'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 2
  4. Научная статья № 59

Просмотры  84 просмотров

Баранова К.Д.

  


ОПЫТ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ С ОВЗ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ *

  


Аннотация:
статья посвящена актуальным вопросам организации инклюзивного образования студентов с ограниченными возможностями здоровья при обучении иностранному языку в высших учебных заведениях. Рассмотрен опыт преподавания иностранного языка различным категориям студентов с ОВЗ. Проанализированы основные принципы и подходы к созданию инклюзивной языковой среды в вузе, включая применение специальных педагогических методик и средств обучения, разработку индивидуальных учебных планов, формирование мотивирующей образовательной среды.   

Ключевые слова:
инклюзивное образование, иностранный язык, студенты с ограниченными возможностями здоровья, специальные методы обучения, индивидуальный подход, инклюзивная образовательная среда.   


Актуальность темы инклюзивного образования студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) при обучении иностранному языку в вузе обусловлена ростом числа лиц с ОВЗ, поступающих в высшие учебные заведения для получения профессионального образования наравне со здоровыми сверстниками, что требует адаптации образовательного процесса в вузах к потребностям таких студентов. Кроме того, владение иностранным языком становится важным навыком для специалистов в различных сферах в условиях глобализации. Однако традиционные методы преподавания иностранного языка часто недостаточно эффективны для студентов с ОВЗ.Сегодня существует необходимость разработки специальных педагогических технологий и методик преподавания иностранного языка студентам с различными ограничениями здоровья (с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др.) в условиях инклюзивного образования. Отмечаем наличие потребности в научном обосновании принципов построения инклюзивной языковой среды в вузе, позволяющей студентам с ОВЗ успешно овладевать иностранным языком наряду с остальными обучающимися. Таким образом, комплексный анализ особенностей инклюзивного языкового образования студентов с ОВЗ представляется весьма актуальным. Решение этой многоплановой проблемы имеет важное практическое значение для развития системы высшего профессионального образования. Эта проблематика нашла отражение в трудах ряда отечественных авторов, которые рассматривали различные аспекты инклюзивного образования студентов с ОВЗ при обучении иностранному языку в вузе: Е.Н. Бондаренко [1] исследовала социально-педагогическую диагностику как основу сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ; Е.Н. Гурьянова касалась вопроса о преподавании иностранного языка студентам с ОВЗ [2]; В.И. Литовченко [4] рассматривал реализацию технологий инклюзивного образования на занятиях по иностранному языку в вузе; А.О. Манохин [5] исследовал реализацию технологий инклюзивного образования при обучении иностранным языкам; А.Г. Михайлова, Т.А. Кокодей, С.П. Строкина и Р.В. Кира [3] рассматривали изучение иностранного языка в контексте инклюзивного образования.; М.Ю. Романович и Н.В. Щербакова [8] рассматривали обучение иностранному языку лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению в условиях лингвистического вуза; О.В. Смоловик и И.В. Симачевская [9] анализировали обучение иностранному языку в условиях инклюзивного образования. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям, и создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Так, В. И. Литовченко отмечает важность удовлетворения различных потребностей и стилей обучения студентов – в его работе используются разнообразные педагогические методы, которые, при правильном применении, изменяют подход к обучению. Это позволяет перейти от реактивного подхода, ориентированного в основном на учителя, к активному подходу, ориентированному на студента [4, с. 121].Преподаватели внедряют активные методы обучения и разнообразные подходы, что способствует вовлеченности и самостоятельности студентов в учебном процессе. Открытость и поддержка педагогов влияют на то, насколько студенты будут открытыми и мотивированными в процессе обучения [10;12;13]. Инклюзивное обучение расширяет эти передовые практики, предоставляя преподавателям следующие возможности:1. Разрабатывать курс, начиная с обратной конструкции, где определяются цели обучения.2. Представлять информацию разными способами, используя разнообразные форматы, такие как устный, визуальный, письменный, видео, аудио, графические материалы и другие.3. Готовить материалы с различными видами деятельности, чтобы привлечь интерес студентов, такие как мини-лекции, тематические исследования, сценарии, вопросы, дебаты и др.4. Поддерживать студентов в процессе обучения, используя современные технологии, включая системы управления курсом, доступность для ответов на вопросы через электронную почту и другие средства, а также предоставление поддерживающих стратегий обучения, таких как учебные пособия, наставничество и помощь в написании работ [11].