'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 2
  4. Научная статья № 64

Просмотры  31 просмотров

Дауров С.В.

  


ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
данная работа посвящена особенностям воспитательной работы педагога-хореографа с детьми старшего школьного возраста. Автор акцентирует свое внимание на том, что танец помогает детям осмыслить художественно-эстетический и нравственный опыт, открыть для себя красоту искусства, научиться выражать свои мысли и чувства через движение, эмоционально передавать образы, а также определить свои ценности и ориентации. И делает вывод о том, что использование педагогических приемов при работе с детьми старшего школьного возраста будет способствовать оптимальному освоению объема движений танца, создаст основу для эффективного физического развития детей, обеспечит интеграцию хореографии с культурой определенных народов и способствует формированию профессиональных навыков при условии систематических занятий.   

Ключевые слова:
особенности воспитательной работы, педагог-хореограф, дети, старший школьный возраст, танец, искусство, образование.   


Педагогическая наука и теория физического воспитания приводят множество примеров, доказывая, что танец является одним из самых эффективных, продуктивных и универсальных средств для физического развития детей. Танец - это ритмичные движения тела, которые организуются в определенную композицию и выполняются под музыкальное сопровождение [1, с.90].Танец, как искусство, является одним из самых древних видов творчества. Кроме того, он способствует развитию опорно-двигательного аппарата, формированию правильной осанки и мышечного корсета. Танец помогает детям осмыслить художественно-эстетический и нравственный опыт, открыть для себя красоту искусства, научиться выражать свои мысли и чувства через движение, эмоционально передавать образы, а также определить свои ценности и ориентации.Кроме того, танец оказывает положительное влияние на сохранение и укрепление физического здоровья детей, развитие их физических качеств и формирование частей их характера. Хореографическое образование играет важную роль в жизни ребенка уже на начальных этапах его развития. Получение базовых навыков танцевальных движений в школьном возрасте помогает детям достичь гармонии между интеллектуальным, физическим, нравственным, художественно-эстетическим и эмоциональным развитием своей личности.Однако, систематическое включение хореографической подготовки в образовательный процесс для старшего школьного возраста является редким явлением. Занятия чаще всего сводятся к изучению музыкально-ритмических движений, что составляет лишь часть хореографической подготовки.Одной из причин отсутствия систематического преподавания уроков хореографии является ограниченное предоставление программно-методического обеспечения, а также недостаточность материально-технической базы и фрагментарное использование возможностей народно-сценического и классического танца и т.д.Мы предполагаем, что использование педагогических приемов при работе с детьми старшего школьного возраста на уроках хореографии будет способствовать оптимальному освоению объема движений народно-сценического танца, создаст основу для эффективного физического развития детей, обеспечит интеграцию хореографии с культурой определенных народов и способствует формированию профессиональных навыков при условии систематических занятий.Таким образом, основное внимание сконцентрировано на том, что хореография представляет собой средство интеллектуального, художественно-эстетического, нравственно-ценностного и физического воспитания личности старших школьников, так как обеспечивает разностороннее и гармоническое воздействие на ребенка. Тренировка тончайших двигательных навыков при помощи хореографии обеспечивает полноценную мобилизацию физических, психофизиологических и психических функций формирующегося детского организма, способствует воспитанию уверенности в себе и осознанию своих возможностей.При использовании различных педагогических приемов для изучения основ танца на уроках хореографии с старшими школьниками необходимо учитывать как физиологические, так и эмоциональные особенности детей данного возраста. Данные приемы, с учетом вышеупомянутых особенностей, необходимо соотносить с закономерностями педагогических и психологических наук.Таким образом, в процессе хореографического обучения основам танца рекомендуется опираться на педагогические приемы и методический опыт, существующие в различных традиционных народных культурах.К таким приемам при обучении хореографии относят:- Этапность овладения основными элементами хореографии.- Дифференцированный подход в обучении хореографических элементов мальчиков и девочек.