'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 2
  4. Научная статья № 83

Просмотры  78 просмотров

Козлов А.Р.

  


ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОТНОШЕНИИ ТУРЦИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ *

  


Аннотация:
в работе показан анализ развития отношений ЕС и Турции с основания ЕЭС. Турецкая республика является кандидатом на вступление в Европейский Союз с 1999 года, однако на текущий момент вопрос о вступлении Турции в ЕС является одним из самых проблематичных. В последние годы напряженность в отношениях между Европейским Союзом и Турцией постепенно растет. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган неоднократно заявлял, что Евросоюз не намерен принимать Турецкую Республику в свой состав и о том, что «демократия в Турции находится на более высоком уровне, чем в некоторых странах Европы.   

Ключевые слова:
Турция, Европейский Союз, валютный союз, Анкарское соглашение, Европейская комиссия, структуры ЕС.   


В конце 1950-х годов экономическое развитие Турции характеризовалось следующим образом: слаборазвитая инфраструктура, низкая рентабельность промышленности, дефицит платежного баланса страны, высокий уровень безработицы, быстрое увеличение численности населения. В 1959 Турция подала заявку на подписание «Соглашения об ассоциации» и, несмотря на принятие ЕЭС данного запроса, было понятно, что текущее экономическое развитие государство ставило под вопрос дальнейшую интеграцию с Общим рынком.Сельское хозяйство было крупнейшим сектором турецкой экономики в то время, поэтому включение этого сектора в сферу приоритетов Римского договора привлекало Турцию. С другой стороны, ЕЭС было заинтересовано в партнерстве с Турцией, как в источнике важных товаров для европейской экономики, а именно: руды хрома, марганца и меди, турецкий хлопок, табак и другая сельскохозяйственная продукция, а также турецкая рабочая сила, которая активно привлекалась в 1950-е годы, из-за чего в немецком языке возник термин, распространившийся по всему миру «Gastarbeiter» (гость рабочий).Сам процесс переговоров об ассоциации с Турцией был достаточно проблематичным, первый этап переговоров закончился пожеланием Турции «поэтапно образовывать таможенный союз с Общим рынком». Второй этап в 1960 году закончился разногласиями внутри ЕЭС, так как Европейская комиссия негативно отнеслась в варианту соглашения с Турцией, в котором ЕЭС брал на себя значительные экономические обязательства. Также, некоторые страны Европы отвергали «европейскую принадлежность» Турции к Европе.Ситуация существенно осложнилась после военного переворота в Турции в 1960 году, который привел фактически к переходу от демократии к режиму диктатуры и сопровождался массовыми репрессиями, ограничением прав и свобод. В результате переговоры были заморожены, а в 1961 году военное правительство адресовало странам ЕЭС меморандум, в котором требовало заключение соглашения с Турцией, включающего республику в Общий рынок, какое было подписано с Грецией. Внутри самого ЕЭС продолжались разногласия на тему, какую форму должно принять сотрудничество Турции и Сообщества. Правительство ФРГ и Нидерландов выступали за таможенный союз, в то время как Италия и Франция предпочитали ограниченное торговое соглашение на фоне возможной большей конкурентоспособности некоторых турецких товаров.Однако в сентябре 1963 года было подписано «Анкарское соглашение об учреждении ассоциации между Турцией и Европейскими Сообществами», а также финансовый протокол, по котором Европейский инвестиционный банк выделял 175 миллионов Экю под три процента годовых на турецкое экономическое развитие [1]. Подписание соглашения стало возможным на фоне повышения закупок пшеницы и растущему спросу европейцев на рабочую силу. Несмотря на тот факт, что целью соглашения было постоянное укрепление экономических отношений между двумя сторонами, полноправное членство в ЕЭС для Турции казалось маловероятным. Согласно статье 2.3 Анкарского соглашения, было выделено три этапа интеграции Анкары в ЕЭС: подготовительный (в течении пяти лет необходимо укрепление экономики, которая должна быть приближена к стандартам ЕЭС), переходный (сближение экономической и налоговой политики ЕЭС и Турции через поэтапное снижение пошлин и равнозначных налогов и сборов) и завершающий (создание таможенного союза и координация экономической политики) [10]. В 1967 году, после определенного успеха в подготовительном этапе, Турецкая Республика подала заявку на перевод отношений на следующий этап и в 1970 годы в Брюсселе был подписан Дополнительный протокол для уточнения сроков и условий реализации переходного этапа [9]. Согласно протоколу, свободное перемещение рабочих должно было быть реализовано с 1976 по 1986 год, а полное освобождение от таможенных пошлин произойти через четыре года.