Для обеспечения успешного обучения студентов иностранному языку, преподаватели могут применять разнообразные методы инклюзивного обучения. В середине и в конце семестра, они могут проводить анонимные опросы среди студентов, чтобы узнать, как их индивидуальное обучение связано с работой преподавателя и что можно улучшить с точки зрения активного, увлекательного и включающего обучения. [4, с. 122].Существует несколько подходов и стратегий, которые помогают преодолеть трудности, с которыми сталкиваются студенты с ОВЗ при изучении иностранного языка в различных аспектах и видов речевой деятельности. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, в том числе их тип восприятия (визуальное, кинестетическое, звуковое, дискретное), для разработки оптимальных учебных планов и подходов:1. Первоначальная диагностика языковых способностей и учёт индивидуальных особенностей помогают определить цели, задачи, сроки и основные направления в обучении языку для каждого студента.2. Применение индивидуального подхода в учебном процессе требует готовности преподавателя представить материал разными способами. Например, для студентов с ограниченными возможностями здоровья можно предоставить электронный вариант информации в виде текстовых файлов, презентаций или аудиозаписей.3. Чёткая инструкция и поэтапный алгоритм выполнения заданий на адаптированных рабочих листах помогают студентам соблюдать шаблон и успешно выполнять задачи.4. В учебном процессе следует использовать современные образовательные технологии, информационно-коммуникационные средства, игровые элементы, иллюстративный и аудиоматериалы, а также наглядные пособия, таблицы и жесты, чтобы сделать обучение более интересным и эффективным.5. Создание благоприятного психологического климата в учебной среде помогает преодолевать психологические и коммуникативные барьеры, способствуя успешному обучению студентов [5, с. 204].Объединение этих стратегий и подходов обеспечивает более эффективное и адаптированное обучение иностранному языку для студентов с особыми образовательными потребностями, содействуя их успехам и развитию.О. В. Смоловик высказывает мнение о необходимости адаптации учебного процесса преподавателями иностранного языка в зависимости от психологических, физических и возрастных особенностей студентов [9, с. 343-346]. Главное требование к педагогу заключается в готовности к тому, что студенты с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут быть недостаточно социализированы из-за ограниченного общения со сверстниками и другими факторами, связанными с их состоянием здоровья. Это особенно актуально, учитывая, что многие из них проходили обучение в домашних условиях в школе.Из этого следует, что главной задачей преподавателя становится внедрение в студентов принципов инклюзивного образования, демонстрируя, что ценность личности не зависит от способностей или статуса. Этот принцип важно применять ко всей группе студентов, включая как обычных, так и тех, кто нуждается в инклюзивном обучении. Реализация этой задачи способствует единству и солидарности в коллективе, позволяя студентам развиваться как личности, совершенствуя такие качества, как эмпатия, сострадание, терпимость и готовность помогать друг другу, а также принимать и понимать себя и других с их индивидуальными физическими и психологическими особенностями.Следовательно, инклюзивное образование эффективно не только для студентов с ограниченными возможностями здоровья, но также для всех остальных студентов, не имеющих медицинских ограничений. Для успешного овладения как учебной программой в целом, так и иностранным языком в частности, студенты нуждаются в постоянной мотивации. Особенно актуально обеспечение мотивации для лиц с ОВЗ, у которых изучение иностранного языка может быть сложным из-за их физического состояния. Поддержание мотивации требует регулярных усилий, включая индивидуальный подход, учитывающий конкретные физические ограничения студентов. М. Ю. Романович и Н. В. Щербакова подчеркнули, что основной целью инклюзивного обучения является обеспечение студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) полным участием в обществе и профессиональной жизни [8, с. 161]. Это включает предоставление им равных прав и реальных возможностей для участия в разнообразных сферах, не только в академической среде, но и в профессиональной и социальной жизни, взаимодействуя с другими людьми [6].Таким образом, интегрированное образование представляет собой результат длительной педагогической работы, направленной на адаптацию человека с ограниченными возможностями здоровья к реальной жизни. Это включает в себя сложные задачи, такие как придание «особенному» студенту конкурентоспособности на профессиональном рынке в условиях жесткой конкуренции, поскольку настоящий рынок труда и профессиональных услуг не предоставляет никаких освобождений. Важно не только помочь студентам с ОВЗ поверить в себя, но и развить у них Для организации практики устной речи на иностранном языке преподаватель может вовлекать студентов в участие в вузовских или факультетских иноязычных конкурсах. Также полезным методом является организация совместного просмотра фильмов на иностранном языке с последующим обсуждением ключевых моментов через диалоги и монологические высказывания. Эта стратегия подразумевает использование коммуникативных методов обучения иностранному языку, включая также компьютерные технологии (ИКТ), чтобы отвечать современным вызовам [7, с. 181].