'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 2
  4. Научная статья № 45

Просмотры  146 просмотров

Пудрова Г.С.

  


ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ (НА ПРИМЕРЕ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РФ) В СФЕРЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ДОСУДЕБНЫХ СТАДИЯХ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА *

  


Аннотация:
статья рассматривает вопросы повышения эффективности прокурорского надзора над работой органов предварительного следствия, с особой концентрацией на деятельности следователей Следственного комитета Российской Федерации в контексте обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина на этапах досудебного уголовного процесса. Статья подчеркивает необходимость строгого соблюдения законодательных и процессуальных норм, а также активного вмешательства прокурора для обеспечения справедливого, компетентного и своевременного расследования, что способствует защите прав участников уголовного производства и содействует развитию системы уголовной юстиции в Российской Федерации.   

Ключевые слова:
прокурорский надзор, эффективность, органы предварительного следствия, Следственный комитет РФ, права и свободы человека, уголовное производство, досудебные стадии, соблюдение, надзорная деятельность.   


В течение значительного периода времени правоохранительные органы, включая органы прокуратуры Российской Федерации, выполняют свою обязанность по защите прав и свобод человека в интересах нашего государства. «В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, защита прав и свобод человека – это обязанность, которая содержит определенные принципы реализации, основополагающие начала правозащитного процесса» [1]. Защита прав и свобод человека сегодня стоит перед нами как весьма значимая проблема. В этом контексте, прокуратуре придается специальная роль в обеспечении гарантий прав и свобод общества и граждан, а также государству, в рамках такой системы гарантий. Поэтому крайне важно рассмотреть вопросы, задачи и область деятельности прокуратуры в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.Сегодня прокуратура в России играет важную роль как ключевой элемент формирования правового государства. Она обеспечивает целостность страны и реализует высокие стратегические задачи России, направленные на всеобъемлющее развитие общества. Работа сотрудников прокуратуры является крайне сложной, ответственной и существенной для каждого гражданина и государственного учреждения в России. Это связано с тем, что система прокуратуры осуществляет надзор и контроль над всеми аспектами политической, социально-экономической и законодательной деятельности. Прокуратура является важным фактором обеспечения стабильности и эффективного развития российского общества.Т.Н. Москалькова подчеркивает, что в демократическом обществе права и свободы человека считаются наивысшей ценностью, и эффективность гарантий для их осуществления должна быть на самом высоком уровне. Она также приводит пример из практики, где правоохранительные органы неадекватно выполняли свои обязанности по защите права человека на жизнь. Из Московской области поступила жалоба от жителя, который регулярно получал угрозы убийства. Он обратился в правоохранительные органы, опасаясь за свою жизнь, однако полиция отказала в возбуждении уголовного дела, поскольку не обнаружила достаточных доказательств. Городская прокуратура провела проверку, но не приступила к уголовному расследованию, и житель не получил желаемого результата. Только после дополнительной проверки, проведенной прокурором, действия полиции были признаны незаконными. Права гражданина были восстановлены, однако этот процесс потребовал значительного времени, в то время как у него стояла под угрозой жизнь [20]. В этой ситуации роль прокуратуры была определяющей в обеспечении защиты прав человека.Защита прав и свобод граждан, которую осуществляет прокуратура, является гарантией торжества закона и справедливости и одним из предварительных условий создания подлинно демократического, гражданского и открытого общества в нашей стране. Все усилия, которые прилагает Прокуратура Российской Федерации, направлены на решение важнейших проблем, имеющих отношение к развитию современного, цивилизованного, процветающего государства.