'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 2
  4. Научная статья № 53

Просмотры  24 просмотров

Хилинский А.Н.

  


ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ АКТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрено понятие правоприменительного акта, необходимость их наличия, проблемные вопросы организации деятельности территориальных органов МВД России в области правоприменения, предложены варианты решений проблемных вопросов в данной области.   

Ключевые слова:
правоприменительная деятельность, правоприменительный акт, акт-документ, акт-действие, правотворческие ошибки.   


Любое общество существует в рамках определённых общепринятых норм и правил, которые называются традициями. На основании традиций разрабатываются и применяются законы, обеспечивающие существование и развитие общества, поддержание надлежащих принципов и порядка в поведении субъектов общественных отношений. Наличие и выполнение чётких рамок поведения, установленных нормами права, приводит к установлению законности в обществе, в отсутствие рамок, регламентированных правом, наступит хаос, что всегда приводит к отрицательным последствиям, получает выгоду и выживает самый приспособленный, в независимости от нужд общества. С целью соблюдения законности, для обеспечения правовых норм, установленных нормативными правовыми актами различных субъектов законотворческой деятельности, в органах исполнительной власти используются правоприменительные акты. Процесс выполнения задач, поставленных перед органами исполнительной власти, должен строго соответствовать требованиям законодательной базы и выражается в издании правоприменительного акта. Законодательством понятие «правоприменительный акт» не определен, вследствие чего анализ юридической литературы позволил прийти к выводу, что последний подразумевает под собой акт-документ и акт-действие:- акт-документ представляет собой решение уполномоченного органа, должностного лица по конкретному юридическому факту, оформленный надлежащим образом в письменной форме, так как она позволяет установить его содержание и проверить обоснованность издания и легитимность (приказы, постановления, протоколы, указания, предупреждения, представления, разрешения, предписания, решения). Например, фиксация обстоятельств расследования дела, применение мер административного принуждения, расстановка и подбор кадров;- акт-действие представляет собой решение, влекущее юридические последствия, невыполнение которого влечет уголовную, административную, дисциплинарную, материальную, ответственность (распоряжение, указание, предъявление требований). Например, требования сотрудников полиции к гражданам прекратить нарушения порядка, указание дежурного, отдаваемое сотрудникам патрульно-постовой службы по радиосвязи и т.д.Правоприменительный акт – это документ, содержащий решение индивидуального характера, имеющее властно-обязательный характер, влекущее правовые последствия, т.е. устанавливающее, изменяющее или прекращающее юридические обязанности и субъективные права.Правоприменительная деятельность органов внутренних дел заключается в подведении конкретной ситуации под норму права и принятии правоприменительного акта.В процессе внутриведомственной деятельности руководители территориального органа МВД России подписывают приказы и готовят указания, обращенные к подчиненным сотрудникам.В результате приема на работу, организации трудовой деятельности, принятии мер по укреплению дисциплины и законности, увольнении сотрудников деятельность органов внутренних дел связана с изданием актов применения норм трудового права (приказ о зачислении на работу, поощрении, взыскании и др.). И если проблемам по вопросам применения норм административного права посвящено большое количество научных работ и исследований, то актам, включающим в себя управленческие решения по принятию на службу и увольнению, уделено мало внимания.Одной из актуальных проблем правотворческих актов территориальных органов - это содержание в тексте законодательной, нормативной правовой базы, утратившей силу. Обилие коллизий и пробелов в законодательстве и наличие правотворческих ошибок в текстах приказов о назначении и увольнении препятствует упорядочению существующему порядку реализации деятельности прохождения службы сотрудниками полиции. Приказы в отдельных случаях противоречат отдельным нормам закона или ссылаются на утратившую силу нормативные правовые акты.С целью устранения правотворческих ошибок при составлении правоприменительного акта в области трудового права осуществляется мониторинг службами правового обеспечения, но тем не менее количество поводов к подаче иска на обжалование решений не снижается (13 исков за 2021 год, 16 исков за 2022 год по Оренбургской области).Примером проблемного вопроса в правоприменительной деятельности является внесение изменений в 2023 году в существующий приказ МВД России от 01.02.2018 № 50 «Об утверждении порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации», которые значительно заменили тактику организации деятельности кадровой службы, а именно: увольнение сотрудников, зачисленных в распоряжение управлений, отделов, отделений МВД России по федеральным территориям и замещавших должности начальников указанных территориальных органов и их заместителей производится Министром внутренних дел Российской Федерации, что противоречит нормам Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», где п. 19 ст. 36 гласит, что зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения оформляется приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Согласно положениям данного приказа, следует внести изменения либо в сам приказ, либо в Федеральный закон.Также в качестве примера проблемного правоприменения приведём норму приказа МВД России от 14.06.2018 № 370 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности военно-врачебных комиссий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», которой утверждена категория сотрудников, подлежащие освидетельствованию. В территориальных органах системы МВД России сохраняется практика направления на прохождение военно-врачебной комиссии при переводе на равнозначную должность без наличия оснований со ссылкой на пункт 107 приказа МВД РФ от 14.07.2010 № 523 «Об утверждении инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», согласно которому направление сотрудников на освидетельствование военно-врачебной комиссии производится начальником (руководителем) органа внутренних дел, имеющим право назначения на должность и увольнение. В данном случае необходима единая правоприменительная практика.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Хилинский А.Н. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ АКТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ // Вестник науки №11 (68) том 2. С. 388 - 392. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10790 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10790



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.