'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 2
  4. Научная статья № 81

Просмотры  41 просмотров

Яковлева Ю.Ю., Емельянова И.Н.

  


ПРОБЛЕМЫ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ *

  


Аннотация:
в данной работе представлены результаты работы по диагностике коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников через применение различных методик. Кратко изложены теоретические положения отечественных исследователей о развитии коммуникативной компетенции. В представленных результатах виден уровень сформированности коммуникативных УУД. Данный опыт работы может быть применен учителями начальных классов для диагностики. Соответствует всем предъявляемым требованиям ФГОС НОО.   

Ключевые слова:
универсальные учебные действия, коммуникативные УУД, диагностика, младшие школьники, ФГОС ООН.   


Актуальной проблемой современной диагностики коммуникативных универсальных учебных действий заключается в том, что диагностика проводится по общим критериям с применением одной методики. Однако более подробная и обширная диагностика позволит выявить проблемные зоны детей. По данным исследования Уральского государственного университета около 41% школьников имеют низкий уровень сформированности коммуникативных умений, 25%– средний, лишь 35% имеют высокий уровень [7]. Целью исследования является диагностика коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Объектом являются коммуникативные универсальные учебные действия. Предметом – уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников В широком значении термин «универсальные учебные действия» определяется как умение ученика учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию за счет активной познавательной деятельности [23]. По мнению А.И. Балашовой, Н.А. Ермоловой, А.Ф. Потылицыной, универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. ФГОС выделяет следующие виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Теоретико-методической основой Программы развития универсальных учебных действия является системно-деятельностный подход, который разрабатывается в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова. Л.С. Выготский отмечал важность природо- и возрастно- сообразности обучения [3]. Д.Б. Эльконин, в свою очередь, отразил в теории периодизацию психического развития ребенка. Благодаря исследованию в области возрастной психологии, удалось выявить образовательные результаты сообразно возрастных особенностям учащихся, которые в последствии были определены терминами универсальных учебных действий [24 Особого внимания заслуживают коммуникативные универсальные учебные действия, поскольку общение лежит в основе многих процессов учебной деятельности. Проблемой развития коммуникативных компетенций школьников занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. Общение как процесс рассматривал А.А. Леонтьев. Он трактовал общение как «процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного тем или иным способом контакта между людьми». Соответственно, из определения можно выделить три вектора направленности общения. Исследователь также описывает концепцию педагогического общения в своих трудах. Отличительная особенность данного вида заключается в создании особого психологического климата, способствующего оптимизации учебной деятельности. Б. Ломов, в свою очередь, выделяет три функции общения: информационно-коммуникативная (передача информации вербальными и невербальными средствами общения), регуляционно-коммуникативная (регулирование поведения партнера), аффективно-коммуникативная (эмоциональная сфера общения). Среди отечественных исследователей, которые затрагивают в своих работах формирование коммуникативные универсальные учебные действия, следует отметить О.М. Арефьеву, И.А. Гришанову, О.А. Карабанову. В работах О.М. Арефьевой подчеркивается важность разработанной системы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий для формирования личностного, регулятивного и познавательного компонентов учащихся. Также в работе отмечаются показатели сформированности коммуникативных УУД, такие как понимание существования многообразия точек зрений, уважительное отношение к отличным от своего мнения, умение договариваться, находить общее решение, умение убеждать и уступать, рефлексия собственных действий. В состав коммуникативных универсальных действий Карабанова О.А. относит планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия, постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации), разрешение конфликтов, взаимодействие с партнером, умение выражать свои мысли сообразно заданным параметрам, грамотное владение монологической и диалогической речью [11].Согласно теоретическим положениям И.А. Гришановой сформированность коммуникативной успешности определяется по следующим параметрам: Когнитивный: способность проявлять интерес к общению, помогать и поддерживать одноклассников, прислушиваться к их советам, ориентироваться в ситуации общения, способность к самовыражению и самоактуализации. Поведенческий: способность располагать к себе одноклассников, умение шутить, улыбаться в общении, самостоятельно принимать решения, стремиться к успеху, способность невербально выражать свое отношение к происходящему, осознавать свое поведение в коллективе, следовать адекватным формам поведения. Эмотивный: способность держаться спокойно и уверенно, управлять своим эмоциональным состоянием, регулировать силу голоса, темп речи адекватно ситуации общения, сдерживаться в конфликтах.Таким образом, коммуникативные универсальные учебные действия способствуют осуществлению продуктивной совместной деятельности, а также являются связующим звеном в системе универсальных учебных действий. Поскольку выделенные результаты сформированности разными исследователями сопоставимы, мы выделили следующие критерии диагностики коммуникативных ууд младших школьников:Речевая коммуникация: участие в диалоге и работа в группе; сотрудничество в принятии совместных решений, распределение ролей; умение высказывать свою точку зрения, умение оформлять свои мысли в устную речь.Перцептивная коммуникация: способность проявлять интерес к общению, помогать и поддерживать одноклассников, правильно оценивать замечания одноклассников, принятие наличия многообразия мнений в группе.Эмотивная коммуникация: рефлексия собственный действий, самоактуализация, умение выбирать формы поведение сообразно коммуникативной ситуации.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Яковлева Ю.Ю., Емельянова И.Н. ПРОБЛЕМЫ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №11 (68) том 2. С. 576 - 587. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10818 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10818



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.