлова О. А. в решении социальных проблем молодежи в сфере образования выделяет социально-педагогические технологии – интегративная разновидность социальных и педагогических технологий [16].Все социально-педагогические технологии делятся на две группы. В первую группу входят технологии социально-педагогической работы, во вторую – технологии социальной работы. Среди технологий социально-педагогической работы автором выделяются социально-педагогическая поддержка, социально-педагогическая коррекция, социальная защита детства и социально-педагогическая реабилитация детей и подростков. К числу технологий социальной работы относятся социальная диагностика, социальная адаптация, социальная профилактика, социальная терапия, социальное проектирование, социальная коррекция, социальное консультирование и т.п.Другой социальный педагог Мардахаев Л. В. разделяет технологии социальной работы и специфические технологии [10].Опираясь на технологии социальной работы, автор выделяет следующие специфические технологии социальной работы, применяемые в сфере образования: социальная работа с дошкольниками и младшими школьниками, социальная работа с подростками и старшими школьниками, социальная работа с семьями школьников, социальная работа со школьными учителями, социальная работа с учащимися и студентами, социальная работа с преподавателями учебных заведений, профилактика девиантного поведения в специализированных учебных заведениях и детских домах.Учитывая тот факт, что молодежь отличается определенными социально-психологическими качествами (неустойчивая психика, внутренняя противоречивость, стремлением отличится от других), которые при достижении полового созревания проявляются ярче, можно сделать вывод, что основные социальные трудности и проблемы в процессе образования молодые люди начинают испытывать в возрасте от 11 лет, поэтому подробнее остановимся на предложенных автором технологиях работы с подростками, старшими школьниками и студентами.Социальная работа со школьниками-подростками может быть, как индивидуальной, так и групповой. При этом учитываются социальные проблемы учеников, а именно возрастные психологические проблемы, проблемы возрастающей учебной нагрузки, проблемы социализации школьников. В этой связи возрастает роль групповых (опрос, учебная встреча, дискуссия, конференция, путешествия и т.д.) и средовых (коррекция процесса общения, профилактика и разрешение конфликтных ситуаций, развитие стрессоустойчивости, реализация превентивных мер по преодолению нарушений адаптации личности) технологий, которые под сильным влиянием СМИ и массовой культуры формируют новые системы ценностей и нравственные качества подростков. Специфичные технологии социальной работы с учащимися профтехучилищ и высших учебных заведений также разнообразны и обусловливаются теми проблемами, с которыми сталкиваются представители этих групп обучающихся. Наиболее значимыми из них являются, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социокультурные.На основе выявленных социальных проблем молодежи в сфере образования, ее социально-психологических особенностях нами были разработаны следующие рекомендации по развитию технологического процесса решения социальных проблем молодежи в сфере образования:1. Дни школьного самоуправления.2. Летние трудовые школы.3. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов системы социальной защиты путем приобщения к сети Интернет.Дни школьного самоуправления позволят реализовать подрастающему поколению свой потенциал, проверить свои навыки и «примерить» на себя профессию, предоставят больше свободы.Летние трудовые школы предполагают ремонтные, земельные и прочие виды работ в стенах учебного заведения. Такая деятельность, позволит разнообразить досуг и провести свободное время с пользой. Но летние трудовые школы должны предусматривать систему поощрений как мотивационную составляющую. Направленность деятельности лагерей может варьироваться и должна соответствовать стандартам школы.Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов системы социальной защиты путем приобщения к сети Интернет. В Москве функционирует Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы, который специализируется на профессиональной переподготовке и повышении квалификации кадров руководителей и специалистов системы социальной защиты. Но такая практика не имеет распространенности, хотя развитие социальной работы в современных условиях невозможно представить без современных технологий.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Морозова В.В. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ИХ РЕШЕНИЯ // Вестник науки №11 (68) том 2. С. 632 - 642. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10826 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10826



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.