'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 2
  4. Научная статья № 60

Просмотры  77 просмотров

Баранова К.Д.

  


СПЕЦИФИКА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются вопросы инклюзивного обучения иностранному языку студентов с ограниченными возможностями здоровья в высших учебных заведениях. Проанализированы особенности и проблемы преподавания иностранного языка различным категориям студентов с ОВЗ. Раскрыты о принципы и подходы к организации инклюзивного языкового образования, включая использование специальных методов и средств обучения, разработку индивидуальных учебных планов, создание мотивирующей образовательной среды. Особое внимание уделено личностно-ориентированному подходу, а также роли коммуникативных и информационно-коммуникационных технологий в инклюзивном обучении иностранному языку.   

Ключевые слова:
инклюзивное образование, иностранный язык, студенты с ОВЗ, индивидуальный подход, методы обучения.   


Изучение иностранного языка играет важную роль в подготовке будущих специалистов. При организации учебного процесса студентов с ограниченными возможностями, важно учитывать психологические факторы. Знание иностранных языков существенно влияет на перспективы развития и культурный уровень личности – английский язык занимает особое место как язык международного общения и в повседневной жизни, особенно с развитием сетевых коммуникаций.Знание иностранного языка способствует социализации учеников и помогает им стать более независимыми. Включение информационных технологий, таких как компьютерные игры и программы для людей с особыми потребностями, а также мультимедийные презентации, создает благоприятный психологический климат и способствует здоровьесбережению при изучении иностранных языков. Информационные технологии играют важную роль в инклюзивном образовании, позволяя предоставить качественное образование каждому студенту, включая тех с особыми потребностями, таких как студенты с нарушениями слуха и зрения.Теоретические идеи и практические исследования инклюзивного образования были заложены в нашей стране такими учеными, как Л. С. Выготский, Г. Л. Зайцева, Э. И. Леонгард, Н. Н. Малофеев, Л. М. Шипицына, Н. Д. Шматко и др. Разрешение проблемы доступности в современном высшей школе требует кардинальной перестройки системы образования, необходимо создать благоприятную среду, организовать процесс образования так, чтобы он соответствовал запросам детей всех категорий, давал положительный результат их развития и образования. И решение этой колоссальной задачи ложится на преподавании, что и привело к возникновению проблемы готовности педагога к реализации инклюзивного образования, решению которой уделяли внимание такие ученые, как Е.Л. Агафонова, М.Н. Алексеева [12], С.В. Алехина [1-4], Ю.А. Афонькина, Э.А. Гафари, Т.В. Кузьмичева, С.И. Сабельникова [15], В.В. Хитрюк [17], С.А. Черкасова, и др.Инклюзивное образование включает в себя не только обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья, но и работу с педагогически запущенными студентами или теми, кто сталкивается с трудностями в обучении. Такие учащиеся быстро утомляются, имеют низкую работоспособность, слабую концентрацию и склонность к отвлечению. Их способность к запоминанию информации развивается медленно. Преподаватели, занимающиеся с такими студентами, должны уделять больше внимания повторению материала, конкретизации объяснений, созданию шаговых инструкций, а также созданию персонализированных задач и дополнительного материала, который заинтересует студентов.В работе Е.А. Кокориной [8] отмечается, что обучение иностранному языку лиц с ОВЗ позволяет им освоить новый социальный опыт, способствует развитию навыков самообучения, саморазвития и самоорганизации. В России иноязычное школьное образование обучающихся с ОВЗ может осуществляться в форме специального образования (коррекционные школы), интегрированного образования (классы коррекционно-развивающего обучения) и инклюзивного образования. Однако анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема обучения иностранному языку лиц с ОВЗ на этапе школьного образования изучена недостаточно. Выполнено небольшое количество исследований, касающихся обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР), которые, согласно исследователям в области коррекционной педагогики и психологии (В.В. Кисова [7], Н.В. Шутова [18] и другие), близки по возрастно-психологическим характеристикам своим нормально развивающимся сверстникам.