Однако данный этап прошел через трудности в политической и экономической сферах. Вследствие националистических идей и антизападной позиции ряда партий в Республике, в Турции была основана правительственная коалиция, выступающая против положений Дополнительного протокола. Коалиция видела в этом протоколе попытку «христианского клуба» диктовать правила Турции.В начале 1970х годов, в результате нефтяного кризиса и роста безработицы в Европейских Сообществах, были приостановлены импорт турецких товаров, въезд рабочих, а также был введен визовый режим в отношении турецких граждан. Однако уже в 1976 году Европарламент приветствовал начало переговоров между Турцией и Грецией по вопросам открытия воздушного пространства над Эгейским морем и демилитаризацией континентального шельфа. Европейский парламент также призвал к расширению экономического сотрудничества с Турцией.Делая вывод ко второму этапу, необходимо отметить, что он успешно выполнялся, пока не произошел спад в европейских и турецкой экономиках. Правительство Турции в 1976 году остановила выполнение своих обязательство по снижению таможенных пошлин, а также реформу налогообложения. В итоге, ЕЭС ввел ограничения на турецкий текстиль. Попытки урегулировать возникшие противоречия между сторонами на переговорах провалились, что в 1978 привело к отказу Турцией выполнять положения Дополнительного протокола.После переворота в Турции в 1980 году процесс интеграции был остановлен, возникла проблема прав и свобод человека в Республике. Европарламент принял резолюцию, которая призывала Турцию к восстановлению демократии в течении двух месяцев, в то время как европейские социалисты выступали за приостановление действия Соглашения об ассоциации с Турцией. Греция, которая уже вступала в ЕЭС, использовала право вето, выступая против выполнения Соглашения с Турцией из-за нарушения прав человека.В 1986 году на заседании Совета по ассоциации Турции с ЕЭС ряд западноевропейских и северных стран отозвали обвинения в адрес Республики по вопросу нарушения прав и свобод человека, однако право на свободное передвижение турецкой рабочей силы одобрено не было, из-за опасения большого притока рабочих. Турция, в свою очередь, не следовала графику ликвидации ограничений и пошлин, согласно Дополнительному протоколу. Однако уже в 1988 были снижены тарифы для 30% товаров, пошлины на которые должны были быть сняты еще в 1985 году, и на 10% для товаров, которые должны были быть без пошлин к 1995 году. Затем Турция провела очередное снижение пошлин в 1989 году, приблизив их к стандартам Сообщества. В 1987 году Турция подала официальную заявку на вступления в Европейские Сообщества: ЕОУС, Евроатом и ЕЭС. Из-за неготовности Сообществ к турецкой заявке, ЕЭС не смогла отреагировать сразу, из-за чего отчет Еврокомиссии составлялся 30 месяцев.В 1989 году Комиссия ЕЭС предоставила мнение о вступлении Турции в Сообщество, в котором было отражено нежелательное вступление любой страны до 1993 года, а также тот факт, что экономическое развитие Турции и политическая ситуация не убедили Комиссию в способности государства преодолеть сложности процесса присоединения к Сообществу. На основании рекомендации, был принят перечь необходимых мероприятий для сотрудничества с Турцией, а именно образование таможенного союза в 1995 году, развитие сотрудничества в промышленности, культуре, политике и технологической сфере.Таким образом, необходимо отметить, что период до подписания Маастрихтского договора в отношениях Турции и Европейских Сообществ был достаточно проблематичным. В результате рекомендаций Комиссии, Турция не была принята в Сообщество, но и не была отвергнута. Несмотря на положительные движения в переговорах между сторонами, многие внутри Сообществ высказывали мысли, что в среднесрочной перспективе Турция вряд ли присоединится к ЕЭС.