'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 2
  4. Научная статья № 42

Просмотры  18 просмотров

Матвеева А.С., Кудрявцева Н.А.

  


УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ *

  


Аннотация:
настоящее исследование посвящено правонарушениям, связанным с правилами дорожного движения и эксплуатацией транспортных средств. Исследуется проблема правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с нарушением правил дорожного движения. Анализируются нормы уголовного права, регламентирующие ответственность за данные виды преступлений. Рассматривается понятие транспортной безопасности. В статье излагаются взгляды на выявление и решение проблем квалификации правонарушений в области дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.   

Ключевые слова:
транспортная безопасность, дорожное движение, нарушение ПДД, проблемы квалификации транспортных преступлений.   


На современном этапе развития автомобильный транспорт выступает важнейшим элементом транспортной системы страны. В связи с этим система обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств приобретает все больше серьезных проблем, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Нарушения приводят к ряду проблем в социально-экономической, административно-правовой и уголовно-правовой сферах, что приводит к необходимости разработки государственных мер в целях уменьшения степени воздействия последствий автомобилизации. Таким образом, автомобилизация страны, направленная на разрешение задач по перевозке пассажиров и грузов, привела к проблемам обеспечения безопасности дорожного движения.В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства, а их защиты целиком и полностью его обязанность [1]. Из этого следует, что обеспечение безопасности дорожного движения выступает средством охраны жизни и здоровья граждан, а также сохраняет материальные ценности, так как аварии, или любые другие опасные ситуации, которые произошли на дороге, причиняют вред человеку, его имуществу и государству. Российская Федерация проводит большую работу для повышения эффективности мер безопасности в этой сфере.Понятие транспортной безопасности толкуется в федеральном законе «О транспортной безопасности» [2] как реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.Согласно сведениям о показателях состояния безопасности дорожного движения число ДТП в 2022 году, по сравнению с 2020 годом, практически не изменилось, но количество погибших в них снизилось: 16152 человек в 2020 году, 14874 в 2021 и 12753 человек в 2022 году [7] . Главные причины неизменности аварийности на дорогах в России видятся в росте парка автомототранспортных средств. Согласно данным 2022 года, на регистрационном учете в Госавтоинспекции состоит более 60 миллиона единиц транспортных средств. Человеческий фактор так же играет особую роль. По мнению И. М. Тяжкова, высокая степень данного вида наказания заключается в том, что лица, имеющие дело с источниками повышенной опасности, не выполняют должным образом правила, обеспечивающие безопасное функционирование (движение и эксплуатацию) транспортных средств, по итогу чего причиняется вред здоровью и жизни людей [6]. Именно поэтому, необходимо оценить положительно изменения, которые были внесены за крайние года в УК РФ. Конкретно нужно обратить внимание на ужесточение уголовной ответственности лиц, управлявших транспортными средствами в нетрезвом виде. В то же время необходимо обратить внимание на то, что виновники аварии чаще уходят от ответственности. Основным вопросом, возникающим в ходе расследования таких преступлений, является вопрос о том, всегда ли имеется состав преступления в действиях лица, нарушившего правила дорожного движения и причинившего вред здоровью человека при наличии причинно-следственной связи. Данный вопрос разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения», уточнив, что уголовная ответственность по ст. 264 УК РФ наступает только в том случае, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь [3].Отграничение преступления от смежных составов, это важнейшая деятельность органов дознания, прокурора, суда. Ошибки в квалификации преступлений могут повлечь за собой серьезные последствия как для обвиняемого, так и для потерпевшего. Глава 27 УК РФ содержит несколько составов, которые можно назвать смежными. Они регулируют отношения, связанные с нарушениями правил движения транспорта. Однако отдельные элементы состава преступления существенно отличаются. Есть сравнить составы статей 263 и 264 УК РФ, то они будут отличаться по объекту, субъекту, предмету и объективной стороне. Статья 263 УК РФ предполагает наличие специального субъекта, который не только достиг шестнадцатилетнего возраста, но и обладает определенными профессиональными качествами. Основное отличие от субъекта преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ – обязанность по обеспечению безопасности движения и эксплуатации транспорта, которая наложена на него в связи с его профессиональной деятельностью. Что же касается субъекта статьи 264 УК РФ, то субъектом может быть только достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем [4]. Таким образом, составы преступлений схожи только субъективной стороной – виной в форме неосторожности. Необходимо также различать составы преступлений по статьям 264 и 268 УК РФ. Основное отличие заключается в субъекте. Если субъект состава преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ – это водитель транспортного средства, но субъект преступления по статье 268 УК РФ – это пассажир или пешеход, нарушающий правила движения. Таким образом, обращая внимание на элементы состава преступления при квалификации преступлений связанных с функционированием транспортных средств, можно правильно выбрать необходимую норму УК РФ.Под эксплуатацией транспортного средства следует понимать движение транспорта в пределах дорог, а также на прилегающих к ним территориях, предназначенных для движения транспортных средств (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). Наиболее сложным элементом состава рассматриваемого преступления является его объективная сторона, которая включает нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, общественно опасные последствия и причинную связь между нарушением и последствиями. Ответственность за нарушение правил эксплуатации транспортных средств наступает по ст. 264 УК РФ только в том случае, когда эксплуатация транспортного средства находится в тесной связи с обеспечением безопасности дорожного движения. Другими словами, под нарушением правил эксплуатации транспортных средств понимается нарушение правил использования только тех узлов и агрегатов транспортного средства, которые обеспечивают возможность его движения (рулевой механизм, очистительные щетки, тормоза и т. д.). Примечательно, что в ст. 264 УК РФ законодатель четко отделил союзом «или» правила дорожного движения от правил эксплуатации, но при этом из диспозиции статьи следует, что вменить нарушение этих правил можно только лицу, «управляющему механическим транспортным средством» [5].Опираясь на все вышеизложенное, считаем, что обеспечение безопасности дорожного движения должно выступать в виде средства охраны жизни и здоровья граждан, потому что дорожно-транспортные происшествия причиняют огромный вред человеку, обществу, а также государству. Необходимо создать правовую базу для повышения эффективности государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения и снижения уровня дорожно-транспортных происшествий. С этой целью ужесточить санкции за повторное совершение административных правонарушений в области безопасности дорожного движения.Таким образом, обеспечение безопасности дорожного движения должно выступать в виде средства охраны жизни и здоровья граждан, потому что дорожно-транспортные происшествия причиняют огромный вред человеку, обществу, а также государству. Необходимо создать правовую базу для повышения эффективности государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения и снижения уровня дорожно-транспортных происшествий. С этой целью ужесточить санкции за повторное совершение административных правонарушений в области безопасности дорожного движения.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Матвеева А.С., Кудрявцева Н.А. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ // Вестник науки №11 (68) том 2. С. 292 - 298. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10779 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10779



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.