'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 2
  4. Научная статья № 69

Просмотры  90 просмотров

Кирилина Ю.Г.

  


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР II-III УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ СКАЗОК *

  


Аннотация:
в настоящее время проблема развития связной монологической речи продолжает оставаться актуальной из-за неуклонного роста числа детей дошкольного возраста с различными нарушениями речевого развития, а именно с общим недоразвитием речи. В связи с этим особую важность приобретают разные методики и технологии логопедической работы с детьми, являющиеся эффективными и направленными на преодоление речевого дефекта, связанного с недоразвитием связной монологической речи.В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены требования к структуре программы, к ее объему в образовательной области относительно речевого развития дошкольников.Постановка проблемы эффективность логопедической работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня по становлению монологической речи с использованием народных сказок.   

Ключевые слова:
монологическая речь, дошкольный возраст, недоразвитие речи, проблемы формирования речи.   


Постановка проблемы. На современном этапе становления логопедической науки ряд ученых выражают мнение о необходимости развития монологической речи с использованием наглядных средств, что позволяет дошкольнику яснее и полнее выражать свои мысли (Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Т.А. Ткаченко). В настоящий момент недостаточно специальных систематизированных методических материалов, позволяющих подготовить дошкольников к овладению монологической речью и существует дефицит комплексных занятий, специальных разработок, связанных с возможностью овладения монологической речью. На наш взгляд решением данного вопроса может быть использование в работе с детьми народных сказок, как эффективного средства для развития связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, так как отсутствуют либо недостаточно разработаны систематизированные методические подходы при рассмотрении данного подхода в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Проблемой развития монологической речи занимались ученые в области психологии (Д.Б. Эльконин), лингвистики (Л.Н. Гвоздев, Н.А. Пленкин), педагоги (Ф.А. Сохин, Е.М. Струнина, А.П. Усова и др.). Плодотворно изучением становления связной монологической речи занимались В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, О.С. Ушакова, Т.Б, Филичева, которые указывали на важность использования картинного материала при обучении дошкольников умению рассказывать и осуществлять пересказ. Однако в настоящее время недостаточно систематизированных сведений в области специальных разработок, комплексов занятий, дидактических и методических материалов, нацеленных на подготовку к овладению связной монологической речи через использование народных сказок на этапе дошкольного детства.В процессе проведенного анализа литературных источников при рассмотрении данной проблемы исследования, нами были выявлены некоторые противоречия между:несформированностью монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и ее важностью для дальнейшей социализации детей;важностью развития связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и недостаточной изученностью использования народных сказок в логопедической работе с данной группой детей.Методологию исследования составляют, положение о понимании речи как сложной функциональной системы (О.В. Грибова, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина и др.).1) Положение о развивающей роли обучения в развитии ребенка (В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).2) Положение о развитии речи в процессе ручной деятельности (Н.А. Чевелева).3) Концепция об ориентированности на зону ближайшего развития (Л.С. Выготский).4) Учение об общих закономерностях развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова и др.).В соответствии с поставленной целью и задачами исследования нами были определены методы исследования: теоретические, к которым относится анализ логопедической, психологической и педагогической литературы по рассматриваемой проблеме исследования; эмпирические – анализ медицинской и психолого-педагогической документации на ребенка, беседы с участниками образовательных отношений, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, количественно-качественный анализ данных.Обзор научной литературы. Впервые научно-обоснованная теория порождения речи была выдвинута Л. С. Выготским. В ее основу были положены концепции о единстве процессов мышления и речи, соотношении понятий "смысл" и "значение", учение о структуре внутренней речи. По его мнению, процесс перехода от мысли к слову осуществляется "от мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, опосредствованию ее во внутреннем слове, затем - в значениях внешних слов, и, наконец, в словах". Теория порождения речи, созданная Л. С. Выготским, получила дальнейшее развитие в трудах отечественных авторов, таких, как А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин, Л. С, Цветкова, И. А. Зимняя и др.