Прокурорский надзор играет важную роль в гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Путем оперативного реагирования на правонарушения этот орган способен в кратчайшие сроки восстановить нарушенные права и привлечь к ответственности виновных лиц. Прокурорский надзор осуществляется в соответствии с принципом непосредственного действия прав и свобод, согласно конституционным нормам. Этот вид надзора может быть охарактеризован как форма правовых мер и средств, включая акты прокурорского надзора и методы их осуществления. Так, за январь-октябрь 2022 при реализации прокурорского надзора было выявлено 3 555 778 случаев нарушения законов, принесено протестов – 368 766, к дисциплинарной ответственности привлечено 597 249 лиц, предостережено лиц о недопустимости нарушения закона – 82 947 и т.д. [14, с.5].В 2021 году Прокуратура Волгоградской области завершила надзорные проверки в сфере соблюдения прав инвалидов и других социально уязвимых групп населения, что привело к выявлению более чем 1200 нарушений. Основной упор был сделан на нарушения в предоставлении услуг по социальному обслуживанию инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны. В результате проведенных мероприятий было составлено 642 представления, вынесено 31 протеста и привлечено к дисциплинарной ответственности 560 служащих.Следовательно, можно обоснованно сделать вывод, что прокурорский надзор является одним из важных инструментов для обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Законодательное закрепление этой роли прокуратуры свидетельствует о росте ее значения в механизме защиты указанных интересов [21]. Учитывая, что в последние годы наблюдается увеличение случаев нарушения прав человека и недостаток у граждан средств для оплаты услуг адвоката, становится необходимым дальнейшее усовершенствование законодательства, особенно в части выполнения органами Прокуратуры Российской Федерации прокурорского надзора.Особенно важной остается роль Прокуратуры РФ в предоставлении квалифицированной юридической поддержки населению. Этот механизм становится более актуальным в свете низкого уровня правовой культуры в России, который требует особой помощи граждан в осуществлении и защите их прав и законных интересов. Прокуратура, в данном контексте, входит в категорию несудебных органов, способных предоставлять квалифицированную юридическую поддержку.Важно отметить, что в недавнем прошлом прокуратура обладала широкими полномочиями, но начиная с 2017 года ситуация изменилась. Теперь прокуроры должны строго придерживаться установленной темы в рамках прокурорской проверки. Они могут проводить проверки только в случае крайней необходимости, и в случае решения провести проверку, Прокуратура обязана ясно объяснить цели, цель и юридические основания для такой проверки.Г.М. Мусаева указывает, что в настоящее время ситуация с защитой прав и свобод человека является особенно актуальной и критичной [17]. По этой причине, активности органов прокуратуры Российской Федерации следует уделить особое внимание, при условии, что они соблюдают требования текущего законодательства Российской Федерации. Исторически, органы прокуратуры олицетворяют собой уникальный конституционный институт. Их работа направлена на поддержание законности в государстве и обществе. Они выполняют важную миссию в защите прав человека, прав граждан и свобод, и поэтому сужение их компетенции должно быть оправданным. В области предварительного следствия, прокуратура обладает особыми полномочиями, такими как проверка и рассмотрение жалоб, заявлений и других обращений. В каждом конкретном случае прокуратура имеет право восстанавливать нарушенные права и свободы и разрешать правовые конфликты. С изменением социальных условий, разработкой новых правовых основ и укреплением верховенства закона, в работу прокуратуры необходимо внести соответствующие изменения. Возможно, следует рассмотреть создание нового, независимого органа, который мог бы взять на себя функции, которые в настоящее время выполняются в рамках надзорной деятельности прокуратуры.Федеральный закон, который регулирует функционирование прокуратуры Российской Федерации, также устанавливает нормы, касающиеся деятельности этой организации [4]. Это свидетельствует о высокой степени внимания, уделяемой органами государственной власти контролю за соблюдением прав человека и личных свобод в процессе судебных преследований. Таким образом, подчеркивается важная роль, которую органы прокуратуры играют в данной сфере.Указ Президента Российской Федерации о стратегии государственной политики на период до 2025 года подчеркивает, что, подобно другим государственным институтам, органы прокуратуры обязаны активно осуществлять государственную политику по защите прав и свобод человека, как это определено в Конституции и других законах и нормативных актах [5].