В 1990-е годы произошла смена курса с экономического сотрудничества с Турцией на проблемы демократии в государстве, так как европейские государства и Турецкая республика по-разному смотрели на эти проблемы. Турция исходила из мышления холодной войны, что касается репрессий в отношении курдов и представителей левых партий. В результате создалась неопределённая ситуация статуса Турции. Основными проблемами в 1990-х годах являлись [1]:- большой разрыв социально-экономического развития сторон,- фактор политической нестабильности в Турции (несколько военных переворотов в период с 1960 по 1990 годы),- не вовлеченность Турции в международные проблемы,- конкуренция на вступление в ЕС со стороны более развитых государств.Главным аргументов Турции во вступлении ЕС был тот факт, что Республика дольше других кандидатов вела переговоры с Европейскими Сообществами, а также достижения в экономике, интегрированность государства в структуры западных стран (НАТО, ЗЭС). В 1992 году на саммите Европейского Совета в Лиссабоне была отмечена особо важная роль Турецкой Республики в Европе, а также подчеркнута необходимость развития сотрудничества между двумя сторонами. В 1992 году была достигнута договорённость о завершении процесса создания таможенного союза ЕС и Турция к 1995 году. В свою очередь, Европейская комиссия утвердила директивы о формировании таможенного союза, а Европейский парламент одобрил завершение создания союза, при том, что ЕС должен мониторить ситуацию с правами человека в Турецкой республике. В связи с чем, Еврокомиссия была обязана регулярно представлять отчеты на эту тему. 6 марта 1995 года на заседании Совета по ассоциации между Европейским Союзом и Турцией было подписано соглашение об установлении режима таможенного союза по торговле промышленными товарами. Подписание соглашения завершило переходный этап интеграции Турции.Прогресс в развитии отношений Анкары и Брюсселя актуализировал вопрос о вступлении Турции в Европейский Союз. На заседании Совета по ассоциации в октябре 1995 года ЕС гарантировал Турции, что диалог об интеграции будет продолжен, что предусматривало проведение ежегодных встреч премьер-министра Турции с председателем Еврокомиссии и Европейского Совета, встречи министров иностранных дел, предоставление Турецкой Республике информации о результатах заседаний Европейского Совета и Политического комитета, выборочное предоставление Турции документов ОВПБ [1].В результате, Турция не имела возможности влиять на решения руководящих органов ЕС, но была обязана выполнять их для изменения национального законодательства.В конце 1990-х годов остро встала проблема прав человека в Турции. Европарламент неоднократно осуждал действия турецкого правительства по правам человека и террора. Ситуацию также осложнял спор Турции и Греции по островам в Эгейском море, что приводило к вето Греции по вопросам предоставления Турции финансовой помощи. Также, Европейский Совет призывал турецкое правительство решить проблему Кипра, в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН. Но несмотря на противоречия в ряде вопросов, Еврокомиссия подтверждала право Анкары на вступление в Европейский Союз.В то же время Турция была исключена из процесса расширения Евросоюза Европейской Комиссией в 1997 году в документе «Повестка дня 2000 г.». Несмотря на то, что в данном документе было отражено, что таможенный союз функционирует прекрасно, выполняя свои функции, проблема с правами человека в Республике осталось достаточно острой. В документе подчеркнуто, что текущая ситуация по правам человека далека от стандартов Европейского Союза, а также подчеркивалась необходимость проведения политических и экономических реформ в Турции для решения проблема с правами человека, в частности, со случаями смертной казни и репрессиями в адрес населения, курдская проблема и проблема Кипра. Европейский Союз настаивал на том, что Турция приняла ответственность за кипрскую проблема и решила проблему на востоке страны с курдами. Европейский Совет напомнил правительству Анкары, что интеграция будет возможна только в случае подтверждения приверженности Турции ценностям Евросоюза в вопросах демократии, прав и свободен человека и других, что требует от турецкого правительства проведения политических и экономических реформ.Правительство Турецкой Республики чувствовало себя ущемленными и дискредитированными после принятия заявки Кипра на вступление в Европейский Союз. По мнению правительства страны, Турция выполняет все условия для успешной интеграции, основываясь на подходе Европейской Комиссии, в то время как сталкивается с дискриминацией стран Европы по сравнению с другими кандидатами в ЕС.В ответ на стратегию ЕС в отношения Турции, Анкара опубликовала собственный документ «Стратегия развития взаимоотношений между Турцией и ЕС – предложения Турции». Данный документ был составлен на основе рекомендаций Европейской Комиссии.