А. А. Леонтьевым было выдвинуто положение о внутреннем программировании высказывания, рассматриваемом как процесс построения схемы, на основе которой порождается речевое высказывание.В трудах А. Р. Лурия представлен подробный анализ некоторых этапов порождения речи (мотив, замысел, внутренняя предикативная схема высказывания, "семантическая запись"), показана роль внутренней речи. Как необходимые операции, определяющие порождение развернутого речевого высказывания, автор выделяет операции контроля за его построением и сознательного выбора нужных речевых компонентов. Порождение речевого высказывания представляет собой сложный многоуровневый процесс. Он начинается с мотива, который объективируется в замысле; замысел формируется с помощью внутренней речи. Здесь же формируется психологическая "смысловая" программа высказывания, которая реализуется во внешней речи на основе законов грамматики и синтаксиса данного языка. [Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010. – 216, Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 378 с., Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 432 с., Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2019. – 336 с.].Результаты исследования. 1) Разработанное нами содержание коррекционно-логопедической работы по развитию связной монологической речи у дошкольников 5 – 6 лет с ОНР II-III уровней является результативным. Были определены основные задачи, которые предусматривали дифференциацию для двух групп дошкольников с ОНР, а именно для детей с относительно благоприятной и менее благоприятной перспективой сформированности связной монологической речи. Учитывался объем и характер подачи информации, а также объем логопедической помощи дошкольникам.2) Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию связной монологической речи у дошкольников 5 – 6 лет с ОНР II-III уровней предусматривало уточнение, активизацию словаря; формирование грамматического и лексического оформления высказывания; программирование, а также возможности самостоятельного высказывания и создания сюжетной линии сказки.3) Нами, с целью подготовки дошкольников с ОНР II-III уровней к развитию связной монологической речи, проводились занятия, которые имели определенную последовательность. Подготовительное занятие – прочтение и демонстрация сказки; следующее занятие – составление вопросов к скрытой картинке, на которой изображен герой продемонстрированной ребенку сказки; затем – занятие, направленное на составление рассказа по серии сюжетных картинок. Вся логопедическая работа строилась специалистом в рамках коррекционного курса «Развитие речи».С целью исследования связной монологической речи у детей дошкольного возраста 5 – 6 лет нами использовались общеизвестные в логопедии подходы, предложенные Г.А. Волковой, О.А. Капитовской, М.Г. Плохртнюк, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой. Бальная оценка использовалась Т.Б. Ахутиной и Т.А. Фотоковой. Для реализации диагностического комплекса на этапе констатирующего экспериментального исследования мы взяли задания, которые позволяли определить уровень возможности у дошкольников с ОНР составлять рассказ и осуществлять пересказ, внимание уделялось умению строить фразовые высказывания.Каждое из предложенных дошкольникам заданий предполагало наличие опорного материала, включало инструкцию логопеда. Стимульный речевой материал подготавливался заранее и был расположен в комфортной форме в виде предметных и сюжетных картинок. Предлагаемые дошкольникам наглядные и словесные инструкции, давались в точной и четкой форме. Сам речевой материал был подобран с учетом программных требования для данной возрастной группы детей.В процессе проведения констатирующего эксперимента с учетом сформированности связной монологической речи нами обследованы дошкольники с условной речевой нормой и дошкольники с ОНР II-III уровней по ряду заданий: задание на пересказ по опорной картинке, здание-рассказ по серии сюжетных картин, задание составление рассказа на основе прочитанной и продемонстрированной сказки и задание на составление вопросов к скрытой картинке. Результаты диагностики свидетельствуют о том, что сформированность связной монологической речи и ее овладение осуществлялось на дефектной основе. У детей с ОНР нарушены все языковые структуры. Соединение нарушений в речевой деятельности дошкольников с ОНР по указанным критериям искажает высказывание в целом. Дети не могут овладеть нормотипичной монологической речью и это затрудняет общение детей друг с другом и окружением. По полученным результатам на этапе констатирующего эксперимента, была определена необходимость организации коррекционно-логопедической работы, целью которой является теоретическое обоснование, разработка, а также апробация содержания логопедической работы, направленной на формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР II-III уровней 5 – 6 лет с использованием народных сказок.