Кроме того, Е.А. Кокориной рассматривается специфика инклюзивного обучения иностранному языку студентов ВУЗа, страдающих речевыми нарушениями [8]. Автор отмечает, что студенты с особыми особенностями развития сталкиваются со значительными трудностями в процессе обучения, такими как нарушения темпо-ритмической организации речи, проблемы с произношением звуков и тембром голоса и т.д. В таких случаях обучение иностранному языку требует не только индивидуального подхода с разработкой образовательных планов для каждого студента, но также создания лингводидактических методов, которые облегчили бы учебный процесс и помогли бы студентам с такими нарушениями развития успешно освоить иностранный язык. Эти методы включают упражнения на мелодичное произношение иноязычных слов и фраз, использование логопедической ритмики, логопедической гимнастики и других подходов.В статье Т.И. Паниной, М.А. Мартемьяновой и В.П. Коньшиной [13] подробно рассматриваются особенности обучения иностранному языку слабовидящих студентов в ВУЗе. Помимо разработки индивидуальных учебных планов и специализированных методических пособий для таких студентов, авторы считают необходимым использование электронных образовательных ресурсов, привлечение тьюторов и внедрение индивидуальной работы со слабовидящими студентами. Также выделяется важность повышения профессиональной компетентности преподавателей, работающих с этой категорией студентов, путем сотрудничества с ресурсными учебно-методическими центрами, специализирующимися на обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья.В работе С.Ю. Кадомцевой [6] представлен интересный опыт обучения иностранному языку студентов с глухотой и слабым слухом. Автор уделяет значительное внимание психолого-педагогическим условиям работы преподавателя, таким как взаимодействие с сурдопереводчиком, выявление уровня навыков чтения по губам у студентов, возможность использования выразительных жестов и применение визуальных подходов в обучении.Отмечается, что данные работы фокусируются на частных методах и приемах обучения иностранному языку у лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако с точки зрения инклюзивного образования, необходимо учитывать не только совершенствование учебных технологий, но и специфику образовательного пространства в ВУЗе, которое поддерживает инклюзивную практику. Этот подход, согласно работам Л.Н. Осиковой и О.П. Алексеевой [12], также включает в себя аспекты реализации разноуровневого обучения в инклюзивной группе и учет социальных факторов, влияющих на учебную мотивацию студентов. Л.Н. Осикова и О.П. Алексеева [12] выделяют основную специфику обучения иностранному языку студентов с ОВЗ в ВУЗе, которая заключается в правильно организованном разноуровневом обучении. Такой подход направлен на решение комплекса психологических, предметно-дидактических и воспитательных задач. Разноуровневое обучение в инклюзивной группе предусматривает организацию учебного процесса таким образом, чтобы каждый студент, исходя из своих индивидуальных способностей, мог овладеть учебным материалом по иностранному языку на уровнях «А», «В» или «С», но не ниже базового, что позволяет студентам самостоятельно определять сложность и характеристику учебной задачи, которую им предстоит выполнить. Далее, Л.Н. Осикова и О.П. Алексеева обсуждают важность планирования занятий по иностранному языку в инклюзивной группе с учетом как общеобразовательных, так и коррекционно-развивающих задач. Они подчеркивают, что такое обучение должно включать обучение в сотрудничестве, чтобы студенты с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) могли успешно преодолевать последствия индивидуальной учебной деятельности. Это помогает развивать коммуникативные навыки и умения совместной работы с другими студентами и педагогом, что может быть полезно в будущей профессиональной деятельности [12].В отношении приемов и методов работы со студентами инклюзивной группы, авторы указывают на необходимость иметь четкий алгоритм для каждого занятия. Преподаватель должен чередовать самостоятельную работу студентов с индивидуальной помощью и дополнительными объяснениями для обучающихся с ОВЗ.Оценивание учебных результатов студентов с ОВЗ в инклюзивной группе также играет важную роль. Оно приобретает мониторинговую функцию, учитывая личный вклад студентов в изучение предмета и их прогресс на учебном пути. Для этого используется технология формирующего оценивания, которая также включает воспитывающую и мотивационную составляющие.