В 1998 году президентов Турции был представлен документов, в котором подчеркивалось желание правительства страны признать Турецкую Республику страной-кандидатом на вступление в Европейский Союз наравне с другими кандидатами. В 1999 году началось сближение Турции и Греции, так как конфликт в Косово показал, что Анкара способна на сотрудничество с Афинами, также конфликт определил роль Турции в европейской системе безопасности. После землетрясения в Турции 1999 года Европейский Союз выделил примерно два миллиона евро гуманитарной помощи, а затем была достигнута договорённость о выделении еще 30 миллионов евро на восстановление инфраструктуры государства.Саммит в Хельсинки подчеркнул положительные изменения в политической сфере Турции, а также желание турецкого правительства проводить реформы для достижения «Копенгагенских критериев», было принято единогласное решение о предоставлении Турецкой Республике статуса страны-кандидата. Однако проблема прав человека осталась по-прежнему актуальной. По мнению ЕС Турции было необходимо привести права и свободы человека в соответствии с Копенгагенскими критериями, а также решить территориальный спор с Грецией.Основными проблемами, которые мешали вступлению Турции в ЕС в начале 2000-х годов были турецкие вооруженные силы на Северном Кипре, проблема курдов, проблема соблюдения прав человека, признание геноцида армян в начале XX века.В 2002 году Турция и Еврокомиссия подписали «Рамочное соглашение, учреждающее основные принципы участия Турции в программах Сообщества». В том же году, парламент Турции принял пакет законов, целью которых было привести законодательство Республики в соответствие с Копенгагенскими критериями. Была отменена смертная казнь в мирное время, отмена наказаний за критику государственных учреждений и ВС Турции, смягчение ограничений на массовые демонстрации, расширение прав меньшинств, в частности немусульманских [1].В декабре 2004 года Европарламент одобрил резолюции по вопросу вступления Турции в Европейский союз. В данной резолюции подчеркивалась необходимость примирении Турции с армянским народом путём признания геноцида армян и открытия границ с Арменией, организация свободы вероисповедания, отмена пыток в турецких тюрьмах, прекращение нарушений прав курдских меньшинств. На саммите в Брюсселе Европейский Союз принял решение, что Турецкая Республика достаточно соответствует Копенгагенским критериям для начала процесса переговоров о вступлении Анкары в Европейский Союз. Помимо требований, перечисленных в резолюции Европарламента, от Турции требовалось также длительный переходный период присоединения к зоне евро, ограничения на передвижения турецких граждан в рамках ЕС, уравнивание в правах этнических и религиозных меньшинств, снижении роли армии в политике государства.В 2006 году состоялся первый этап переговоров о турецкой интеграции в Люксембурге. Было отмечено, что Турции необходимо привести законодательство в соответствие с европейскими стандартами и, что переговоры могут быть прекращены в случае невыполнения взятых Турцией обязательств или серьезных нарушений прав человека.С 2009 года в Турецкой Республике действует специальное министерство, которое занимается переговорами об интеграции с Европейским Союзом. Однако внутри ЕС существуют определенные разногласия по поводу вступления Турции в состав Союза. Так, с одной стороны Франция опасается большого влияния Анкары на Европу и требует от неё признания факта геноцида армян, в другой стороны, Великобритания заявляла, что вступление Турции будет выгодным для всех стран Европы.В 2012 году Европейская комиссия опубликовала доклад о результатах реформ Турции, где была особо выделена необходимость решения курдской проблемы, так как она является одной из главных проблем турецкой демократии.Миграционный кризис Европейского Союза «оживил» отношения и процесс переговоров о вступлении Турции в ЕС. Однако в то же время, Анкара начала увеличивать своё влияние на Ближнем Востоке, например действия Турции в Ливии, Сирии. Поддержка население на вступление государства в Евросоюз с каждым годом становится всё меньше. В 2016 году был подписан договор между ЕС и Турцией о приеме беженцев, которые были высланы из Европейского Союза. Брюссель гарантировал Анкаре материальную помощь для содержания мигрантов (в размере примерно шести миллиардов евро), а также если Турция будет выполнять условия соглашения, то будет рассмотрен безвизовый режим и активизация переговоров по евроинтеграции.