В качестве ведущих положений по развитию связной монологической речи у рассматриваемой группы дошкольников, нами использовались положения Л.С. Выготского об ориентированности при обучении детей на их зону ближайшего развития. Соответственно, нами определены задачи для каждой группы дошкольников с ОНР в отношении лексического, грамматического, смыслового оформления, адекватности и программирования. В результате совместной деятельности со взрослым ребенок может опережать стихийно формирующиеся знания. Также ученый выдвинул положение о развивающем характере обучения, согласно которому обучение способствует развитию высших психических функций и позволяет раскрыть весь потенциал ребенка. Наи предполагалось становление умений, которые вызывают трудности в зоне ближайшего развития, создать возможности перехода в зону актуального развития.Анализ теоретической и методической литературы, а также полученные результаты на этапе констатирующего эксперимента позволил выделить основы формирующего эксперимента (специфические и обще-дидактические принципы обучения, методы и методические приемы обучения), а также позволили определить содержание коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с ОНР.Основные этапы работы.1 этап – исходный (включает исследование уровня сфомированности связной монологической речи и определение ее уровня до начала коррекционно-логопедической работы);2 этап – коррекционный (представляет содержание коррекционно-логопедической работы с учетом результатов, полученных на 1 этапе исследования и на их основе определить методологию исследования: положения, принципы, методы и приемы, а также направления и формы занятий);3 этап – итоговый (предполагает использование заданий, что и на этапе констатирующего эксперимента, позволяет обследовать состояние связной речи после осуществления коррекционно-логопедической работы и отследить ее динами).Последовательность представленных выше этапов позволяет определить общую стратегию реализации содержания коррекционно-логопедической работы по развитию связной монологической речи у дошкольников 5-6 лет с ОНР. Для реализации коррекционного этапа работы по развитию связной монологической речи у дошкольников с ОНР определена последовательность направлений логопедической работы:1) Обогащение и активизация словаря;2) Грамматическое и лексическое оформление высказывания;3) Программирование высказывания и определение сюжетной линии сказки.В соответствии с выделенными направления логопедической работы решались задачи, которые были дифференцированы с учетом определения групп как с относительно благоприятной перспективой развития связной монологической речи, так и с менее благоприятной перспективой. Объем речевого материала, который давался на занятиях для каждой группы, мера оказываемой помощи была дифференцированной.Занятия в работу с дошкольниками с ОНР включались постепенно и поэтапно. Дошкольникам предлагалось подготовительное занятие, на котором их знакомили с народной сказкой, а затем осуществлялась работа по вопросам: «О ком говорится в сказке?», «Что делал герой сказки?», «Какой он был? Опиши его», «От кого убежал?». Нами составлен перечень народных сказок для проведения занятия раз в неделю, что согласовывается с требованиями СанПин при непрерывной деятельности с дошкольниками в течение 20 минут. В рамках групповой работы было задействовано 10 дошкольников на подготовительном этапе. Следующий вид занятия предусматривал занятие, на котором дошкольники составляли рассказ на основе чтения с демонстрацией сказки логопедом. Дети учились составлять рассказ по описанию героя сказки вербальными средствами. Дошкольникам предлагалось игровое оборудование (игрушки либо фигурки) сказочных героев и давалась инструкция: «Помоги Колобку рассказать о себе: Какой он? Что делал? Что с ним случилось?».Третий вид занятий предполагал реализацию занятий по составлению рассказа по серии сюжетных картинок, которые содержали рассматривание и последовательное составление из картинок с изображением сюжета прослушанной / продемонстрированной сказки. Форма занятия предполагала индивидуальную работу с каждым ребенком в отдельности, на котором дошкольник с ОНР вербально описывал героя сказки и совершенные им действия. Данный этап проводился в форме индивидуального занятия.