'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 2
  4. Научная статья № 35

Просмотры  40 просмотров

Коада А.И.

  


ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОМИЛОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ *

  


Аннотация:
в данной статье особенности реализации помилования в Российской Федерации. Автором статьи рассмотрена процедура принятия решения о помиловании и выявлены проблемные аспекты данного вопроса. В завершении статьи автор приходит к выводу о том, что помилование становится действенным инструментом современного законодательства.   

Ключевые слова:
помилование, ходатайство, осужденный, наказание, уголовно-исполнительное законодательство.   


Изучение вопросов помилования в уголовном праве актуально по нескольким причинам. Во-первых, это связано с историческим аспектом, поскольку помилование было одним из инструментов государственной политики в СССР и имела большое значение для многих людей, попавших под репрессии. Изучение этой темы позволяет лучше понять историю страны и ее правовую систему. Во-вторых, вопросы помилования остаются актуальными и в настоящее время. Изучение этой темы позволяет лучше понять современные правовые процессы и их социальное значение. Наконец, изучение вопросов помилования имеет практическое значение для юристов и правоохранительных органов. Знание законодательства и практики применения помилования помогает юристам правильно оценивать ситуацию и защищать интересы своих клиентов, а правоохранительным органам – правильно применять законодательство и учитывать социальные и политические аспекты в своей работе.Помилование представляет собой процедуру, при которой глава государства или другой компетентный орган может смягчить наказание либо освободить от него лицо, признанное виновным в совершении преступления. Помилование может быть частичным или полным. В настоящее время помилование представляет собой решение Президента Российской Федерации, улучшающее правовое положение индивидуально определенного лица, осужденного за совершение преступления, отбывающего наказание или отбывшего его и имеющего судимость.До декабря 2001 года в Российской Федерации действовала (созданная указом Президента РФ от 12 января 1992 г. № 17) Комиссия по помилованию при президенте РФ. Ее работа неоднократно подвергалась критике, поскольку считалось, что, во-первых, помилование ежегодно осуществляется в отношении слишком большого числа осужденных, что не позволяет грамотно подойти к анализу целесообразности помилования в каждом случае. Вторым аргументом было то, что в число помилованных попадали лица, осужденные за тяжкие умышленные преступления, а также рецидивисты, что могло негативно сказаться на нормализации криминогенной ситуации в обществе и привести к повторному совершению преступлений лицами данной группы. Кроме того, это подвергало опасности потерпевших от данных преступлений.Одновременно с этим в федеральную комиссию направлялся слишком большой поток обращений, что часто приводило к тому, что ее сотрудники допускали ошибки при согласовании помилования.По совокупности этих причин в 2001 году комиссия была расформирована, а ее полномочия переданы комиссиям субъектов РФ. Решение этих комиссий в настоящее время носит рекомендательный характер. После того, как комиссия выносит решение о помиловании, оно должно пройти согласование у губернатора соответствующего субъекта, а уже после быть направлено в администрацию президента РФ. Таким образом, многоступенчатый характер рассмотрения прошений о помиловании призван снизить число ошибок. При рассмотрении ходатайства осужденного о помиловании учитываются все сведения об осужденном – количество судимостей, тяжесть совершенного деяния, наличие отягчающих и смягчающих обстоятельств, о том, был ли он признан особо опасным, а также иные сведения, полученные из исправительного учреждения, где осужденный отбывает наказание. Важную роль могут сыграть состав семьи, материальной положение или наличие особых заслуг перед Родиной у осужденного лица [1; 201].Если в помиловании было отказано, осужденный может повторить попытку через год с момента подачи ходатайства. Если же президент принял решение о помиловании, то осужденному немедленно объявляется о данном решении, после чего ему выдается копия указа о помиловании и соответствующая справка. Результатом помилования становится досрочное освобождение лица. В последние годы было принято важное решение о возможностях применения помилования к лицам, отбывающим иные меры уголовно-правового характера, и обращения с ходатайством о помиловании непосредственно в комиссию по вопросам помилования, минуя администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. При этом некоторые исследователи указывают на то, что данное нововведение противоречит уголовному и уголовно-исполнительному законодательству [5; 41].В настоящее время помилование (в отличие от амнистий, носящих массовый характер) рассматривается как исключительная мера. Правозащитники указывают на недостаточное применение помилования и забюрократизированность его процедуры.Кроме того, исследователи выделяют и иные проблемные вопросы данного института.А.С. Жолобова указывает на то, что каждое лицо имеет право ходатайствовать о помиловании, но для этого оно должно признать себя виновным, поскольку это является обязательным условием рассмотрения ходатайства [2; 1]. В свою очередь то, что человек признал себя виновным, даже в случае помилования, отнимает возможность на его реабилитацию и восстановление доброго имени. Это, в свою очередь устраивает далеко не всех осужденных, поэтому если человек не считает себя виноватым в преступлении, за которое он осужден, он не будет ходатайствовать о помиловании.При этом, как отмечает Г.А. Майстренко, комиссия о помиловании не ставит под вопрос справедливость вынесенного судом приговора, не истребует уголовного дела и не проверяет обоснованность решения, поскольку данные полномочия возложены на иные органы [4; 370].По мнению А.С. Жолобовой, представляется целесообразным установить право ходатайствовать о помиловании для лиц, приговоренных к пожизненному заключению, а также за особо опасный рецидив после фактического отбытия минимального срока, установленного на нормативном уровне [2; 3]. А.В. Зейналбдыева указывает, что «отнесение вопросов объявления и применения амнистии только одной палате Федерального Собрания, а не двум занижает правовую значимость таких актов» [3; 40]. По мнению указанного автора, большей объективности в данном вопросе можно будет достичь, если вопрос о помиловании будет рассматриваться обеими палатами парламента.В вопросах реализации положений о помиловании осужденных существует необходимость нормативного регулирования сроков подачи ходатайств (прошений о помиловании) на региональном и федеральном уровнях, а также анализа текущей ситуации на предмет справедливости применения данного института по отношению к категориям осужденных отбывающие наказание за преступления небольшой, средней тяжести и лица, приговоренные к пожизненному заключению за совершение особо опасных деяний . Сложившаяся ситуация приводит к тому, что излишне долгий срок рассмотрения ходатайства о помиловании приводит к тому, что ходатайствовать лицу становится нецелесообразно, особенно, когда он осужден на сравнительно не большой срок и имеет возможно освободиться из мест лишения свободы условно-досрочно.Институты помилования и амнистии являются достаточно востребованными в нашей стране. Несмотря на сравнительно небольшое количество помилованных за последнее время в сравнении с предыдущими десятилетиями, деятельность комиссии по помилованию смягчает участь сотен людей ежегодно.Значение помилования для современного права заключается в возможности государства смягчать наказание для определенных категорий лиц или в определенных ситуациях. Это позволяет уменьшить перегрузку уголовной юстиции, облегчить условия содержания заключенных, а также дать возможность лицам, совершившим преступления, исправиться и вернуться в общество. Однако, применение помилования должно быть сбалансированным и не должно противоречить принципам правосудия и законности.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Коада А.И. ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОМИЛОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ // Вестник науки №11 (68) том 2. С. 225 - 230. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10772 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10772



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.