Я.В. Петришина и Л.В. Старкова отмечают, что в настоящее время существуют студенты, которым затруднительно изучать иностранные языки. В большинстве случаев эти студенты испытывают низкую самооценку, что приводит к неправильному поведению [14, с. 139]. Для преодоления таких трудностей преподаватели и инструкторы используют определенные стратегии и тактики, включая мультисенсорный подход, который включает кинестетический, визуальный и слуховой стили обучения. Это помогает поддерживать мотивацию и повышать самооценку студентов, а также способствует развитию языковых навыков.А. Г. Михайлова, Т. А. Кокодей, С.П.Строкина и Р.В Кира [5] провели исследование, анализируя различную информацию для более глубокого понимания рассматриваемой проблематики. Это исследование позволило осуществить критическую оценку актуальности данного направления. В литературе, посвященной вопросам инклюзивного образования, отмечается, что инклюзивная педагогика базируется на принципах кондуктивной педагогики, разработанных венгерским врачом и педагогом А. Петё (A. Petyo) [20]. К принципам кондуктивной педагогики относятся:– принцип разнообразия социокультурной среды для развития и образования личности;– принцип развития адаптивности как черты личности (необходимость пошагово и вариативно адаптировать человека с ограниченными возможностями к реальным условиям жизни в современном обществе, формируя и развивая необходимые навыки в области общения, социального взаимодействия и т. д.);– принцип коррекционно-развивающего преодоления (ежедневное формирование педагогических навыков в преодолении определенных трудностей);– принцип интеграции (взаимодействие студентов с окружающей средой);– принцип предсказуемости (систематическая и целенаправленная работа по предупреждению и устранению комплекса неполноценности) [19].В процессе изучения английского языка, как подчеркивают Я.В. Петришина и Л.В. Старков, решаются следующие задачи:– учет индивидуальных речевых способностей студентов;– развитие внимания, памяти, мышления и воображения;– знакомство студентов с новым социальным опытом;– развитие дружеских отношений с представителями других стран;– формирование не только речи, интеллектуальных и познавательных способностей детей, но и общих образовательных навыков [14, с. 140].Традиционные методы преподавания иностранного языка недостаточно эффективны для студентов с ограниченными возможностями. Причины этой проблемы уходят далеко за рамки физических трудностей, связанных с инвалидностью. Например, люди с нарушениями слуха воспринимают речь по-иному; они используют разные пути для формирования речи, освоения грамматических правил и развития языковых абстракций. Эти факторы определяют особенности процесса языкового обучения таких студентов и требуют разработки специализированных методов преподавания английского языка.А. О. Манохин отметил, что обучение студентов, имеющих особые образовательные потребности при сохранении интеллектуальных способностей, соответствует требованиям государственных образовательных стандартов [10, с. 203]. Однако пути достижения этой цели немного отличаются от методов, используемых при работе с их сверстниками, не имеющими таких потребностей. Рассмотрим некоторые подходы к инклюзивному обучению иностранному языку в высших учебных заведениях. Присутствие студентов с ограниченными возможностями здоровья в аудитории требует от преподавателя адаптации методического подхода, разработки специальных образовательных программ и создания индивидуального образовательного маршрута для группы обучающихся. Кроме того, для различных нозологических групп потребуется специальное организационное обеспечение на аудиторных занятиях по иностранному языку.Например, для студентов со слабым слухом необходимо улучшить акустику аудитории, поддерживать постоянный визуальный контакт, обеспечивая хорошую видимость губ преподавателя. Полезными также могут быть методы использования преподавательского «эха», многократного повторения, активного использования жестов и мимики, а также визуализации учебного материала. Также эффективными могут быть видеоуроки для самостоятельной работы дома.Для студентов с ограниченным зрением необходимо использовать технические средства, увеличенный шрифт, выделения яркими цветами и продуманное распределение мест в аудитории с учетом угла обзора и освещения. При этом следует стремиться к максимальной вербализации предоставляемой информации.