Значимость действий прокурора в обеспечении соблюдения гражданских прав, а также прав и свобод личности подчеркивается фактом, что в статье 2 Конституции Российской Федерации прописывается, что права и свободы человека являются наивысшей ценностью. Государство и его органы, включая органы прокуратуры, обязаны постоянно защищать и соблюдать эти права и свободы.Основной характеристикой задач, которые поручаются прокурору в данной сфере, являются следующие:1. Прокурор проверяет соответствие актов, принимаемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, нормам, установленным Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами.2. Он осуществляет контроль за соблюдением законов, включая положения, закрепленные в Конституции Российской Федерации, которые регулируют права и свободы человека.Выполнение порученных прокурору полномочий направлено на обеспечение полного соблюдения прав и свобод человека. В то же время, все государственные и муниципальные органы, а также лица, занимающие определенные должности, обязаны придерживаться этих прав и свобод. Прокурор также обязан следить за немедленным устранением незаконных или несоразмерных нормативных актов. При выявлении таких актов прокурор, в пределах своих полномочий, должен настаивать на привлечении к юридической ответственности тех лиц, которые допустили нарушения в данной сфере.Как О.М. Громова подчеркивает, в России на сегодняшний день действует система государственных институтов, включая надзорные, прокурорские и судебные органы, работающих на защиту и обеспечение прав и свобод человека и гражданина [16, с. 93].Важно отметить, что институты, предназначенные для обеспечения защиты прав и свобод человека, включают в себя разнообразные структурные элементы. Например, существующее законодательство выделяет определенные категории граждан, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах по разным причинам. Эти категории включают в себя лиц с ограниченными физическими возможностями, пожилых граждан, сирот, одиноких матерей, а также граждан, права и свободы которых требуют особой защиты, например, военнослужащих и сотрудников различных силовых структур. Последние обладают особым юридическим статусом из-за особенностей своей работы, которая иногда подвергает их здоровье риску и вызывает другие проблемы.Важно понимать, что прокурорский надзор в данной области охватывает контроль за деятельностью различных государственных органов, местных властей, компаний и учреждений. Множество субъектов подлежат надзору прокурора, что объясняется широким спектром аспектов, регулирующих права и свободы человека в существующем законодательстве.Экономические, политические, культурные и экологические права могут полностью реализовываться только при активной поддержке со стороны государства. Тем не менее, на практике часто бывает так, что определенные права не получают должного соблюдения в соответствии с действующим законодательством. Эта ситуация распространена и характерна для многих юридических систем. Но основной задачей прокуроров в данной сфере является решение наиболее серьезных проблем и устранение недоразумений.Пункт 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» утверждает, что в случае нарушения прав, защищаемых гражданским законодательством, если потерпевший по причине своего возраста, состояния здоровья или других обстоятельств не способен лично защищать свои права, или если права большинства граждан были нарушены, или нарушение имеет общественное значение, прокурор имеет право предъявить гражданский или арбитражный иск, при условии, что у прокурора есть полномочия на начало и ведение дела о нарушении прав человека [11, с. 244].С учетом вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в современных условиях участие прокуроров в гражданском судопроизводстве подвергается ограничениям, и им предоставляются определенные ограничения в их полномочиях. В результате этого функции прокурора ограничиваются принципом защиты интересов ограниченной группы лиц, имеющих право обращения в суд. Важно отметить, что этот принцип регулируется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.В контексте правоприменения возникают ситуации, когда прокурорский надзор направлен на обеспечение прав и свобод определенных групп граждан. Это подтверждается тем, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации Россия является социальным государством, что обязывает государственные органы обеспечивать более высокий уровень жизни граждан. Очевидно, что эта задача лежит не только на плечах прокурорских органов, но прокурор также должен активно участвовать в решении этой проблемы.