Договор принес определенный успех в решении проблемы мигрантов: если в 2016 году поток мигрантов с Турции составил 860 тысяч человек, то за первую половину 2019 года всего 11 тысяч.Однако отношения между сторонами начали портиться из-за политики Турции на Ближнем Востоке. Так, в связи с проведением Анкары военной операции в Сирии, президент Франции заявил о «смерти мозга Альянса», что вызывало негативную ответную реакции со стороны президента Турции Эрдогана: «Господин Макрон, я говорю вам в Турции и скажу в НАТО: сначала проверьте вашу собственную голову на предмет смерти мозга».Также необходимо отметить, что в 2017 году в Турецкой Республике состоялся конституционный референдум за предоставление президенту Турции новых полномочий и внесении 18 поправок в Конституцию. Это привело к формированию в Турции президентской республики, в которой президент уполномочен назначать министров, вице-президентов и других чиновников, а пост премьер-министр был упразднён. Проведенные реформы существенно снизили уровень демократизации государства.В 2020 году возник кризис в отношениях между Европейским Союзом и Турцией, вызванный политикой Анкары на Ближнем Востоке, а также вмешательством в Нагорном Карабахе. Жозеп Боррель заявлял, что «Анкара не выбрала позитивный путь в отношения с ЕС, провокации и агрессивная политика турецкого правительства являются неприемлемыми» [13]. Подобный кризис возник из-за политики правительства Турции, которая предпочитает использование метода силы в решении тех или иных проблем. В то же время, Европейский Парламент заявил в 2021 году, что отношения между сторонами достигли исторического минимума. По мнению депутатов Европарламента, Европейскому Союзу следует прекратить переговоры о вступлении Турции в ЕС, если Анкара не изменит своего поведения.В последние годы демократия и соблюдение прав человека в Турции ставится под вопрос Еврокомиссией, которая отмечает отсутствие независимости судов в государстве и гиперцентрализация власти в президенте Республики. В то же время, экономическое сотрудничество между Турцией и Европейским Союзом продолжает развиваться. Правительство Турции высказывало идеи «расширения ЕС до границ России», чтобы восстановить «дух единства в Европе» и обеспечить необходимый уровень безопасности. На текущий момент переговоры Турции и Европейского Союза находятся в тупике. Главный противник Эрдогана на выборах 2023 года уже заявлял, что в случае победы, сделает всё необходимое для членства страны в Европейском Союза.Таким образом, характеризуя подход Европейского Союза по отношению к Турции, необходимо отметить, что подход Брюсселя строится на необходимости соблюдением Анкарой прав и свобод человека, поддержанием демократии и демократических ценностей, решением проблем меньшинств, в частности курдов, признанием ответственности Турции за Северный Кипр и геноцид армян. В динамике подхода можно выделить два периода: с 1960-х годов до 1990-х (в начале подчеркивалась необходимость определённого экономического развития государства и демократия общества) и с 1990-х по настоящее время (необходимость поддержания прав и свобод человека, демократия общества, соблюдение верховенства права и приведение законодательства Турции к стандартам ЕС). В последние годы Европейский Союз не меняет подход, так как Еврокомиссией регулярно отмечаются нарушения прав и свобод человека в Турции, снижение демократизации государства, нарушение прав меньшинств и агрессивная политика Анкары, что ставит под угрозу возможное членство страны в ЕС.Позиция Европейского Совета заключается в том, что Турецкой Республике необходимо использовать все свои ресурсы и средства для разрешения конфликта на Кипре. Европейский Совет в своих заключениях отмечал, что приветствует прогресс, достигнутый турецким правительством в процессе экономических и политических реформ, а также ожидает, что Турция продолжит намеченный курс. Однако в то же время, Европейский Совет подчеркивает взволнованность в вопросах пыток в тюрьмах, снижению демократизации страны и высоким влиянием армии на политику государства. Это включается в себя политику Турции в Нагорном Карабахе, Сирии, Ливии, а также нерешенный Курдский вопрос. Европейский Совет исходит из позиции, что необходимо поддерживать дружеские отношения с соседними странами для решения территориальных споров в соответствии с Уставом ООН.