'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 2
  4. Научная статья № 44

Просмотры  28 просмотров

Пивоварова И.А., Коженко Я.В.

  


ПРАВОВОЙ ПОДХОД ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К ТРАКТОВКЕ ПОНЯТИЯ «ЭКСТРЕМИЗМ» *

  


Аннотация:
в работе приводится обзор понятия «экстремизм» и подход к его толкованию в области права. Отмечается тенденция широкого толкования в отечественном законодательстве данного феномена, путем перечисления перечня деяний, не обязательно связанных с категорией насилия. Это приводит к возможности привлечения к уголовной ответственности широкого круга лиц.   

Ключевые слова:
экстремизм, насильственный экстремизм, ненасильственный экстремизм, политический экстремизм.   


Согласно общепринятому понятию, экстремизм (от лат «extremus» - крайний, чрезмерный) – антисоциальное общественно-политическое явление, связанное с формированием определенной идеологии, основанной на нелегитимных и противоправных действиях. Многоаспектность понятия «экстремизм» создает сложности в его закреплении как юридической дефиниции. В международном праве до сих пор нет единого подхода к определению экстремизма и экстремистской деятельности. «Каждое государство стремится закрепить собственное понятие, с учетом исторических, культурных, национальных и религиозных особенностей» [1].На субъективный и конструируемый характер понятия «экстремизм» в смысловом поле указывает С.А. Сергеев: «….в теоретическом плане проблема определения экстремизма зависит, в конечном итоге, от того, что в данном обществе считается нормой, а что – отклонением от нее, девиацией. Поэтому в демократических обществах экстремистами называются те индивиды или группы, которые выступают за устранение демократии и установление авторитарного режима, а в авторитарных и тоталитарных обществах – наоборот» [2, 15].Рассматривая категорию «экстремизм» с точки зрения права, можно с полной уверенностью говорить о том, что в отечественном законодательстве она стала осмысляться в качестве формы политической борьбы уже в конце 1990-х годов. Сам общий процесс по формированию правовой базы по противодействию экстремизму в России начался с конца ХХ века. Особенной датой в отношении российской правовой системы, а также в отношении формирования механизмов правового противодействия данному феномену, считается 23 марта 1995 года, когда Президентом РФ Б.Н. Ельцином, был подписан особый Указ под №310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в РФ». В рамках данного Указа внимание было обращено на опасность повсеместного распространения и проникновения идей фашизма, которые в полной степени влияли бы на разжигание расовой, а также национальной и религиозной розни, что создавало бы угрозу конституционному строю Российской Федерации [3]. При этом сам термин «экстремизм» долгое время находился за пределами официальных документов, что следует рассматривать как правовой парадокс.. Только к концу 2001 года в отечественной правовой науке в полной мере начинается осмысление такого явления как «экстремизм». Связано это отчасти с террористической атакой на Соединенные Штаты Америки, которая была спланирована и организована 11 октября 2001 года членами террористической организации «Аль-Каида», запрещенной в России. Данный акт способствовал активизации современного осмысления феномена экстремизма. Уже в начале следующего года в Российской Федерации был принят ФЗ №114-ФЗ от 25 июля 2002 «О противодействии экстремисткой деятельности», в рамках которого отечественный законодатель в первый раз вводит данное понятие «экстремизм» и старается использовать метод обобщения, опираясь на конкретный список экстремистских действий. Важно также отметить тот факт, что в ст. 1 ФЗ от 25.07.2022 №114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» был впервые включен обособленный перечень действий, которые относятся к экстремизму. Более подробно обозначим все действия, закрепленные в ФЗ:насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации). За исключением делимитации, демаркации, а также редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами;публичное оправдание основ терроризма и иная террористическая деятельность;возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;пропаганда исключительности, а также превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии;публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;организация и подготовка указанных деяний, а также процесс подстрекательства к их осуществлению;финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг [4] Как можно отметить, отечественные законодатели стремятся раскрывать понятие «экстремизм» за счет перечисления тех или иных общественно-опасных деяний, которые не всегда бывают связаны с насилием (насилие рассматривается как родовой признак экстремистских деяний – И.П.) . По этому поводу В. Фуртат пишет: «экстремизм может проявляться законно до тех пор, пока эти активные действия не будут негативно влиять на какие-либо общественные отношения, охраняемые уголовным законодательством. Феномен экстремистской деятельности может посягать на закон, но и может представлять собой правомерное явление» [5]. Метод обобщения, используемый отечественным законодателем при определении экстремизма, дает возможность широкого толкования при квалификации преступлений и привлечении граждан к уголовной ответственности.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Пивоварова И.А., Коженко Я.В. ПРАВОВОЙ ПОДХОД ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К ТРАКТОВКЕ ПОНЯТИЯ «ЭКСТРЕМИЗМ» // Вестник науки №11 (68) том 2. С. 310 - 315. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10781 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10781



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.