Исключительно важно отметить, что «Генеральный прокурор Российской Федерации определяет основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека». Поэтому прокурорский надзор в данной сфере должен быть фокусирован на наиболее серьезных и критических проблемах. Например, в настоящее время существует значительное количество проблем, связанных с нарушением трудовых прав граждан. На практике часто встречаются случаи увольнения женщин, находящихся в декретном отпуске, а также ситуации, когда работодатели отправляют работников в отпуск, но не выплачивают им заработную плату [13, с. 3].Ограничения, накладываемые на полномочия прокуроров в данной сфере, создают трудности в усилении прокурорского надзора, поскольку действующее законодательство ограничивает область компетенции лиц, чьи права могли бы быть защищены прокурорами в судебных процедурах. Следовательно, ограничение полномочий прокуратуры влечет за собой негативные последствия.В этой связи, конечной целью надзора в отношении прав человека и соблюдения прав и свобод граждан должно стать достижение баланса, в рамках которого права и свободы граждан будут искренне уважаться всеми служителями закона и правоохранительными органами, и граждане, в свою очередь, будут обладать уверенностью в том, что их права и свободы будут надлежащим образом защищены [15, с. 35].Следовательно, сейчас можно усилить практическую реализацию прав человека и граждан, а также обеспечение соблюдения их прав и свобод, предоставив прокурорам больше полномочий, включая возможность защищать разнообразные индивидуальные трудовые права. Полная реализация экономических, политических, культурных и прочих прав граждан является возможной только при должной защите их личных прав. Поэтому важно в данный момент уделять внимание исследованию проблем, связанных с реализацией и обеспечением личных прав и свобод человека и гражданина.Постепенное развитие правового государства в качестве субъекта, который несет ответственность перед личностью и обществом за выполнение своих обязанностей по обеспечению реализации их прав, требует от органов государственной власти и должностных лиц строгого соблюдения международных норм, Конституции и отраслевых законов в ходе исполнения своих функций с целью подтверждения приоритета личности, ее прав, свобод и законных интересов как высшей социальной ценности.С учетом этого, уголовное производство, связанное с повышенными рисками нарушения прав и свобод его участников, требует особой внимательности со стороны органов прокуратуры, которые заботятся о защите прав и свобод участников уголовного производства от незаконных вмешательств. При осуществлении надзора над уголовным судопроизводством прокуроры должны действовать своевременно и эффективно для предотвращения или пресечения нарушений, совершаемых следователями и сотрудниками оперативных подразделений, обеспечивая максимальную безопасность для участников уголовного производства, таких как потерпевшие, подозреваемые и обвиняемые, и гарантируя равные возможности для их участия в процессе.С учетом перехода отечественного уголовного процесса на более высокий уровень качества и необходимости дальнейшего совершенствования подходов к роли прокурорского надзора, анализ определенных аспектов этой проблемы кажется особенно актуальным. Следовательно, необходимо исследовать проблемы обеспечения реализации прав участников уголовного производства и определить, какую роль играет прокурорский надзор в решении этих вопросов. Это требует рассмотрения прав отдельных участников уголовного производства (например, прав потерпевшего на немедленное подачу заявления об уголовном правонарушении, признание лица потерпевшим, право потерпевшего и подозреваемого на участие в следственных (розыскных) и других процессуальных действиях, доступ к материалам дела, апелляционные возможности для обжалования решений, действий или бездействия компетентных органов и прочее), учитывая, что нормы, касающиеся этих прав, иногда неоднозначны и могут вызвать неоднозначную практику применения законов.