В свою очередь, Европейский парламент в последние годы принимает резолюции, которые осуждают действия Турции по тому или иному поводу. В основном, резолюции связаны с нарушением прав человека в Республике. Так, в 2021 году была принята резолюция, которая «решительно осуждает» требование Конституционного суда Турции распустить Демократическую партию Народов, а также осуждает отстранение выбранных мэров с должностей на основании «сомнительных доказательств». Кроме того, Европарламент заявляет, что прогресс в любой позитивной повестке дня, которая может быть предложена Турции, должен зависеть от улучшения ситуации с гражданскими правами и правами человека и верховенством закона в стране, включая права женщин, свободу вероисповедания и права этнических меньшинств [12]. Также, в 2022 году была опубликована резолюция, которые осуждает решение правительства Эрдогана о пожизненном заключении Османа Кавале, которого признали виновным в попытке свержения правительства. После разбирательства Совета Европы и решения Европейского суда по правам человека о невиновности Кавале, правительство Турции отказалось пересмотреть решение [11]. Таким образом, позиция Европейского Парламента заключается в том, что Турецкая Республика не выполняет взятые на себя обязательства в сфере политических реформ и не соответствует демократическим ценностям Европейского Союза, в связи с чем Европарламент призывает правительство Турции продолжить курс реформ, а также осуждает «авторитарные» меры, принимаемые президентом Эрдоганом.В свою очередь, Европейский Парламент основывается на заключениях Европейской Комиссии, которая в своих отчетах фиксирует многочисленные факты нарушения прав человека в Турции. Так, в 2021 году Европейская Комиссия заявила, что турецкое правительство продолжает отдаляться от ЕС и переговоры о дальнейшей интеграции Турции в Евросоюз зашли в тупик. По данным Европейской Комиссии, Анкара не соответствует требованиям ЕС в вопросах демократии, прав и свобод человека, верховенства права. Таким образом, позиция Еврокомиссии соответствует позиции Европарламента.Верховный представитель Европейского Союза Жозеп Боррель придерживается позиции, которую занимает Европейская Комиссия и Европейский Парламент, заявляя, что Турции необходимо кардинально пересмотреть свою позицию по вопросам демократии, если правительство Анкары намерено продолжать переговоры об интеграции с Европейским Союзом. В дальнейшем, когда Турция отказалась присоединяться к антироссийским санкциям Европейского Союза, Боррель выразил обеспокоенность, что укрепление партнёрства России и Турции идет в разрез с политикой Европейского Союза. К тому же, таможенный союз создал условия для беспошлинной торговли и отказ турецкого правительства от санкций в адрес Российской Федерации, могут помочь России обойти санкции при поддержке Турции.Таким образом, характеризуя позицию основных институтов и должностных лиц Европейского Союза, стоит отметить, что в целом, позиции схожи. Все институты и должностные лица подчеркивают взволнованность ситуацией в Турции, связанной с правами человека, демократией, правом и призывают Турецкое правительство принять меры для решения возникших проблем. Согласно заключениям институтов Европейского Союза, Турецкая Республика все больше отдаляется от Европейского Союза. Уровень демократии, верховенства права, права и свободы человека далеко не соответствуют стандартам и критериям Европейского Союза, которые необходимы для продолжения переговоров о европейской интеграции Турции.Необходимо отметить, что отношения между Европейским Союзом и Турцией носят достаточно напряженный характер. Несмотря на желание турецкого правительства интегрироваться с Европейским Союзом, Турция сменила курс реформ на противоположный. На сегодня Анкара не соответствует необходимым для вступления в Европейский Союз критериям и не выполняет обязательства по проведению политических и экономических реформ. К тому же, в последнее время фиксируется возросшее количество фактов насилия, репрессий и дискриминации национальных и религиозных меньшинств в Турции, что вызывает обеспокоенность в Европейском Союзе.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Козлов А.Р. ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОТНОШЕНИИ ТУРЦИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Вестник науки №11 (68) том 2. С. 592 - 607. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10820 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10820



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.