'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 2
  4. Научная статья № 39

Просмотры  39 просмотров

Лобанников Е.Р., Струтинская Т.А.

  


МЕСТО И РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются место и роль Президента в системе органов публичной власти. Место и роль Президента в системе органов публичной власти рассматриваются в данной статье с учетом специфики президентского статуса в Российской Федерации. Отличительной особенностью конституционно-правового статуса Президента является его обладание широкими полномочиями в отношении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Одним из основных принципов организации государственной власти в Российской Федерации является разделение властей. В этом контексте рассматривается роль Президента и его взаимодействие с остальными ветвями власти.   

Ключевые слова:
президент, институт президентский власти, публичная власть, президент в системе власти.   


Президент – высшее должностное лицо в системе органов публичной власти. В странах с президентской формой правления президент обладает огромной властью и влиянием на политическую жизнь государства.Однако место президента в системе государственных органов зависит от конкретной конституционной модели государства. В президентской республике президент является главой государства и символическим носителем власти. Он представляет страну на международной арене и выполняет ряд конституционных функций, включая назначение и увольнение чиновников, формирование внешней политики и подписание законов. Президент в полной мере осознает свою ответственность и работает на благо государства. Его положение в системе власти дает ему возможность влиять на развитие и процветание страны, а также обладает авторитетом и является передовым представителем своей нации. Страна опирается на него в международных отношениях и национальных проблемах.Однако сама должность президента требует высокого уровня компетенции и лидерства. Президент должен быть умелым стратегом, дипломатом, готовым принимать ответственность за принимаемые решения. Его вклад в повседневную работу государственных органов и формирование политики оказывает огромное воздействие на общественное мнение и будущее страны. Президент – ключевая фигура в системе государственной власти. Его роль не только огромна, но и незаменима для успешного развития государства, являясь главным символом нации, олицетворением ее мощи и влияния.В Конституции Российской Федерации вопрос о природе президентской власти является объектом активных дискуссий и споров среди авторитетных правоведов. Взгляды на конституционный статус Президента различны. Некоторые, например, М.В. Баглай, считают, что президентская власть не подпадает ни под законодательную, ни под исполнительную, ни под судебную ветви [2]. С. А. Авакьян, напротив, рассматривает полномочия Президента РФ как исполнительно-распорядительные [1]. В. Г. Стрекозов видит статус главы государства в тесной взаимосвязи с исполнительной ветвью власти [7].Для лучшего понимания статуса Президента РФ и его взаимодействия с другими ветвями власти, обратимся к соответствующим статьям Конституции РФ, определяющим его функции и полномочия. Особое внимание следует уделить взаимодействию с судебной и законодательной ветвями. Президент РФ оказывает значительное влияние на законодательную ветвь власти. Согласно Конституции РФ, у Президента есть право законодательной инициативы. Он может представлять Федеральному Собранию свои предложения о внесении, изменении или отмене федеральных законов. В отношении судебной ветви власти, Президент РФ не имеет прямого влияния на формирование кадров, но важно отметить, что он обладает возможностью выражать позицию и оказывать влияние на процесс формирования судейского состава. Это может осуществляться через участие в назначении и отстранении судей, а также через выработку стратегического направления судебной реформы.Анализируя статус Президента РФ в контексте разделения властей, видно, что его взаимодействие с судебной и законодательной ветвями играет важную роль в конституционной системе. Это подчеркивает значимость главы государства в обеспечении гармоничного функционирования властей, реализации правосудия и разработке законодательства в интересах граждан России [3].Одним из аспектов взаимодействия Президента РФ с судебной властью является его прямое влияние на назначение судей. Согласно пункту "е" статьи 83 Конституции РФ, Президент РФ имеет право представлять Федеральному Собранию РФ кандидатуры на должности судей Конституционного и Верховного Судов РФ, Генерального прокурора РФ и его заместителей, а также назначать судей федеральных судов. Это означает, что у Президента РФ есть возможность оказывать влияние на формирование кадров в судебной системе, но его полномочия в этой сфере ограничены. Такое ограничение полномочий Президента РФ связано с принципами независимости судебной власти и обеспечением судебной неприкосновенности. Однако важно отметить, что роль Президента РФ в процессе назначения судей играет значимую роль в обеспечении квалифицированного и независимого судебного состава. Выдвигая кандидатуры на должности судей, он имеет возможность внести свою позицию и влиять на процесс формирования судебного устройства страны. Хотя его влияние на формирование судебных кадров ограничено, он все же имеет возможность выражать свою позицию и оказывать влияние на процесс формирования состава судейских органов. Роль Президента РФ в отношении судебной и законодательной власти является значительной. Его право вносить предложения по законам и формировать позицию по законопроектам, принятым Федеральным Собранием, дает ему полномочия влиять на правовую систему и законодательный процесс страны. Президент России играет ключевую роль в обеспечении баланса власти и эффективного функционирования государства.