Во второй главе Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрены основные принципы уголовного производства. Среди этих ключевых принципов можно выделить равенство перед законом и судом, презумпцию невиновности, обязанность предоставления доказательств вины, обеспечение права на защиту, доступ к суду, конкуренцию между сторонами, гарантию права на апелляцию в отношении процессуальных решений, действий или бездействия, а также разумное установление сроков, а также множество других принципов, которые тесно взаимосвязаны между собой и направлены на решение задач, установленных законодателем в статье 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [2]. Для обеспечения ориентира в деятельности уполномоченных государством на осуществление досудебного производства органов и должностных лиц, принципы, упомянутые выше, должны явно отражаться в нормах УПК РФ. Эти принципы следует конкретизировать через положения специальных подзаконных актов и последующим обязательным соблюдением их при правоприменении. Тем не менее, сегодняшняя система оценки качества уголовного производства, с точки зрения защиты прав его участников, демонстрирует нестабильные результаты. В связи с этим возникает потребность в эффективных механизмах контроля и противовесах. В этом контексте, проведение прокурорского надзора становится весьма значимым, так как оно помогает компенсировать недостатки в системе уголовного судопроизводства и уравновешивает просчеты в деятельности органов государства.Более того, согласно позиции Европейского суда по правам человека, обращение в прокуратуру представляет собой эффективное средство защиты, предусмотренное национальным законодательством.Не смотря на разногласия среди ученых относительно оптимального перечня задач, которые должны выполняться в рамках прокурорского надзора, несомненно, что среди них можно выделить фундаментальные задачи, такие как использование правовых инструментов государства для обеспечения примат права, выявление незаконных действий, защита от незаконных действий и поддержание правопорядка. Многие эксперты также подчеркивают, что прокурорский надзор является реакцией на фактическое нарушение закона, начиная с момента сообщения о правонарушении и заканчивая окончательным решением суда. Он включает в себя быстрое, всестороннее, полное и беспристрастное расследование преступлений, восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов участников уголовного производства, а также своевременные меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. Все эти аспекты напрямую связаны с полномочиями прокурора, который является процессуальным руководителем досудебного расследования [12, с. 215].Для обеспечения качественного прокурорского надзора, необходимо учитывать сложность квалификации, общественное внимание, ожидаемый объем работы и профессиональный опыт прокуроров при назначении процессуальных руководителей досудебного расследования. В случае необходимости, можно также создать группы прокуроров. Мы считаем, что такие указания способствуют более эффективному руководству процессуальными делами. Однако необходимо акцентировать внимание на организационно-кадровом обеспечении органов прокуратуры, так как без правильной организации и кадровой поддержки эффективность надзора снижается. Недостаточное кадровое обеспечение и перегрузка прокуроров-руководителей процессуальных дел напрямую влияют на снижение эффективности надзора, делая его бессмысленным в таких условиях.Сфокусировав внимание на проблеме обеспечения прав потерпевшего, можно заметить, что начальные трудности связаны с правом на немедленное подачу заявления о преступлении и с признанием лица потерпевшим. Особое внимание должно быть уделено тому, что лицо должно действовать в соответствии с законом и моментально подавать заявление о преступлении. В связи с этим могут возникать препятствия для потерпевшего на начальных этапах досудебного расследования. Одним из факторов, приводящих к этим трудностям, является законодательное требование о полной и оперативной регистрации преступления. В этом контексте видно, что сложность расследования, отсутствие улик и неопределенность судебной перспективы могут побуждать уполномоченных лиц к незаконным действиям, что ограничивает доступ потерпевшего к правосудию, что гарантируется Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Это также приводит к неравенству сторон в уголовном производстве.В данном случае, особое внимание привлекает решение законодателя по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации об отказе от обязательной выдачи решения о признании лица потерпевшим, вместо этого вручая только талон-уведомление о принятии заявления и информацию о правах и обязанностях. Главной целью этой законодательной инициативы было упрощение процедуры (практически, ставящееся на автомате признание статуса потерпевшего). Однако, это привело к отсутствию официального подтверждающего документа о статусе потерпевшего и, следовательно, создало спорные интерпретации и трудности в прямом участии потерпевшего в уголовном процессе. Это фактически убрало один из элементов состязательного уголовного процесса, который включает активное участие сторон, включая их права.