Компьютерные технологии давно занимают важное место в образовании и являются неотъемлемой частью обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Они предоставляют студентам возможность взаимодействовать с преподавателями, получать учебный материал в различных форматах (видео, аудио, визуальные поддержки, схемы и др.), выполнять задания с помощью автоматизированных систем, а также осуществлять самостоятельные тесты и задания. Кроме того, студенты могут записывать и отправлять видео и аудио материалы для проверки преподавателем, использовать электронные тренажеры и активно заниматься отработкой учебного материала.Это привело к тому, что использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) стало неотъемлемым инструментом в обучении студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это позволяет им максимально интегрироваться в учебный процесс наравне с обычными студентами и постоянно поддерживает их мотивацию для изучения иностранного языка. Благодаря наличию и постоянному развитию системы инклюзивного обучения, студенты с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность получать высшее образование и осваивать профессию. Инклюзия позволяет им развивать интеллектуальные способности, необходимые для достижения академических результатов и профессиональных навыков, а также совершенствовать личностные характеристики через социализацию и активную интеграцию в образовательный процесс и внеучебную деятельность вместе с обычными студентами.В рамках организации инклюзивного обучения М. Ю. Романович и Н. В. Щербакова [8] как преподаватели Московского государственного лингвистического университета ставили перед собой следующие задачи для обучения студентов с полной потерей зрения:1. Подбор учебных материалов, соответствующих академической программе, но адаптированных для чтения вслепую;2. Разработка системы домашних заданий и методов их проверки;3. Создание удобной формы финального контроля усвоенных знаний;4. Поиск оптимальных электронных ресурсов для решения всех перечисленных задач;5. Оказание максимальной помощи студентам в адаптации к учебным условиям и социальной жизни университета.Студенты, имеющие ограничения по зрению (ОВЗ), проходили обучение по указанной дисциплине в течение первого и второго курсов. На аудиторных занятиях они участвовали с другими зрячими студентами своей учебной группы. Чтобы облегчить им процесс обучения, студенты с ОВЗ использовали специальные технические средства для получения и передачи информации в доступной для них форме, а также электронные образовательные ресурсы.Одним из самых распространенных способов чтения и письма для незрячих является шрифт Брайля, разработанный Луи Брайлем в 1824 году. Эта система тактильного чтения для слепых состоит из шеститочечных знаков, называемых ячейками или клетками.Шрифт Брайля существует на разных языках и используется незрячими по всему миру. Однако, из-за ограниченной скорости письма по Брайлю, в настоящее время в аудиториях преимущественно используют компьютеры и специализированные технологии, основанные на шрифте Брайля.Компьютерные тифлотехнологии представляют собой набор инструментов, обеспечивающих незрячим и слабовидящим людям возможность самостоятельного использования персональных компьютеров и программ технических устройств (ПТУ).Одним из важных аспектов инклюзивной профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями зрения является возможность самостоятельного использования компьютерных технологий. У таких студентов установлены специальные программы и устройства для облегчения работы с компьютером.В рамках учебного процесса на аудиторных занятиях студенты с ограниченными возможностями зрения получают специально подобранные учебные материалы в аудиоформате, подготовленные преподавателем:– учебники или учебные пособия в формате PDF;– контрольные работы, тесты и материалы для экзаменов в формате Word.В процессе аудиторных занятий студенты с нарушениями зрения активно участвуют: отвечают на вопросы преподавателя, вступают в диалоги с ним и со своими одногруппниками, а также выполняют все задания и упражнения, способствующие развитию и совершенствованию навыков устной речи на английском языке.В ходе обучения английскому языку студенты с ограниченными возможностями зрения (ОВЗ) и их зрячие одногруппники участвовали в аудиторных занятиях, где преподаватель осуществлял проверку письменных домашних заданий и контрольных работ студентов с помощью компьютера. Студенты с ОВЗ предоставляли свои работы на USB флэш-носителе. Если в работе студента с ОВЗ обнаруживалась ошибка, преподаватель выделял ее в скобках, чтобы облегчить тактильное прочтение слепым студентом, и при необходимости давал комментарий, чтобы помочь студенту осмыслить и исправить ошибку [8]. По мнению Е. Н. Гурьяновой [2], инклюзивное образование в настоящее время находится на начальной стадии развития – университеты признают право студентов с ограниченными возможностями здоровья на высшее образование, но пока не полностью подготовлены к обучению таких лиц и инвалидов. В связи с этим, важным направлением городской и образовательной политики становится развитие доступной инфраструктуры.