Президент Российской Федерации играет ключевую роль в обеспечении единства и стабильности системы государственной власти, а также в эффективном функционировании страны. Его влияние на законодательный процесс и судебную власть позволяет ему внести значительный вклад в развитие правового государства и защиту прав и свобод граждан [6].Президент РФ не только гарантирует судебную независимость, но и оказывает существенное влияние на законодательный процесс. Его роль и ответственность заключаются в создании условий для демократического правопорядка и эффективного управления страной в соответствии с принципами Конституции. Как одно из самых высоких должностных лиц в стране, Президент РФ способен действовать в интересах граждан и обеспечивать стабильность и процветание России.Также он имеет возможность предлагать кандидатуру председателя Правительства РФ Федеральному Собранию для утверждения. В соответствии с пунктом "г" статьи 84 Конституции РФ, он может вносить законопроекты в Государственную Думу. Кроме того, Президент РФ обладает правом подписания и публикации федеральных законов, а также может использовать право вето, согласно статье 84 Конституции. Важно отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 111 Конституции РФ, Президент РФ обладает главным полномочием по отношению к законодательной ветви власти – он имеет право на роспуск Государственной Думы, что подтверждает его роль в качестве органа, контролирующего законодательную государственную власть.Наиболее широкий спектр полномочий Президент РФ имеет по отношению к исполнительной ветви власти. В соответствии с пунктами "а" и "д" статьи 80 Конституции РФ, Президент непосредственно участвует в формировании кадрового состава Правительства РФ. Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 115 Конституции, глава государства имеет право отменять принятые Правительством РФ постановления и распоряжения, если они противоречат действующему законодательству. Это подтверждает значимость Президента РФ в контроле за деятельностью исполнительной ветви власти [5].Таким образом, Президент РФ обладает значительными полномочиями, особенно по отношению к законодательной и исполнительной ветвям власти. Его роль в формировании законодательной инициативы, влияние на законотворческий процесс и контроль за исполнительной властью подчеркивают его важное положение в системе разделения властей в Российской Федерации.Статья 83 Конституции РФ предоставляет Президенту РФ полномочия председательствовать на заседаниях Правительства РФ. Это означает, что Президент в своем статусе определяет основные направления деятельности Правительства и оказывает влияние на работу исполнительной ветви власти. Однако, при анализе полномочий главы государства, установленных в основном законе, становится понятно, что Президент РФ не относится к определенной ветви власти. Хотя существуют некоторые рычаги влияния на все ветви власти, следует отметить, что эти инструменты не делают органы власти полностью зависимыми от главы государства. Важно понимать, что Конституция РФ предоставляет Президенту определенные полномочия, которые позволяют ему вести активную политику и воздействовать на работу правительства и законодательной власти. Однако, система разделения властей в России налагает ограничения на полномочия Президента и обеспечивает баланс между различными ветвями государственной власти.Президент РФ занимает особое место в системе разделения властей. Он не принадлежит ни к одной из существующих ветвей власти, но имеет возможность влиять на их работу. Важно подчеркнуть, что Конституция РФ ставит ограничения на полномочия Президента и обеспечивает баланс и независимость органов государственной власти.Таким образом, можно сделать вывод, что в системе разделения властей Президент РФ играет важную роль и обладает значительными полномочиями в отношении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Однако, следует отметить, что его влияние на судебную власть ограничено, в то время как его взаимодействие с законодательной ветвью более существенно.Однако на практике реализация принципа разделения властей обусловлена установлением правовых норм и возникновением специальных правоотношений, которые регулируют взаимодействие органов государственной власти [4].В системе разделения властей, включающей исполнительную, законодательную и судебную, Президент занимает высшую должность в исполнительной ветви власти. В этой роли он имеет полномочия и ответственность за управление государством, осуществление государственной политики и обеспечение исполнения законов. Он обладает правом инициативы в законодательном процессе, предлагая законодательные инициативы и имея право вето на законы, принятые парламентом.