В данной ситуации наблюдается противоречие с традиционными представлениями о том, как обеспечивать состязательность в уголовном процессе, поскольку эта проблема касается не только прав стороны обвинения, как это указывает неоднозначная практика применения закона, но и прав потерпевшего, который делегирует свои интересы государству, но при этом получает особый правовой статус. Некоторые представители юридической науки и практики аргументируют, что введение в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации положения, позволяющего следователю отказать в признании лица потерпевшим, предотвращает злоупотребления гражданами возможностью автоматически получить статус потерпевшего.Важным аспектом в деятельности прокуратуры в контексте осуществления надзора является обеспечение прав подозреваемого, в частности, его права участвовать в проведении процессуальных действий. Это включает в себя возможность задавать вопросы, высказывать замечания и возражения, а также использовать технические средства в определенных случаях во время проведения процессуальных действий. Подозреваемому также предоставляется право подавать ходатайства с просьбой о проведении определенных действий.Осуществление вышеперечисленных прав подозреваемых и степень ответственности прокурора за обеспечение этих прав имеют особое значение в рамках принципа состязательности в уголовном процессе в Российской Федерации. В данном контексте под состязательностью понимается стремление к соблюдению прав подозреваемых, а также потребность в обеспечении быстрого, полного и беспристрастного расследования, а также соблюдении правовых процедур для каждого участника уголовного производства.Таким образом, деятельность прокурора заключается в принятии соответствующих мер для того, чтобы обеспечить права и законные интересы всех участников уголовного производства, а также соблюдение правовой процедуры. Важным аспектом является также наличие лица, которое инициировало проведение следственных и розыскных действий, и их участие в процессе, включая возможность задавать вопросы, выражать мнения и замечания, которые должны быть зафиксированы в протоколе.Организационные и методические аспекты реализации этих прав представляют собой сложную задачу, особенно в связи с высокой трудоемкостью данного процесса. В целом, указанные права участников уголовного судопроизводства наиболее полно отражают содержание принципа состязательности, который на этапе досудебного расследования не столько проявляется через противостояние правовых позиций сторон, как это может быть на стадии судебного разбирательства, но скорее через общее стремление всех сторон к обеспечению соблюдения правил и процедур в интересах беспристрастного и полного расследования. Важно соблюдать баланс процессуального положения сторон, учитывая их различные «весовые категории» и разнообразие правовых вопросов, которые могут возникать в ходе расследования из-за разной квалификации как подозреваемых, так и потерпевших. Это подчеркивает важность привлечения защитника подозреваемого и представителя потерпевшего как квалифицированных посредников между органом досудебного расследования и участниками уголовного производства с целью обеспечения соблюдения их прав. Важно отметить, что на стадии досудебного расследования за привлечение защитника подозреваемого и представителя потерпевшего отвечает следователь или прокурор.Особо важными аспектами являются полномочия прокурора по согласованию или отказу в согласовании ходатайств следователя к судье относительно проведения процессуальных мероприятий, а также возможность отмены незаконных и необоснованных постановлений следователей. Прокурор также может поручать следователям проведение указанных мероприятий, выдавать указания относительно их проведения, участвовать в них или осуществлять их непосредственно. Эти полномочия направлены на обеспечение соблюдения прав как потерпевших, так и подозреваемых.Прокурору предстоит тщательно проверять наличие законных оснований для согласования ходатайств следователей относительно проведения следственных (или розыскных) действий. Он также обязан немедленно отменять незаконные решения о закрытии уголовных производств и восстанавливать незаконно прекращенные предварительные расследования. Прокурору приходится следить за соблюдением процессуальных сроков, прав и законных интересов подозреваемых, а также обеспечивать строгое соблюдение прав подозреваемого, включая прекращение мер пресечения, которые были наложены из-за решений суда или их отмены. Перед согласованием ходатайств о проведении секретных следственных (или розыскных) действий, прокурору требуется проверить, соответствуют ли представленные данные требованиям законов, материалам и фактическим обстоятельствам уголовного производства. Эти вопросы должны решаться немедленно.