'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 2
  4. Научная статья № 48

Просмотры  54 просмотров

Рейзов М.Э.

  


МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ *

  


Аннотация:
в данной работе рассматриваются проблемы понимания мер административного принуждения, а также проблемы их реализации.   

Ключевые слова:
административное право, меры административного принуждения, юриспруденция.   


Для того, чтобы дать определение мерам административного принуждения, следует в первую очередь обратиться к мнениям учёных по данному вопросу. Потому что существуют разные подходы к пониманию этого термина, что несомненно можно назвать проблемой для современной юридической науки.Так, классическим принято считать определение, которое было дано ещё в 70-ые годы во времена СССР. Это же определение можно соотнести с современными подходами к определению мер административного принуждения. Л.Л. Попов дал следующее определение «административное принуждение – это внешнее государственно-правовое психическое или физическое воздействие на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера» [1, с. 166].Иной подход к определению мер административного принуждения можно увидеть в работах Ю.М. Козлова. Особый вид правового принуждения подразумевается Ю.М. Козловым, как использование представителями публично-властных институтов обязательных мер, которые провозглашаются нормами административного права, для превенции противоправных деяний. Этот подход занимает важное место в обеспечении правопорядка и также имеет профилактическое значение в борьбе с правонарушениями. Основа для понимания этого состоит в том, что органы внутренних дел, властные структуры и другие исполнительные органы регулярно осуществляют надзор за соблюдением соответствующих правил и могут незамедлительно среагировать на их нарушение. То есть здесь явно прослеживается функция превенции совершения правонарушений. [2, с. 211].Исходя из того, что различные определения отличаются друг от друга по содержанию, я бы хотел определить меры административного принуждения с помощью характерных признаков, свойственных этому определению.1. Меры административного принуждения, как средство поддержания общественного порядка используется для предотвращения наступлений антисоциальных последствий. К таким последствиям относятся причинение вреда здоровью, ущерб инфраструктуре, подрыв общественного правопорядка. Эти меры применимы тогда, когда есть состав административного правонарушения, соответственно они применяются в случаях нарушения административного кодекса РФ. 2. Также для мер административного принуждения свойственно множество различных структур и органов, которые эти меры реализуют. Также их реализация осуществляется на двух уровнях – государственном и муниципальном. 3. В отличии от мер уголовного принуждения меры административного принуждения распространяются не только на физических лиц (субъектов преступления), но и на юридических лиц, и иных организационно-правовых форм4. Меры административного принуждения регламентированы кодексом об административных правонарушениях. Также в нём определены порядок, сроки основания для наступления этих мер. Данные меры могут применяться лишь органами власти, в чьи компетенции входит реализация таких мер. Это делает проще отслеживание применения таких мер. Также применение таких норм, лицами и организациями, которое такими полномочиями не обладают, влечёт для них ответственность [3, с. 37]Что касается характеристики мер административного принуждения, то для них характерно воздействие на психологическом уровне, так выражается превентивная функция, не дающая совершать правонарушения под страхом применения каких-либо мер. А также воздействие на материальном уровне (штрафы) и физическом (административный арест)Далее следует определить какие бывают виды мер административного принуждения, в зависимости от их классификации по разным критериямСамыми частыми являются следующие виды мер административного принуждения: 1. Досмотр граждан и их имущества 2. Надзорные проверки 3. Проверка документов 4. Обязательные для выполнения властные предписания5. Проверка физических показателей и медицинское освидетельствование Также эти меры можно разграничить по их сущности и применению. Так можно выделить четыре вида мер административного предупреждения. 1) Меры, которые носят превентивный характер и служат мерой предотвращения наступления общественно-опасных последствий. Примером такого типа мер является прекращение работы инфраструктуры и транспорта при наступлении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, таких как наводнения, ураганы и так далее. 2) Далее идут меры по предотвращению преступлений и правонарушений: досмотр субъекта или его транспортного средства, административное задержание, надзор за субъектами, покинувшими места лишения свободы. 3) Также меры, направленные на обязательное исполнение императивных предписаний: обязательное покидание аварийного и ветхого жилья 4) Меры, направленные на восстановление психического и физического здоровья граждан, ведь заболевания могу нанести вред, как окружающим людям, так и общественному спокойствию. Например, обязательное соблюдение карантина в период пандемии [4, с. 228].Что касается проблем применения мер административного принуждения, то Т.В. Казина считает, что на данный момент отсутствует чёткая система реализации таких мер. Также нет регламентированной профилактической работы по предупреждению наступления противоправных последствий. Недостаточная правовая и организационная база приводит к увеличению общественной опасности [5, с. 79].Для решения этой проблемы требуется федеральное финансирование и разработка средств улучшения эффективности мер административного принуждения. Для этого требуется совместная работа законодателей, органов, имеющих компетенцию для непосредственной реализации таких мер, а также учёных-практиков. На данный момент административная превенция базируется на общих основах права и использует основным методом императивные предписания. Однако административное право нуждается в унификации норм и положения, которые находятся в разрозненных нормативных актах. Следует закрепить в кодексе общий перечень мер административного принуждения. Там же следует указать, какие государственные органы и должностные лица имеют права эти меры применять, какой порядок их применения, какие сроки и порядок обжалований решений по применению этих мер. Это даст толчок к достижению строгости и регламентированности, которая свойственна мерам уголовного принуждения. Также такой регламентации должны подлежать процессуальные документы, которые составляют должностные лица.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Рейзов М.Э. МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ // Вестник науки №11 (68) том 2. С. 359 - 363. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10785 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10785



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.