В своей роли президент также может выполнять различные функции лидера нации, может выступать с обращениями к нации, участвовать в церемониях и других мероприятиях, отражающих единение и символизирующих государственность.Одним из основных критериев для определения места и роли Президента является конституционная система государства. В некоторых странах, таких как Соединенные Штаты Америки, Президент является полностью независимым от правительства и законодательной власти, в то время как в других странах, таких как Франция, Президент играет одну из ключевых ролей в политической системе, но имеет меньшую степень власти.Президент обычно является главой государства и олицетворяет его на международной арене. Он представляет страну на самом высоком уровне и принимает участие во встречах и переговорах с другими лидерами государств. Кроме того, Президент часто выполняет такие функции, как подписание и ратификация международных договоров, назначение и отзыв дипломатических представителей.В ряде стран Президент также является главой правительства. Он назначает и возглавляет кабинет министров, определяет основные направления государственной политики и принимает решения по ключевым вопросам. Однако, в большинстве стран эти функции в большей степени выполняются парламентом или правительством, и Президент является в основном символической и представительной фигурой.В странах с президентским правлением, Президент обладает значительными полномочиями в области назначения и управления государственными служащими, осуществления контроля над армией и правоохранительными органами. Он также ответственен за обеспечение соблюдения законности и защиту конституционных прав граждан.Одной из важнейших функций является защита и соблюдение конституции. Президент должен быть гарантом свобод и прав граждан, а также балансировать интересы различных политических сил и общественных групп. Он должен работать во благо страны и ее граждан, принимая решения на основе общественного доверия и в соответствии с конституцией.Президент Российской Федерации занимает высшую должность в исполнительной ветви власти, обладая широкими полномочиями и ответственностью за управление государством, реализацию государственной политики и соблюдение законов. Его роль также заключается в гарантировании соблюдения конституции и обеспечении стабильности в политической системе страны.Рассматривая роль Президента Российской Федерации в системе разделения властей, видно, что он занимает особое положение. Хотя глава государства не может быть четкой частью какой-либо ветви власти, он все же оказывает значительное влияние на их гармоничное взаимодействие. Мы склонны считать, что Президент России представляет самостоятельный орган власти, выполняющий функции контроля и координации, осуществляя контроль и согласование деятельности других ветвей власти. Это позволяет рассматривать главу государства как четвертую ветвь власти.В свете данного вывода возникает возможность представить систему разделения властей в России в виде четырех ветвей, которые включают президентскую ветвь, оказывающую как прямое, так и косвенное влияние на остальные ветви власти. Важно отметить, что предлагаемые изменения к Конституции РФ имеют потенциальную способность изменить принцип разделения властей и расширить полномочия главы государства. При принятии этих поправок Президент РФ получит возможность организационно руководить работой судов, прокуратуры и силовых министерств в условиях предварительного согласования соответствующими представителями, большинство из которых назначаются исполнительной властью. Мы считаем, что такой сценарий нарушает принцип разделения властей, закрепленный в статье 101 Конституции РФ.Таким образом, место и роль Президента в системе органов публичной власти зависят от конкретной конституционной модели государства, но в целом президентскую должность можно рассматривать как высшую должность в исполнительной ветви власти, с полномочиями ведения внешней политики, управления государством и обеспечения соблюдения конституции и закона. Кроме того, Президент выполняет символическую роль лидера нации и играет важную роль в формировании политической позиции страны. Роль Президента в системе органов публичной власти охватывает широкий спектр функций и полномочий, что делает его ключевым фигурантом в политической жизни государства. Место и роль Президента в системе органов публичной власти зависят от исторического, политического и конституционного контекста каждой страны. Однако, в целом, Президент является ключевым фигурантом в политической системе, обеспечивая единство и стабильность государства, защищая интересы страны и обеспечивая соблюдение законности и конституционных норм.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Лобанников Е.Р., Струтинская Т.А. МЕСТО И РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ // Вестник науки №11 (68) том 2. С. 268 - 277. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10776 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10776



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.