Следующий вид занятий был нацелен на обучение дошкольников с ОНР пересказу текста с использованием опорной картинки. Использовался речевой материал и опорная картинка с изображением одного героя, однако сюжет отличался от прослушанной дошкольником сказки. Основное внимание уделялось на данном этапе логопедической работе по умению выстроить пересказ текста. Все внедренные в коррекционно-логопедическую работу занятия были нацелены на развитие умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок, на пересказ по опорной картинке на основе умения составлять вопросы по скрытой картинке, а также на составление рассказа на основе прочитанной народной сказки с одновременной ее демонстрацией.Содержание логопедической работы по развитию программирования текста, а также развитию самостоятельности и умению осуществлять лексическое и грамматическое оформление высказывания осуществлялось при контакте с дошкольниками, а также в процессе взаимодействия дошкольников друг с другом в парах при непосредственном участии логопеда и контролем над связностью речи дошкольников. Деятельность дошкольников была организована следующим образом: логопед предварительно организовывал логопедические опоры; дошкольники с ОНР учились постепенно переходить от совместной с логопедом деятельности к действиям самостоятельным, где их эмоционально вовлекали в работу.Заключение. Для развития связной монологической речи нами было разработано содержание коррекционно-логопедической работы по развитию связной монологической речи у дошкольников 5 – 6 лет с ОНР II-III уровней является результативным. Были определены основные задачи, которые предусматривали дифференциацию для двух групп дошкольников с ОНР, а именно для детей с относительно благоприятной и менее благоприятной перспективой сформированности связной монологической речи. Учитывался объем и характер подачи информации, а также объем логопедической помощи дошкольникам. Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию связной монологической речи у дошкольников 5 – 6 лет с ОНР II-III уровней предусматривало уточнение, активизацию словаря; формирование грамматического и лексического оформления высказывания; программирование, а также возможности самостоятельного высказывания и создания сюжетной линии сказки.Нами, с целью подготовки дошкольников с ОНР II-III уровней к развитию связной монологической речи, проводились занятия, которые имели определенную последовательность. Подготовительное занятие – прочтение и демонстрация сказки; следующее занятие – составление вопросов к скрытой картинке, на которой изображен герой продемонстрированной ребенку сказки; затем – занятие, направленное на составление рассказа по серии сюжетных картинок. Вся логопедическая работа строилась специалистом в рамках коррекционного курса «Развитие речи».Полученные на этапе контрольного эксперимента результаты показали положительную динамику уровня сформированности связной монологической речи у дошкольников с ОНР. Однако динамика в ЭГ являлась более выраженной, нежели в КГ, что свидетельствует об эффективности разработанного содержания коррекционно-логопедической работы.Таким образом, полученные количественные и качественные результаты до и после формирующего эксперимента подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что эффективность содержания логопедической работы по развитию связной монологической речи будет повышена, при условии использования в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня народных сказок, которая нашла свое подтверждение.Теоретической и методологической основой явились следующие положения, концепции и учения: Положение о понимании речи как сложной функциональной системы (О.В. Грибова, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина и др.);Результаты: полученные количественные и качественные результаты до и после формирующего эксперимента подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что эффективность содержания логопедической работы по развитию связной монологической речи будет повышена, при условии использования в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня народных сказок, которая нашла свое подтверждение.Заключение: Таким образом, полученные количественные и качественные результаты до и после формирующего эксперимента подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что эффективность содержания логопедической работы по развитию связной монологической речи будет повышена, при условии использования в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня народных сказок, которая нашла свое подтверждение.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Кирилина Ю.Г. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР II-III УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ СКАЗОК // Вестник науки №11 (68) том 2. С. 503 - 515. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10806 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10806



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.