Также следует обеспечить доступность учебной информации для слепых и имеющих остаточное зрение студентов, предоставив материалы по системе Брайля и имея тифлопедагога в штате вуза. Все эти меры помогут создать более инклюзивную образовательную среду, обеспечивая лучшие условия обучения для студентов с ограниченными возможностями здоровья.Лица с нарушением слуха нуждаются в специальной образовательной среде, где им предоставляются различные типы звукоусиливающей аппаратуры и компьютерных технологий. Преподаватели должны применять дифференцированный подход, учитывая особенности студентов, и создавать условия для расширения образовательного пространства и социального взаимодействия. Важно учитывать специфику восприятия информации и преодолевать трудности, связанные с восприятием учебного материала.Лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) требуют особого подхода к обучению, включая специализированные компьютерные и ассистивные технологии, а также индивидуализацию процесса обучения. Особое внимание уделяется созданию пространственной среды, которая была бы доступной и адаптированной к их потребностям, включая бесбарьерную архитектуру и поддерживающее сопровождение.Лица с общими заболеваниями нуждаются в особой образовательной среде, включая специальные помещения и комфортные условия. Преподаватели должны индивидуально подходить к каждому студенту и создавать поддерживающую атмосферу, способствующую их активному участию и развитию.Студенты первого курса часто сталкиваются с проблемами приспособления к учебному процессу, расписанию занятий, а также испытывают трудности в общении с одногруппниками, преподавателями, тьюторами, кураторами и администрацией. Е. Н. Бондаренко отмечает, что важными задачами социально-педагогической поддержки студентов с инвалидностью и ОВЗ являются: формирование у студентов навыков эффективного обучения; психологическая адаптация первокурсников к условиям образовательного учреждения, процессу обучения и коллективу; помощь в развитии у студентов с ОВЗ профессионально-значимых личностных качеств [1].Касаясь обучения студентов с ОВЗ иностранному языку, преподаватели сталкиваются с рядом проблем:1. Недостаточные знания преподавателей о различных видах нарушений и методах работы с ними у студентов с ОВЗ.2. Сниженная мотивация и непонимание необходимости изучения иностранного языка у студентов с ОВЗ, что может затруднить их успешное обучение.3. Неадекватное отношение со стороны некоторых преподавателей, возникающее из-за незнания диагноза студента с ОВЗ.4. Некоторые студенты с ОВЗ могут нуждаться в дополнительном времени и поддержке для выполнения заданий или выражения своих мыслей.5. Возможное негативное отношение со стороны сокурсников, которые не имеют ОВЗ и чувствуют неудобство из-за дополнительного времени и ожидания своей очереди.6. Для решения данных проблем необходимо создание благоприятной атмосферы и комфортного психологического климата для каждого студента, независимо от их особенностей.7. Некоторые педагоги-практики сомневаются в необходимости изучения иностранного языка студентами с ОВЗ, однако подчеркивается, что погружение в иноязычную среду способствует развитию произвольного внимания, памяти, артикуляционного аппарата и слуха, а также обеспечивает равные возможности в современном мире.Итак, инклюзивное образование имеет свои достоинства и недостатки, исследование которых может занять много времени. Однако для учителя, работающего в интегрированном классе, главная задача – определить формы и методы обучения, которые будут способствовать развитию каждого ученика, независимо от его состояния здоровья. В современных условиях разнообразие и инклюзивность стали неотъемлемыми частями профессиональной деятельности в области преподавания и обучения. Преподаватели должны ориентироваться на потребности студентов и уважать разнообразие в обучении. Первоначально они должны проанализировать свои методы преподавания, чтобы понять свои собственные ценности и ожидания. Это поможет создать и поддерживать позитивную и дружелюбную обучающую среду, что особенно важно при работе со студентами с особыми образовательными потребностями.Для обеспечения инклюзивного обучения, педагоги могут использовать разнообразные методы, взаимодействовать со студентами, предоставлять доступный контент и постоянно оценивать процесс обучения – эти факторы играют важную роль в создании подходящей образовательной среды. Когда речь идет об изучении иностранного языка, особую роль играют специальные образовательные стратегии и материалы, которые позволяют студентам успешно усваивать и применять изученный материал.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Баранова К.Д. ОПЫТ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ С ОВЗ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ // Вестник науки №11 (68) том 2. С. 420 - 433. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10796 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10796



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.