Создание оптимальных условий для инклюзивного обучения студентов с особыми образовательными потребностями в сфере иностранного языка в высших учебных заведениях представляет собой согласованный подход, требующий от преподавателей творчества и использования разнообразных методов и технологий. Это поможет каждому студенту осознать свои индивидуальные способности, адаптироваться к различным образовательным ситуациям, развивать критическое мышление, эффективно взаимодействовать с информацией и успешно осваивать учебный материал.Следовательно, в контексте инклюзивного обучения иностранному языку оказывается необходимым разработать адаптированные рабочие материалы для каждого урока. Студенты должны строго следовать предоставленному образцу. Использование образцов становится ключевым элементом в инклюзивном образовании. Особое внимание следует уделять письменной практике при обучении иностранному языку студентов с нарушениями слуха. Письмо становится важнейшим инструментом как для обучения, так и для оценки уровня владения языком.Дополнительно, использование культурных материалов, таких как композиции известных иностранных музыкальных коллективов, фильмы и новостные передачи на языке оригинала, способствует развитию социокультурной компетентности и расширению кругозора студентов.О. В. Смоловик [16] отмечает, что для поддержания высокой мотивации у студентов и предотвращения падения интереса к изучению иностранного языка, преподавателю рекомендуется использовать следующие подходы [9]:1. Предоставление статистики об успешных и закончивших обучение студентах с ограниченными возможностями, чтобы вдохновить их на достижение успеха.2. Включение интересных тем в учебную программу, чтобы стимулировать студентов и помочь им изменить свой взгляд на собственные ограничения.3. Создание личностно-значимых тем и топиков для учебного материала, возможно, путем доработки учебно-методической литературы.4. Установление коммуникационных связей с группой студентов и создание благоприятной психологической атмосферы на занятиях, чтобы помочь студентам ставить цели и находить пути их достижения.5. Формирование ситуаций успеха для студентов, чтобы укрепить их мотивацию.6. Рекомендация использовать музыкальное сопровождение на занятиях для поддержания мотивации.7. Учет индивидуальных особенностей студентов при подаче информации. Выявление их доминирующего типа восприятия информации (визуалы, аудиалы и кинестетики) и применение соответствующих методов и приемов обучения.8. Сочетание нескольких подходов к подаче материала, чтобы удовлетворить потребности различных типов студентов в рамках группового обучения.В целом, использование индивидуального и многогранного подхода к обучению иностранному языку поможет повысить мотивацию студентов и сделать образовательный процесс более эффективным [11, с. 181].Подводя итоги, отметим, что изучение иностранного языка играет важную роль в подготовке современных специалистов. В контексте инклюзивного образования особое значение приобретает создание оптимальных условий для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья.Как показывает анализ литературы, обучение иностранному языку лиц с ОВЗ требует не только разработки специальных образовательных программ и индивидуальных учебных планов, но и формирования инклюзивной образовательной среды в вузе. Эффективное инклюзивное обучение предполагает использование разноуровневого подхода, различных методов и средств обучения с учетом особенностей студентов.Важную роль играют личностно-ориентированный подход, а также педагогические технологии, стимулирующие мотивацию и активность студентов в овладении иностранным языком. Особое внимание следует уделять коммуникативным методам обучения, практической языковой подготовке и созданию ситуаций успеха для каждого студента.Итак, реализация инклюзивного подхода в обучении иностранному языку в вузе является актуальной педагогической задачей, решение которой способствует повышению качества профессиональной подготовки и социализации всех категорий студентов.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Баранова К.Д. СПЕЦИФИКА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ // Вестник науки №11 (68) том 2. С. 434 - 446. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10797 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10797



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.