- Поступательное формирование умений и навыков синкретичного исполнения, которое имеет важное значение при выражении средствами танца особенностей именно русской народной культуры [2, с.3].Среди педагогических приемов, используемых при обучении хореографии, особое значение имеют те, которые направлены на воспитание раскованности и импровизационного исполнения у детей. В старшем школьном возрасте такой уровень исполнения еще труднодостижим, так как это связано с приобретением навыка, однако данные приемы в работе являются необходимыми с целью становления сценического танцевального искусства.Достаточно новым явлением среди педагогических приемов на современном этапе развития танцевального искусства является внесение в традиционность исполнения контекста современности. Традиционные и инновационные моменты органично «уживаются» рядом, и это делает традиционный народный танец творчески обогащенным, акцентированным и колоритным.Используя в педагогической деятельности различные педагогические приемы при обучении старших школьников хореографии, мы все же акцентировали свое внимание и на приемах характерных для традиционности народной школы, так как без их учета народно - сценический танец утратил бы свои философские и культурно - ценностные основания.При обучении старших школьников хореографии пользуются основные педагогические закономерности освоения танцевального материала, такие как восприятие, осмысливание, запоминание, применение, проверка результатов. Данная форма построения педагогического процесса является достаточно канонической и эффективной. В контексте этой формулы также могут быть включены разнообразные педагогические приемы, способствующие формированию двигательного стереотипа детей, как, например, словесно - речевые замечания, профессиональный показ, наблюдение движений в зеркальном отражении, ярко проявленная положительная эмоция и т.п [3, с.8].Самое основное при обучении детей хореографии – это добиваться сразу максимальной правильности выполнения элемента, так как созданный динамический стереотип, основанный на мышечной памяти и заложенном темпоритме, исправить достаточно нелегко, а внести своевременные поправки в технику движения достаточно просто и доступно. Сопровождая знания действием, мы формируем умение ребенка, а доводя умения до автоматического исполнения, наблюдаем становление навыка.Каждый новый или повторяемый элемент, который усложняет ранее уже многократно повторенное движение, способствует развитию сложных координационных физических навыков у детей старшего школьного возраста, для которых этот период является особо чувствительным в формировании таких навыков. Это еще раз подтверждает важность сложнокоординационной и танцевальной активности для развития детей данного возраста. В ходе обучения танцевальным навыкам, дети развивают ловкость, которая позволяет им успешно переключаться с одного движения на другое, менять форму или направление движения в соответствии с ритмом музыки.Для эффективного освоения элементов хореографии в танце, а также сбора материала для анализа, необходимо активно снимать и записывать ход занятий, выступлений, а также отдельные моменты работы над танцем. Это позволит более точно оценить ошибки или успешные элементы композиции, развить самооценку и получить внешнюю точку зрения.Подводя итог, можно сказать, что рассмотренные педагогические приемы, используемые при обучении хореографии детей старшего школьного возраста, способствуют эффективному усвоению правильного двигательного опыта и формированию необходимого динамического стереотипа. Применение педагогических приемов при обучении хореографии направлено на формирование правильных танцевальных навыков у детей. Начальная ступень овладения танцевальным действием характеризуется медленностью и энергозатратностью. Благодаря выбору правильных педагогических приемов, можно избежать ненужной активации мышц, что помогает избежать ошибок и вносить своевременные поправки. Это позволяет достичь более совершенной формы танцевального действия или определенного хореографического навыка. Постепенно, с формированием стереотипов динамичности, выполнение действий происходит в ускоренном режиме и становится автоматическим.Педагогические методы обучения хореографии играют важную роль в формировании особого внимания к каждому элементу, который дети исполняют, создавая оптимальные условия для развития необходимых рефлексов, лежащих в основе танцевальных движений.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Дауров С.В. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №11 (68) том 2. С. 468 - 474. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10801 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10801



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.