Признание необходимости установления жестких временных рамок для прокурора означает, что ему следует действовать в строго установленные сроки. Это связано с особенностями сферы уголовного производства, где существует высокий риск нарушения прав его участников, и поэтому использование неопределенных сроков в определении процессуальных сроков не допустимо.Тем не менее, эффективное осуществление этих полномочий зависит от активного процессуального воздействия прокурора и требует, чтобы он бережно следил за действиями следователя. В этом контексте предлагается право прокурора получать отчеты о ходе расследования уголовных дел от следователей, дознавателей, руководителей следственных органов и работников следственных органов. Это усилит информированность прокурора о ходе расследования и позволит более оперативно выявлять нарушения закона, включая те, которые касаются прав и свобод участников процесса. Предложение о праве прокурора на получение таких отчетов считается обоснованным и следует рассматривать возможность внесения соответствующих законодательных изменений для его нормативного закрепления [19, с. 74].Один из важных аспектов прокурорского надзора, в контексте обеспечения соблюдения прав участников уголовного производства, заключается в активной поддержке заключения соглашения о примирении, при условии выражения соответствующей воли сторон. Это включает в себя обязанность информировать подозреваемого и потерпевшего о возможности примирения и ясное объяснение последствий заключения такой сделки. Важно подчеркнуть, что прокурору предписывается обеспечить, что такое соглашение заключается по добровольному выбору сторон, и не допускать использование каких-либо методов воздействия, включая психологическое давление.Несомненно, обеспечение прав участников уголовного производства в значительной степени связано не только с обеспечением принципа состязательности, но и с разумностью сроков досудебного расследования. Если рассматривать этот вопрос в контексте прокурорского надзора, возникает ряд проблем. Одной из этих проблем является странная и парадоксальная ситуация, заключающаяся в том, что прокурор в некоторых случаях лишен необходимых процессуальных инструментов для обеспечения разумных сроков проведения расследования. В этом контексте особое внимание заслуживает позиция С.П. Соляра, который указывает на проблему, заключающуюся в фактической невозможности завершения уголовных дел в случаях, когда нет оснований для закрытия дела следователем по реабилитирующим обстоятельствам и прокурором, поскольку ни одному лицу не было предъявлено обвинение [18, с. 93].Давайте согласимся на том, что такая процессуальная несостоятельность со стороны прокурора делает его зависимым от следователя и его законных решений. Тем не менее, обязанность обеспечения проведения досудебного расследования в разумные сроки лежит на прокуроре, а не на следователе. Поэтому, может быть целесообразно предоставить прокурору полномочия закрыть уголовное производство без ограничений. В конечном итоге можно сказать, что в данном случае важно найти баланс между скоростью и качеством, поскольку и слишком быстрое, и слишком медленное расследование несовместимы с полноценным расследованием.С учетом вышесказанного, можно утверждать, что эффективность надзорной функции прокурора проявляется, если он строго соблюдает как материальные, так и процессуальные требования законодательства, а также полностью и всесторонне контролирует процессуальную деятельность следователя, гарантируя своевременное, компетентное и адекватное расследование с целью защиты прав участников уголовного производства. Одновременно с этим необходимо обратить особое внимание законодателя на устранение выявленных недостатков в процессуальных нормах с целью уменьшения риска возникновения препятствий для справедливого правоприменения. Это, в свою очередь, способствует развитию прогрессивной системы уголовной юстиции в Российской Федерации.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Пудрова Г.С. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ (НА ПРИМЕРЕ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РФ) В СФЕРЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ДОСУДЕБНЫХ СТАДИЯХ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА // Вестник науки №11 (68) том 2. С. 316 - 335. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10782 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10782



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.